Дело № 2-68/2024
УИД 29RS0019-01-2023-001593-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 23 января 2024 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Виноградова В.В., при секретаре судебного заседания Драчковой Д.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район» к Бочарову ... о возложении обязанности освободить территорию общего пользования,
установил:
МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район» обратилось в Онежский городской суд с исковым заявлением к Бочарову ... о возложении обязанности освободить территорию общего пользования, расположенную по адресу: ... путем демонтажа металлических ворот в течение одного месяца с даты вынесения решения суда.
В обоснование заявленного требования указано, что Бочаровым ... в отсутствии правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов на земельный участок, на грунтовой дороге общего пользования, между земельными участками ... по <Адрес>, размещены металлические ворота.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ФИО.
Представитель истца МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район», ответчик Бачаров С.В., третье лицо ФИО в судебном заседании не участвовали, о дате, месте и времени извещены надлежащим образом, стороны просили суд рассмотреть дело в их отсутствие. В ходе телефонного разговора ответчик Бочаров С.В. пояснил, что забор установлен для того, чтобы посторонние лица не попадали на территорию. Ворота не закрываются на ключ, их можно открыть для проезда.
На основании определения суда дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения.
Судом установлено, что <Дата> в КУСП ОМВД России по Онежскому району ... зарегистрировано сообщение от ФИО, <Дата> года рождения, о том, что в ... году Бочаров ..., <Дата> года рождения, установил металлические ворота на грунтовой дороге общего пользования, между земельными участками <Адрес>, тем самым перекрыв единственное автомобильное сообщение, ведущее к земельному участку <Адрес>, принадлежащему заявителю (ФИО).
Согласно рапорту ст. УУП ОМВД России по Онежскому району ФИО, <Дата> им осуществлялся выезд с целью производства разбирательств по факту поступившего сообщения от ФИО, <Дата> г.р. По прибытии на место происшествия было обнаружено, что грунтовая дорога, ведущая к земельному участку ФИО, перекрыта воротами. Ворота на момент осмотра на запирающие устройства не закрыты.
В ходе проверки сообщения ст. УУП ОМВД России по Онежскому району взято объяснение, согласно которому Бочаров С.В. пояснил, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок ... по .... Земельным участком ...А ФИО стал пользоваться в ... году. Поскольку за принадлежащим ему земельным участком землей никто не пользовался, он в ... году установил ворота между земельными участками ..., тем самым ограничив проезд к участку, принадлежащему ФИО на праве собственности.
Определением заместителя начальника полиции ОМВД России по Онежскому району от <Дата>, материал проверки по КУСП ... от <Дата> направлен по подведомственности, руководителю аппарата администрации МО «Онежский муниципальный район».
<Дата> осуществлен выезд специалистов земельного отдела муниципального казенного учреждения «Комитет муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» по адресу: Архангельская ... между земельными участками .... В результате выезда установлено наличие металлических ворот на грунтовой дороге общего пользования между земельными участками № ..., составлен акт осмотра территории.
<Дата> направлено требование в адрес Бочарова С.В. об устранении допущенного нарушения и принятия мер по освобождению территории общего пользования в срок до <Дата>.
<Дата> осуществлен повторный выезд специалистов земельного отдела Комитета по адресу: .... В результате выезда установлено наличие металлических ворот на грунтовой дороге общего пользования, между земельными участками ..., составлен акт осмотра территории, таким образом, требование не исполнено.
В Земельный кодекс РФ в редакции Федерального закона N 171-ФЗ от 23.06.2014 введено понятие "земельный участок".
Согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 ЗК РФ).
Из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ следует, что земельными участками, расположенными на территории городских округов, распоряжаются органы местного самоуправления городских округов; земельными участками, расположенными на территории поселений, распоряжаются органы местного самоуправления поселений при наличии утвержденных правил землепользования и застройки; земельными участками, расположенными на территории поселений, где не утверждены правила землепользования и застройки, а также земельными участками, расположенными на межселенных территориях, распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Решением собрания депутатов седьмого созыва МО «Онежский муниципальный район» от 17 ноября 2022 года № 16 утверждено положение о муниципальном казенном учреждении «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район».
Согласно п.1.1 Положения, муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее по тексту — Комитет) является отраслевым органом администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, сельским хозяйством и экологией на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район».
Основной задачей Комитета является в том числе осуществление от имени муниципального образования «Онежский муниципальный район» и муниципального образования «Онежское» полномочий собственника муниципального имущества и земельных ресурсов, в том числе управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Архангельской области, муниципальными правовыми актами и настоящим Положением. (п.2.1). Осуществляет полномочия по муниципальному земельному контролю (п.2.7).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, истец - муниципальное казенное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» является органом, уполномоченным для обращения в суд с заявленными требованиями.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорные металлические ворота установлены за территорией земельного участка, принадлежащего ответчику, перекрывают грунтовую дорогу переулка ....
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности земельный участок с кадастровым номером: 29:27:060405:319, расположенный по адресу: ..., включен в Реестр муниципальной собственности муниципального образования «Онежское», о чем в Реестре сделана запись 3-О-001607.
В соответствии с п. 2.28.2 и 2.28.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «Онежское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Онежское» четвертого созыва от 17 октября 2018 года № 178, на территориях общественного назначения при разработке проектных мероприятий по благоустройству должна обеспечиваться: открытость и проницаемость территорий для визуального восприятия (отсутствие глухих оград), условия беспрепятственного передвижения населения (включая маломобильные группы), приемы поддержки исторически сложившейся планировочной структуры и масштаба застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей средой населенного пункта. Проекты благоустройства территорий общественных пространств разрабатываются на основании предварительных предпроектных исследований, определяющих потребности жителей и возможные виды деятельности на данной территории.
Администрацией разрешение на использование земельного участка, расположенного по адресу: ..., Бочарову С.В. не предоставлялось, что ответчиком не оспаривается. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком Бочаровым С.В. в отсутствие разрешительных документов, в нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования «Онежское» на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, возведено некапитальное строение - металлические ворота, препятствующее беспрепятственному использованию территории общественного назначения.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (ч. 2).
Как следует из ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии с приведенными законоположениями возведение здания, сооружения или другого строения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, в силу ч. 1 ст. 222 ГК РФ является самостоятельным основанием для признания постройки самовольной.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года, разъяснено, что одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д. Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. При этом, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно пункту 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
С учетом обстоятельств дела, вышеуказанных норм материального права суд, оценив представленные доказательства с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика Бочарова Сергея Владимировича обязанности освободить территорию общего пользования, расположенную по адресу: ... путем демонтажа металлических ворот.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
С учетом характера, степени сложности, объема предстоящей работы, конкретных обстоятельств дела, объема времени для устранения нарушений законодательства, учитывая требования закона об исполнении судебных постановлений в разумные сроки, а также необходимость соблюдения баланса публичных и частноправовых интересов, суд полагает необходимым в качестве правовосстановительной меры установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение одного месяца с даты вынесения решения суда, о чем просит истец. Указанный срок является разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления при подаче иска освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район» к Бочарову ... о возложении обязанности освободить территорию общего пользования – удовлетворить.
Обязать Бочарова ... (паспорт ...) освободить территорию общего пользования, расположенную по адресу: Архангельская ..., путем демонтажа металлических ворот в течение одного месяца с даты вынесения решения суда.
Взыскать с Бочарова ... в доход бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись В.В. Виноградов
...