Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-121/2024 (2-1427/2023;) ~ М-1307/2023 от 11.12.2023

УИД № 11RS0006-01-2023-002455-13 Дело № 2-121/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 16 января 2024 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Сергеевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности совершить определенные действия,

                     УСТАНОВИЛ:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании в срок до дд.мм.гггг. осуществить следующие действия:

-разработать в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...) проект санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям законодательства;

-представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ... в соответствии с требованиями действующего законодательства;

-установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...) путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решение об установлении санитарно-защитной зоны.

В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения ответчиком требований федерального законодательства при эксплуатации месторождений нефти, проведенной на основании решения от дд.мм.гггг. , установлено, что ООО «Лукойл-Коми» эксплуатирует Пыжъёльское нефтяное месторождение, ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз», ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...). Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от дд.мм.гггг., вышеуказанный объект отнесен к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду и ему присвоен

Таким образом, Общество должно было направить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны. В настоящее время решение об установлении санитарно–защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не принималось.

Указанные обстоятельства влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, тем самым создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам и окружающей природной среде в будущем.

    В судебном заседании прокурор г. Усинска Котельников А.П., действующий на основании поручения Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры от дд.мм.гггг. , исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. ответчик ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заменен его правопреемником - ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».

    Представитель ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» Санатов Т.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что по существу исковых требований возражений не имеет, о чем также представил письменный отзыв на иск.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

    Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно ст. 105 Земельного кодекса РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.

В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, к зонам с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральной государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

В ходе проверки, проведенной сотрудниками Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры, установлено, что обществом эксплуатируется «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Пермь» (местонахождение объекта: ...).

Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от дд.мм.гггг., вышеуказанный объект отнесен к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду и ему присвоен

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

Пунктом 3 «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» установлено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.

Из решения об установлении санитарно-защитных зон за 2018-2022 года следует, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении ООО «Лукойл-Пермь» решение не принималось (26-33).

Учитывая, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, без установления санитарно-защитной зоны, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор по настоящему иску освобождается от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального образования «Усинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности совершить определенные действия, - удовлетворить.

    Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» в срок до дд.мм.гггг. осуществить следующие действия:

-разработать в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ... проект санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям законодательства;

-представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ... в соответствии с требованиями действующего законодательства;

-установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...) путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решение об установлении санитарно-защитной зоны.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024.

Председательствующий- Л.В. Ларина

2-121/2024 (2-1427/2023;) ~ М-1307/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермь"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Ларина Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее