копия
дело №2-1524/2023
уид 24RS0048-01-2022-007554-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Васильевой Л.В.,
при секретаре Кошкаревой Д.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Стрижовой Н.Г. о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к Стрижовой Н.Г. об обязании в течение 12 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: подготовить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина ХIXв., расположенный по адресу: <адрес>; выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наслоения регионального «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина ХIXв., расположенный по адресу: <адрес>, на основании проектной документации. Мотивировав свои требования тем, что решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № объект культурного наследия регионального значения «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина XIX в., расположенный по адресу: <адрес> (далее – ОКН), принят на государственную охрану. На основании Приказа Минкультуры РФ от 27.11.2015 №20982-р ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Приказом Министерства культуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден предмет охраны ОКН. Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ № зафиксировано состояние ОКН, сделан вывод о неудовлетворительном состоянии объекта, а также установлено необходимость проведения следующих работ по сохранению: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта: устройство отмостки по периметру стен объекта, ремонт крыши (ликвидация следов протечек), иные работ на основании комплексных научных исследований объекта (в срок до ДД.ММ.ГГГГ); выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией (в срок до ДД.ММ.ГГГГ). В 2021 году ОКН повторно осматривался Службой, о чём составлен акт технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ №. Установлено, что работы по сохранению на объекте не выполнены в настоящее время. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ОКН принадлежит на праве собственности Стрижовой Н.Г. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Попова М.Г. (полномочия подтверждены) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, по обстоятельствам, изложенным в иске.
Ответчик Стрижова Н.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Дополнительно суду пояснила, что при приобретении здания ей не было известно, о том, что это памятник. В 2008 году ею была сделана реконструкция здания. Считает несправедливым то, что ранее здание памятником не было, теперь считается памятником, и она должна делать дорогостоящий проект.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, а также обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон №73-ФЗ), который гарантирует в Российской Федерации сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и устанавливает государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), являющуюся одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В преамбуле к Закону №73-ФЗ указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с п.1 ст.33 закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
По правилам п.2 ст. 45 Закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 1 ст.48 Закона №73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № объект культурного наследия регионального значения «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану (л.д.6-8).
Приказом Министерства культуры Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден предмет охраны объект культурного наследия (л.д.14-19).
На основании Приказа Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (л.д.20).
Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (л.д.21-35).
Из выписки из ЕГРН следует, что объект культурного наследия с кадастровым номером 24:47:0010129, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Стрижовой Н.Г. (л.д.9-13, 111-114).
Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ № зафиксировано состояние объекта культурного наследия – двухэтажное бревенчатое, на кирпичном подколете здание, с подвалом, под скатной вальмовой крышей, Г-образное в плане. Техническое состояние – удовлетворительное. Требуется проведение работ по сохранению объекта, объект используется под гостиницу. Общее состояние – удовлетворительное. Фундамент – бутовый, ленточный, косвенные признаки, указывающие на потерю несущей способности, деформации фундамента не обнаружены. Техническое состояние оценивается удовлетворительно (п.п. б п. 2). Цоколь и отмостка: цоколь кирпичный на известково-песчаном растворе, оштукатуренный (выявлены участки разрушения штукатурного слоя, выпадения отдельных кирпичей, трещины по телу кладки цоколя, бетонная подливка под стены, сколы бетона), техническое состояние удовлетворительное. Отмостка по всем фасадам бетонная (имеются участки разрушения бетона, трещины по поверхности, сколы, растительность), техническое состояние не неудовлетворительное (п.п. в п. 2). Стены бревенчатые, рубленные в «обло» с остатком (обнаружены признаки естественного старения древесины – потемнение, продольные трещины; выявлены следы замачивания; на северном и восточном фасадах, над оконными проемами первого этажа северо-восточного угла, имеются рекламные вывески), техническое состояние удовлетворительное. Со стороны южного и западного фасада выполнены новодельные деревянные пристройки; на северном фасаде, в центральной части, устроен деревянный окрашенный балкон (окрасочный слой частично шелушится), техническое состояние удовлетворительное (п.п. г п.2). Крыша (стропила, обрешетка, кровля, водосточные желоба и трубы, парапет): крыша скатная вальмовая, с деревянными стропильными конструкциями (выявлены участки со следами естественного старения древесины отдельных элементов стропил, следы замачивания); кровельное покрытие - металлические кровельные листы, окрашенные (выявлены участки неплотного прилегания отдельных кровельных листов, коррозия, щели между листами, деформация отдельных листов, отсутствие герметичности крыши, шелушение окрасочного слоя покрытия кровли); карниз деревянный отмечены (имеются участки со следами замачивания и естественного старения древесины, разрушение целостности отдельных досок карниза); водосточная система с кровли здания организована наружная (некоторые элементы подвержены коррозии); техническое состояние крыши неудовлетворительное (п.п. д п. 2). Внешнее декоративное убранство: оконные наличники имеют прямые профилированные сандрики, декорированные орнаментом глухой резьбы и завершенные высоким прорезным очельем, в центре которого помещен пышный элемент объемной накладной резьбы в виде аканта; наличники окон, окрашены (окрасочный слой местами выцвел, шелушится); декором стройки являются оконные наличники с прямыми профилированными сандриками, венчающими прямую главную лобань, в поле которой помещены филенки, низ лобани «отбит» калеванной рейкой; наличники окон, окрашены; красочный слой местами выцвел, шелушится); карниз - большого выноса наблюдаются признаки естественного старения древесины, следы замачивания); техническое состояние декора в целом удовлетворительное (п.п ж п. 2). Лестницы, крыльца: на западном фасаде имеется металлическая лестница с ограждением, ведущая на второй этаж (лестница окрашена, выявлены небольшие участки шелушения окрасочного слоя; под основанием лестницы образовалась яма, что привело к просадке лестницы (по информации собственника); на момент освидетельствования яма засыпана, а лестница находится в проектном положении); на восточном фасаде имеется крытое деревянное крыльцо, окрашенное (выявлены потертости ступеней в ходовых местах, ощущение зыбкости при ходьбе; покрытие крыльца - из металлических листов по сплошному деревянному настилу (имеется незначительная коррозия металлических листов); техническое состояние удовлетворительное (п.п.з п. 2). Согласно разделу 3, общее состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта – удовлетворительное. Зафиксировано скопление воды на полах подвального помещения, вероятно из-за плохой гидроизоляции стан подвала (п.п. а п. 3). Перекрытия (плоские, сводчатые): деревянные, плоские по балкам; потолок перекрытий оштукатурен, побелен; произведена частичная замена инструкций перекрытия подвала на ново дельные; техническое состояние удовлетворительное (п.п. б п. 3). Полы: дощатые, окрашенные, местами застелены ковровым покрытием; в помещении кухни и в сан.узлах уложена керамическая плитка; окрасочный слой местами истерся; местами ощущаемся зыбкость при ходьбе; техническое состояние удовлетворительное (п.п.в п. 3). Стены и перегородки деревянные; обшиты гипсокартонном и окрашены, местами оклеены обоями, в помещении кухни и в сан.узлах отделаны керамической плиткой; техническое состояние удовлетворительное (п.п. г п. 3). Столбы, колонны: на первом этаже в восточной части имеется столб, отделанный керамической плиткой; техническое состояние удовлетворительное (п.п. д п. 3). Заполнения дверных и оконных проемов: заполнения оконных проемов деревянные оконные блоки с двойным остеклением, окрашенные (окрасочный слой отстает, шелушится), техническое состояние заполнений оконных проемов удовлетворительное; двери деревянные, окрашенные, в некоторых проемах остекленные; в помещении подвала - изделия из ПВХ-профилей; заполнения дверных проемов находятся в удовлетворительном техническом состоянии (п.п. е п. 3). Лестницы: в южной части здания расположена деревянная окрашенная лестница с ограждением из фигурных точеных балясин (наблюдается небольшая потертость окрасочного слоя в ходовых местах, ощущение зыбкости при ходьбе), техническое состояние удовлетворительное (п.п. ж п. 3). Лепные, скульптурные и прочие декоративные украшения (в т. ч. печи и камины, иконостасы и киоты): отсутствуют (п.п. з п. 3) (л.д.36-58)..
Так, установлена необходимость проведения работ и сроки их выполнения: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта: устройство отмостки по периметру стен объекта, ремонт крыши (ликвидация следов протечек), иные работ на основании комплексных научных исследований объекта (в срок до ДД.ММ.ГГГГ); выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией (в срок до ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ приказ об утверждении охранного обязательства вместе с актом технического состояния были направлены Стрижовой Н.Г. (л.д.59-60).
Несмотря на истечение сроков выполнения требуемых работ, обращений в Службу со стороны законного владельца объекта культурного наследия не последовало, предлагаемый перечень работ не исполнен.
В 2021 году объект культурного наследия повторно осматривался Службой, о чём составлен акт технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанным актом установлено, что работы по сохранению на объекте не выполнены (л.д.61-84).
Указанный акт направлен Стрижовой Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ (л.д.85).
Кроме того, в разделе 5 акта указано, что состав (перечень) видов работ по сохранению объекта, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются на основании настоящего акта с учетом вида объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта (п.5.1 акта, л.д.68). План работ по сохранению объекта с составом (перечнем) видов работ и срокам (периодичностью) проведения таких работ направляется собственнику (законному владельцу) объекта в установленном порядке (п.5.2 акта, л.д.68).
Данный вывод связан с положениями, содержащимися в пункте 11 статьи 47.6 Закона №73-ФЗ и предусматривающими, что, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (абзац 1).
Учитывая установленные обстоятельства по настоящему делу, суд приходит к выводу, что в силу требовании Закона охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина ХIXв., расположенный по адресу: <адрес>, подлежит обязательному выполнению.
В суд стороной ответчика не предоставлено доказательств тому, что охранное обязательство выполняется в настоящее время или было выполнено ранее.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик указала, что приобрела спорное здание на торгах, на тот момент данный дом должен был идти под снос, имел 80% износ. Приобрела ответчик дом за 80 700 рублей. Кроме того, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей дано разрешение на реконструкцию здания, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 24:47:010129:00006, для эксплуатации здания (гостиница) по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ утверждено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции нежилого здания (гостиница) по адресу <адрес>, предоставив в обоснование пакт подтверждающих документов (л.д.119-134).
Между тем, что в силу подп. 3 п. 3 ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Таким образом, доводы ответчика подлежат отклонению судом.
Учитывая требования Закона, суд приходит к выводу, об обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их удовлетворения.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права, исходя из того, что спорный объект принадлежит на праве собственности ответчику, является объектом культурного наследия, в силу положений Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» именно на ответчике лежит обязанность по его надлежащему содержанию, учитывая то, что в настоящее время спорный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии и непринятие ответчиком мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его уничтожение, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Суд полагает с учетом всех обстоятельств, а также значительной стоимости выполнения работ, предоставить ответчику срок для подготовки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течение двух лет с даты вступления судебного решения в законную силу; для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение четырех лет с даты вступления судебного решения в законную силу.
При этом возражения ответчика относительно невозможности проведения ей указанных работ в силу их значительной стоимости не могут быть основанием для отказа в удовлетворении рассматриваемых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, удовлетворить.
Возложить на Стрижову Н.Г. (<данные изъяты>) обязанность подготовить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина XIX века, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух лет с даты вступления судебного решения суда в законную силу пропорционально занимаемым каждым собственником площадям.
Выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание магазина Хнюнина» 2-я половина XIX века, расположенного по адресу: <адрес>, на основании проектной документации в течение четырех лет с даты вступления судебного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда с подачей жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Васильева
Мотивированное решение составлено 05.04.2023 года.