УИД № 11RS0006-01-2023-002455-13 Дело № 2-121/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 16 января 2024 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Сергеевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об обязании в срок до дд.мм.гггг. осуществить следующие действия:
-разработать в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...) проект санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям законодательства;
-представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ... в соответствии с требованиями действующего законодательства;
-установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...) путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решение об установлении санитарно-защитной зоны.
В обоснование исковых требований указано, что по результатам проверки соблюдения ответчиком требований федерального законодательства при эксплуатации месторождений нефти, проведенной на основании решения от дд.мм.гггг. №, установлено, что ООО «Лукойл-Коми» эксплуатирует Пыжъёльское нефтяное месторождение, ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз», ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...). Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, № от дд.мм.гггг., вышеуказанный объект отнесен к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду и ему присвоен №
Таким образом, Общество должно было направить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны. В настоящее время решение об установлении санитарно–защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не принималось.
Указанные обстоятельства влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, тем самым создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам и окружающей природной среде в будущем.
В судебном заседании прокурор г. Усинска Котельников А.П., действующий на основании поручения Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры от дд.мм.гггг. №, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. ответчик ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» заменен его правопреемником - ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь».
Представитель ответчика ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» Санатов Т.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что по существу исковых требований возражений не имеет, о чем также представил письменный отзыв на иск.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст. 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно ст. 105 Земельного кодекса РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
В соответствии с п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, к зонам с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», атмосферный воздух на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральной государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 утверждены «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
В ходе проверки, проведенной сотрудниками Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры, установлено, что обществом эксплуатируется «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Пермь» (местонахождение объекта: ...).
Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, № от дд.мм.гггг., вышеуказанный объект отнесен к 1 категории негативного воздействия на окружающую среду и ему присвоен №
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).
Пунктом 3 «Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» установлено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Из решения об установлении санитарно-защитных зон за 2018-2022 года следует, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении ООО «Лукойл-Пермь» решение не принималось (26-33).
Учитывая, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» эксплуатируется объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, без установления санитарно-защитной зоны, что создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор по настоящему иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального образования «Усинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» о возложении обязанности совершить определенные действия, - удовлетворить.
Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» в срок до дд.мм.гггг. осуществить следующие действия:
-разработать в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ... проект санитарно-защитной зоны, соответствующий требованиям законодательства;
-представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ... в соответствии с требованиями действующего законодательства;
-установить санитарно-защитную зону в отношении объекта негативного воздействия «Пыжъёльское нефтяное месторождение» ТПП «Лукойл-Ухтанефтегаз» ООО «Лукойл-Коми» (местонахождение объекта: ..., ...) путем получения в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальном органе) решение об установлении санитарно-защитной зоны.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Пермь» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024.
Председательствующий- Л.В. Ларина