Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1707/2019 ~ М-1458/2019 от 20.06.2019

Дело № 2-1707/2019

УИ дела № 89RS0004-01-2019-002023-80

Решение

Именем Российской Федерации

26 июля 2019 года

г. Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Долматовой Н.В.,

при секретаре Завьяловой К.В.,

с участием истца Устархановой В.А., представителя ответчика Шарафутдиновой А.З., действующей на основании доверенности от 15 января 2019 года, сроком действия по 31 декабря 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устархановой В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа о перерасчете пенсии,

установил:

    Истец Устарханова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Новый Уренгой о перерасчете пенсии.

    В обоснование указано, что 23 июня 2018 года ей назначена страховая пенсия по старости. При определении расчетного размера трудовой пенсии ее пенсии не применено повышенное отношение заработков в размере 1,7 для лиц, проживающих по состоянию на 31 декабря 2001 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С июля 1996 года она постоянно проживает в г. Новый Уренгой. Просила признать факт постоянного проживания на территории города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа на 31 декабря 2001 года, обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учётом повышенного отношения заработков (то есть 1,7) при определении расчетного размера трудовой пенсии.

     Истец Устарханова В.А. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа, Шарафутдинова А.З., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что работодатель ООО "Ямалрегионпромстройавто" не уплачивал страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Документально не подтверждён факт проживания Устархановой В.А. по состоянию на 31 декабря 2001 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, в материалах пенсионного дела имеется заявление Устархановой В.А. о том, что она согласна на назначение пенсии без периодов работы с 15 января 2001 года по 19 декабря 2007 года в ООО "Ямалрегионпромстройавто".

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в её ст. 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), но не предусматривает права гражданина на установление пенсии определённого размера. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учётом правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления, предусмотренных законодателем.

    Согласно ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 1 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

    В целях сохранения ранее приобретённых прав на трудовую пенсию ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал.

    В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, для определения расчётного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.

    Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

    Согласно Разъяснению Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей» (утв. постановлением Минтруда РФ от 22 апреля 2003 г. № 22) повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации применяется (независимо от вида пенсии): для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно, не менее 25 и 20 лет.

    Аналогичные разъяснения относительно оснований применения повышенного отношения заработков приведены в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

    Таким образом, законодателем определены условия и круг лиц, которым оценка пенсионных прав может быть проведена с применением повышенного отношения заработков.

    Установлено, что 23 мая 2018 года Устарханова В.А. обратилась в Управление ПФР в г. Новый Уренгой с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Новом Уренгое № 72437/18 от 22 июня 2018 года истцу назначена страховая пенсия по старости с 23 июня 2018 года, бессрочно в размере 4 007 рублей 03 копейки. Суммарный размер страховой пенсии с фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 23 июня 2018 года составляет 11 481 рубль 38 копеек.

С 5 ноября 2018 года Устархановой В.А. произведён перерасчёт пенсии согласно решению Новоуренгойского городского суда от 5 октября 2018 года. Размер пенсии составил 11 578 рублей 43 копейки.

С 1 января 2019 года произведена индексация страховой пенсии Устархановой В.А., размер пенсии составил 11 578 рублей 43 копейки.

    При оценке пенсионных прав Устархановой В.А. и расчёте пенсии, отношение среднемесячного заработка истца по отношению к среднемесячному заработку по РФ было принято ответчиком в размере 1,2 с учётом ограничения, установленного п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», исходя из отсутствия у неё регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 года.

    Вместе с тем, право на применение указанного соотношения в повышенном размере законодатель связывает не с фактом наличия у гражданина, обращающегося за назначением пенсии, регистрации по месту жительства (пребывания) в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 г., а с фактом проживания такого гражданина в районах Крайнего Севера на указанную дату (статья 30Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

    В соответствии с п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998г. № 4-П сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

    Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

    Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введена система регистрационного учёта граждан.

    Предусмотренный законом институт регистрации введён в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    Согласно названному Закону органы регистрационного учёта уполномочены лишь удостоверять акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Поэтому регистрационный учёт не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

    Таким образом, для решения вопроса о применении повышенного отношения заработков не должен иметь значение факт регистрации по месту пребывания или жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Достаточно установления фактического проживания в названных местностях по состоянию на 1 января 2002 года.

    В виду отсутствия в действующем пенсионном законодательстве прямого указания на необходимость регистрации граждан по месту жительства в качестве обязательного условия для определения повышенного расчетного размера трудовой пенсии в отношении лиц, которые имели регистрацию по месту жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но фактически проживали по состоянию на 1 января 2002 года в указанных районах и местностях, застрахованные лица, не имеющие на 31 декабря 2001 года подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но осуществлявшие на указанную дату работу в названных районах, рассматриваются как лица, проживающие в указанных районах (местностях).

Из материалов дела следует, что 8 октября 1985 года оформлена трудовая книжка на имя Атаевой (Устархановой) В.А., 23 февраля 1968 года рождения.

Из пояснений истца и трудовой книжки следует, что она постоянно проживала и осуществляла трудовую деятельность на территории города Нового Уренгоя с 15 июля 1996 года.

Из справки МБОУ "СШ № 15" от 4 марта 2019 года следует, что сын Устархановой В.А. - Устарханов Ш.А., 11 октября 1992 года рождения, в период с 30 августа 1998 года по 21 апреля 2006 года, с 4 сентября 2006 года по 19 апреля 2007 года обучался в МБОУ "СШ № 15".

Согласно справки МИФНС России № 2 по ЯНАО от 10 апреля 2003 года Устарханова В.А. поставлена на учёт в налоговом органе по месту жительства 23 апреля 1999 года.

Из платёжных документов и свидетельств об уплате единого налога на вменённый доход, следует, что по состоянию на 31 декабря 2001 года Устарханова В.А. осуществляла платежи в ИМРФ по налогам и сборам по городу Новый Уренгой.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленными доказательствами достоверно установлено, что Устарханова В.А. по состоянию на 31 декабря 2001 года постоянно проживала в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа (Район Крайнего Севера) и осуществляла трудовую деятельность. Доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, Устарханова В.А. имеет право на получение пенсии с учётом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.

Отсутствие у истца регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера по состоянию на 31 декабря 2001 года не может служить основанием для ограничения пенсионных прав истца на установление и выплату пенсии в установленном законом размере.

Согласно действующему пенсионному законодательству, в частности п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчёт размера страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер и производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии.

Аналогичное правило было установлено в действующей до 1 января 2015 г. ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Однако, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что право на повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 истец имела уже на дату назначения ей пенсии по старости 23 июня 2018 года.

При этом, право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39), главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.

Во всех случаях оценка пенсионных прав осуществляется с учётом положений гражданина по наиболее выгодному варианту.

Перерасчёт пенсии со стороны органа, ответственного за ведение, учёт пенсионного дела, назначение и выплату пенсии своевременно и в законном размере произведён не был.

Выплата пенсии в необоснованно заниженном размере с нарушением требований действующего законодательства РФ, нарушает права истца на пенсионное обеспечение, соответствующее её трудовому стажу и иных условиям определения размера пенсии (льготы РКС).

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

То обстоятельство, что пенсия истцу выплачивалась не в полном размере, ответчиком не оспаривалось.

При этом, в соответствии со ст. 22 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перерасчёт размера пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения производится в следующих случаях: в связи с изменением группы инвалидности; в связи с изменением причины инвалидности; в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера; в связи с изменением категории нетрудоспособности членов семьи умершего пенсионера; в связи с изменением условий назначения социальной пенсии.

Только в указанных случаях действует положение закона о заявительном характере перерасчёта.

В рассматриваемом споре в отношении условий, влияющих на размер пенсии истца, наступили иные, не указанные в перечне, факты, в связи с чем должен быть произведён не перерасчет, а автоматический пересчёт пенсии на основании документов выплатного дела с учётом применения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,7 при оценке пенсионных прав путем конвертации в расчётный пенсионный капитал (ст. 30 № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.).

При этом, исходя из положений ч. 1 ст. 29 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. и, принимая во внимание Телетайпограмму Министерства труда и социального развития РФ № 8804-ЮЛ и Правления ПФ РФ № ЛЧ-06-27/10324 от 13.12.2001 г. «О перерасчёте пенсий с 1 января 2002 года», которые позволяют осуществлять уже с 1 января 2002 г. пересчёт пенсии «северной» категории льготных пенсионеров автоматизированным способом, то есть без истребования заявления пенсионера, исключительно на основании документов, находящихся в пенсионном деле, данное мероприятие в отношении истца со стороны органа, ответственного за выплату пенсии в надлежащем размере, своевременно выполнено не было, не осуществлено до настоящего времени и подтверждается ответчиком.

При указанных обстоятельствах исковые требования Устархановой В.А. подлежат удовлетворению в полном объёме, перерасчёт пенсии должен быть произведён с даты её назначения, с 23 июня 2018 года.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

          Исковые требования Устархановой В.А. удовлетворить.

          Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа произвести перерасчёт страховой пенсии по старости, назначенной Устархановой В.А., с учётом повышенного отношения заработка 1,7 в связи с проживанием в районах Крайнего Севера, с 23 июня 2018 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий    судья:                             подпись           Н.В. Долматова

    Решение от 26 июля 2019 года по состоянию на 26 июля 2019 года не вступило в законную силу. Подлинник хранится в материалах дела № 2-1707/2019 в Новоуренгойском городском суде ЯНАО.

Копия верна: судья                                                                            Н.В. Долматова

Секретарь:                                                                                           К.В. Завьялова

2-1707/2019 ~ М-1458/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Устарханова Вазипат Алимсолтановна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда ЯНАО в г. Новый Уренгой
Другие
Смирнова Алевтина Владимировна
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Долматова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
novourengoysky--ynao.sudrf.ru
20.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2019Передача материалов судье
21.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Судебное заседание
26.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2019Дело оформлено
27.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее