Дело №2-398/2024
УИД 13RS0023-01-2024-000122-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 16 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Митрошкиной Е.П.,
при секретаре судебного заседания Рощиной Р.А.,
с участием в деле:
истца – Бутранова Эдуарда Николаевича,
ответчика – Вишнякова Алексея Константиновича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутранова Эдуарда Николаевича к Вишнякову Алексею Константиновичу о компенсации морального вреда,
установил:
Бутранов Эдуард Николаевич обратился в суд с иском к Вишнякову Алексею Константиновичу о компенсации морального вреда, причиненного преступлением.
Требования мотивированы тем, что приговором Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 8 сентября 2023 г. Вишняков А.К. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 318, статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (угроза применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением должностных обязанностей, а также публичное оскорбление представителя власти). Приговор вступил в законную силу 15 ноября 2023 г. В рамках расследования уголовного дела Бутранов Э.Н. признан потерпевшим. В результате преступных действий Вишнякова А.К. истцу был причинен моральный вред. На тот момент он испугался за свою жизнь и за жизнь своей семьи, поскольку ответчик угрожал расправой, подкрепляя угрозы деревянной палкой «веретено», заостренной с двух концов. Кроме того, ответчик высказал в его адрес нецензурные выражения в присутствии посторонних лиц, тем самым подрывая его репутацию в глазах окружающих. После произошедшего он стал переживать за свою семью, за троих несовершеннолетних детей.
Просил взыскать с Вишнякова А.К. в счет компенсации морального вреда 100000 рублей.
В судебном заседании истец Бутранов Э.Н. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Вишняков А.К., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования не признал, считал их незаконными и необоснованными, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что 27 марта 2023 г. примерно в 01 час 00 минут инспектор ДПС ГИБДД МВД по Республике Мордовия Бутранов Э.Н. совместно со старшим инспектором ДПС ФИО2 во время несения службы находились около дома №23 по ул.Л.Толстого г.Саранска, где под знаком «Стоянка запрещена. Эвакуация» были припаркованы автомобили. С целью составления протоколов об административном правонарушении Бутранов Э.Н. направился в сторону указанных автомобилей. В это же время мимо проходил Вишняков А.К., который подбежал к инспектору ДПС Бутранову Э.Н. и начал выражать недовольство, при этом выражаясь нецензурной бранью по поводу того, что Бутранов Э.Н. желает привлечь водителей автомобилей к административной ответственности. Указанные нецензурные слова были высказаны в циничной форме в присутствии инспектора ДПС ФИО2, а также гражданина ФИО1, находившегося в непосредственной близости от них. Несмотря на то, что Бутранов Э.Н. попросил Вишнякова А.К. отойти и не мешать выполнять свои должностные обязанности, тот достал из кармана пальто «веретено» (деревянная палка длиной 30-35 см, заостренная с обоих концов) и высказал Бутранову Э.Н. угрозу применения насилия, подкрепляя угрозу демонстрацией предмета, используемого в качестве оружия. Инспектор ДПС Бутранов Э.Н., видя, что Вишняков А.К. находится в состоянии алкогольного опьянения, ведет себя агрессивно, воспринял данную угрозу применения насилия как реальную.
Вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 8 сентября 2023 г. Вишняков А.К. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 318, статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть в совершении угрозы применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти и в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а также публичного оскорбления представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.
В рамках расследования уголовного дела Бутранов Э.Н. был признан потерпевшим.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия, и совершены ли они данным лицом.
Обращаясь в суд, Бутранов Э.Н. настаивал на том, что противоправным поведением ответчика ему были причинены нравственные страдания. Будучи отцом троих несовершеннолетних детей, которые находятся на его иждивении, он опасался за свою жизнь и здоровье. Кроме того, высказывая слова нецензурной брани в отношении него в присутствии посторонних граждан, ответчик тем самым подрывал его авторитет как представителя власти.
Ответчик Вишняков А.К., не признавая исковые требования, указал на то, что работал водителем в службе такси и часто сталкивался с несправедливым отношением сотрудников ГИБДД к водителям такси, поэтому вмешался в данную ситуацию. Считает, что истцом не представлено доказательств его вины.
В соответствии со статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).
Согласно статье 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Критерий справедливости указанной компенсации предполагает установление судом соответствия ее фактическим обстоятельствам дела, характеру правонарушения и наступившим последствиям, тогда как критерий разумности предполагает учет имущественного положения нарушителя.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда).
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (пункт 28).
Разрешая спор о компенсации морального вреда, суд в числе иных заслуживающих внимания обстоятельств может учесть тяжелое имущественное положение ответчика-гражданина, подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами (например, отсутствие у ответчика заработка вследствие длительной нетрудоспособности или инвалидности, отсутствие у него возможности трудоустроиться, нахождение на его иждивении малолетних детей, детей-инвалидов, нетрудоспособных супруга (супруги) или родителя (родителей), уплата им алиментов на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей либо на иных лиц, которых он обязан по закону содержать) (пункт 29).
Судом установлено, что Вишняков А.К. совершил угрозу применения насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, а также публичное оскорбление истца как представителя власти, находящегося при исполнении служебных обязанностей, в присутствии посторонних лиц, что, несомненно, причинило истцу нравственные страдания, связанные с переживаниями за свою жизнь и здоровье, честь и достоинство как сотрудника правоохранительных органов. При этом суд учитывает, что Вишняков А.К. без какой-либо причины вмешался в правомерную деятельность инспектора ДПС Бутранова Э.Н., пресекающего в тот момент административное правонарушение в области дорожного движения, вел себя очень дерзко, проявлял явное неуважение к представителю власти. Несмотря на то, что Вишняков А.К. при рассмотрении уголовного дела признал свою вину в совершении вышеуказанных преступлений в полном объеме, в настоящем судебном заседании ответчик исковые требования Бутранова Э.Н. не признал, считал их неправомерными, перед потерпевшим не извинился.
Наличие статуса должностного лица, безусловно, не означает, что потерпевший испытал незначительные страдания, когда Вишняков А.К. совершил угрозу применения насилия, не опасного для жизни, и был оскорблен нецензурной бранью и неприличными высказываниями в присутствии посторонних лиц. Напротив, в таком положении, когда оскорбление являлось публичным, истец испытал нравственные страдания, связанные с подрывом его авторитета как представителя власти, унижением его чести и достоинства, а также испытал страх за жизнь и здоровье при том, что он является отцом троих несовершеннолетних детей.
При определении размера компенсации морального вреда, суд также принимает во внимание имущественное положение ответчика, который отбывает наказание в виде лишения свободы, источника дохода не имеет, лиц, которым обязан предоставлять содержание, также не имеет.
Учитывая фактические обстоятельства дела, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, имущественное положение ответчика, суд определяет к взысканию с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением.
Исходя из изложенного, в соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в бюджет городского округа Саранск суд взыскивает государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,
решил:
исковые требования Бутранова Эдуарда Николаевича к Вишнякову Алексею Константиновичу о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Вишнякова Алексея Константиновича (паспорт <данные изъяты>) в пользу Бутранова Эдуарда Николаевича (паспорт <данные изъяты>) в счет компенсации морального вреда 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска Бутранову Эдуарду Николаевичу отказать.
Взыскать с Вишнякова Алексея Константиновича (паспорт <данные изъяты>) в бюджет городского округа Саранск государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.П. Митрошкина
Мотивированное решение суда составлено 21 февраля 2024 года.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия Е.П. Митрошкина