Гражданское дело № 2-2100/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2021 года г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Загузова С.А.,
при секретаре Озерцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Фомичевой О. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Фомичевой О. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования и просил суд:
-взыскать с ответчика в пользу истца плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 460 891,47 рублей.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что в соответствии с пп. 13.36, 13.83 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ №, Минмособлимущество наделено полномочиями по осуществлению расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, контроля за поступлением платы в бюджет Московской области. В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №а-10-2290/19 на основании утвержденных правил землепользования и застройки изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 18094 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с «под малоэтажное жилищное строительство» на «для индивидуального жилищного строительства». Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом <адрес>, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории <адрес>, установлен ст. 5.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - Закон №), а также принятым на основании указанной статьи постановлением <адрес> от 31.12.2013г. № «Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, и Перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается» (далее — постановление <адрес> №). Минмособлимущество на основании уведомлением Управления Росреестра по <адрес> и направило собственнику земельного участка (Фомичева О.В.) уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №исх-30436 на сумму 1 460 891,47 рублей. Уведомление не было получено Фомичевой О. В. и вернулось в Минмособлимущество ДД.ММ.ГГГГ (копия отчета об отслеживании почтового отправления прилагается). Собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка со дня получения уведомления о размере платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка или со дня возврата уполномоченному органу заказного письма (ч. 15 ст. 5.1 Закона №). Согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона № собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления. В связи с тем, что Фомичева О. В. не произвела оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес Ответчика претензию от ДД.ММ.ГГГГ №исх-5386 на сумму 1 460 891,47 рублей. Претензия не была получена Фомичевой О.В. и вернулась в Минмособлимущество (копия отчета об отслеживании почтового отправления прилагается). До настоящего времени плата за изменение ВРИ земельного участка в бюджет <адрес> не поступила.
Представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Фомичева О.В. направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Луданавичюс В.Ю. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 43-ФЗ) определены особенности изменения видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящихся в собственности физических лиц или юридических лиц (статья 22).
Частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона № 43-ФЗ предусмотрено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом <адрес>, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования; условия и порядок внесения собственниками земельных участков платы за изменение видов разрешенного использования земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом <адрес> (части 1 и 4 статьи 22).
Во исполнение положений данного Федерального закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - Закон МО №) был дополнен статьей 5.1 «Условия и порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица».
В соответствии с пунктом 3 статьи 5.1 Закона МО № решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков установлен статьей 5.1 Закона МО №, а также принятым на основании указанной статьи постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития <адрес>, и перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».
Плата взимается за указанное изменение ВРИ земельных участков, осуществленное:
1) на основании постановлений <адрес> о включении земельных участков в границы населенных пунктов и одновременном изменении их ВРИ;
2) на основании актов органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (указанные акты принимались до ДД.ММ.ГГГГ вплоть до перехода к изменению ВРИ земельных участков на основании правил землепользования и застройки муниципальных образований <адрес> (ПЗЗ) путем обращения правообладателей земельных участков в Росреестр);
3) на основании Правил землепользования и застройки (с ДД.ММ.ГГГГ изменение ВРИ земельных участков осуществляется только путем обращения правообладателей в Росреестр, без принятия соответствующих актов органов местного самоуправления; вместе с тем, до указанной даты изменение ВРИ земельных участков также осуществлялось непосредственно Росреестром по заявлениям правообладателей земельных участков при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) координатного описания границ территориальных зон, установленных ПЗЗ);
4) на основании актов уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти <адрес> - Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес> - о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.
В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления и изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка должно производиться на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Исходя из положений части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом приведенных норм и положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
При этом основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований, и для изменения сведений о таком земельном участке правообладателю необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений (часть 1, пункт 6 части 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Учитывая вышеизложенное, изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Из искового заявления Минмособлимущества следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102015:383 было осуществлено согласно одному из предусмотренных законодательством оснований изменения ВРИ земельных участков - Правилам землепользования и застройки части территории сельского поселения <адрес>.
Фомичевой О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №.м., расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Ямкинское, уч. 1, севернее 0,3 км д. Боково (л.д. 25-33).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - «для жилищного строительства».
Также Фомичева О.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №
Супруг Фомичевой О.В. - Фомичев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102015:374, расположенного по адресу: <адрес>
Из возражений ответчика следует, что Фомичева О.В. и Фомичев В.В. с целью перераспределения вышеуказанных земельных участков между собой и смежными землепользователями дали поручение Цыганкову А.В. зарегистрировать право собственности на земельные участки, образованные в результате перераспределения. На осуществление перечисленных полномочий ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком и её супругом соответственно были выданы оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства доверенности.
Однако Цыганковым А.В. вместо действий по перераспределению земельных участков, в апреле 2019 года были совершены действия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельных участков, в результате чего вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков изменился с «под малоэтажное жилищное строительство» на «для индивидуального жилищного строительства».
Управлением Росреестра по <адрес> была произведена запись в ЕГРН, которой внесены изменения в вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, принадлежащих Фомичевой О.В. и Фомичеву В.В. на праве собственности.
Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «под малоэтажное жилищное строительство» на вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» противоречило решению Совета депутатов Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования «Сельское поселение <адрес>», которым для зоны застройки индивидуальными жилыми домами установлены предельные размеры земельных участков: min - 500 кв.м., mах - 3 000 кв.м. При этом площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 18 094 кв.м, что не соответствует максимально допустимым площадям для установления вида разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство».
В связи с нарушением своих прав и законных интересов Фомичева О.В. и Фомичев В.В. обжаловали в Ногинском городском суде <адрес> действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по внесению изменений в сведения ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков.
Решением Ногинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № административный иск Фомичевой О.В. и Фомичева В.В. был удовлетворен:
-действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по внесению изменений в сведения ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования вышеперечисленных земельных участков с «под малоэтажное жилищное строительство» на «для индивидуального жилищного строительства» признаны незаконными;
-на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> возложена обязанность аннулировать запись о внесении изменений в сведения ЕГРН в части изменения ВРИ.
Решение Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Ногинским городским судом было установлено, что ни Фомичева О.В., ни Фомичев В.В. не выражали волеизъявления на изменение вида разрешенного использования (не подвали в Росреестр соответствующие заявления и декларации) земельных участков, поименованных в судебном акте, в том числе Ответчик не давал согласия на изменение ВРИ земельного участка с кадастровым номером №, являющегося предметом настоящего судебного разбирательства.
ДД.ММ.ГГГГ судебный акт был направлен Ногинским городским судом для исполнения в Управление Росреестра по <адрес>.
Указанное решение Ногинского городского суда также было направлено Фомичевым В.В. в Управление Росреестра по <адрес> и в Минмособлимущество, что подтверждается обращением от ДД.ММ.ГГГГ № Д-21ФВВ-72.
В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса РФ решение Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Учитывая данные обстоятельства, у Минмособлимущества не имеется правовых оснований для взыскания с Фомичевой О.В. платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 460 891,47 руб.
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика, что земельный участок с кадастровым номером № до совершения Управлением Росреестра по <адрес> действий по изменению ВРИ имел вид разрешенного использования «под малоэтажное жилищное строительство». Участок был образован и получил указанный вид разрешенного земельного участка из исходного земельного участка в 2009 году, т.е. до принятия Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Такой ВРИ «под малоэтажное жилищное строительство» в Классификаторе отсутствует.
Согласно Классификатору, жилая застройка (2.0) представляет собой размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них.
К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых:
- с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха);
- для проживания с одновременным осуществлением лечения или социального обслуживания населения (санатории, дома ребенка, дома престарелых, больницы);
- как способ обеспечения непрерывности производства (вахтовые помещения, служебные жилые помещения на производственных объектах);
- как способ обеспечения деятельности режимного учреждения (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1 - 2.3, 2.5 - 2.7.1.
Одним из видов разрешенного использования земельных участков под жилую застройку Классификатором предусмотрен ВРИ 2.1 «для индивидуального жилищного строительства»: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Таким образом, ВРИ 2.1 «для индивидуального жилищного строительства» включает в себя размещение жилого дома количеством этажей не более трех, предназначенного для проживания в нем граждан и не предназначенного для раздела на самостоятельные (отдельные) объекты недвижимости.
До ноября 2015 года вид разрешенного использования «малоэтажная застройка» (2.1), согласно Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, включал в себя исключительно территории, выделенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), размещение дачных домов и садовых домов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ).
Частью 13 статьи 34 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона № 171-ФЗ следует, что виды разрешенного использования земельных участков, установленные до вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, признаются действительными, при этом правообладатель участка вправе их актуализировать путем направления в адрес уполномоченного органа власти соответствующего заявления об установлении тождественных видов разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.
При установлении соответствия вида разрешенного использования Классификатору этот вид не изменяется.
Учитывая вышеизложенное, требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Отказать в удовлетворении иска Министерства имущественных отношений Московской области к Фомичевой О. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционным порядке через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16 июня 2021 года.
Судья