Дело № 12/1-75/2022 76RS0014-02-2021-002675-35
Р Е Ш Е Н И Е
«28» марта 2022 года г. Ярославль
Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Пивоварова Т.В., рассмотрев жалобу ООО «Северный поток» на постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Прозоровой Е.Н. от 20.12.2021 № 714/128 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
«20» декабря 2021 года главным специалистом комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Прозоровой Е.Н. в отношении ООО «Северный поток» вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. ООО «Северный поток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На данное постановление ООО «Северный поток» подало жалобу, просило прекратить производство по делу об административном правонарушению в связи с малозначительностью совершенного деяния.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Как следует из постановления главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Прозоровой Е.Н. от 20.12.2021 № 714/128, ООО «Северный поток», заключив муниципальный контракт от 01.06.2021 № 26ЭА-21, в ходе проведения работ на строительной площадке (полосе отвода) обязано осуществить мероприятия по охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также соблюдать гигиенические требования к организации строительной площадки в соответствии с проектной документацией и перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении работ (п. 9.1.12 Контракта).
В соответствии с п. 9.1.13 указанного контракта Общество обязано обеспечить на весь период выполнения работ и проведение производственного экологического мониторинга и контроля за состоянием компонентов окружающей среды, соответствию выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям согласно законодательству Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Административным органом 06.12.2021 в 10-00 установлено, что ООО «Северный поток» при проведении работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> не соблюдало требования по охране окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, что повлекло несанкционированное складирование (накопление) древесных отходов (отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок), шин автомобильных отработанных, лома асфальтового и асфальтобетонного покрытия на поверхности почвы земельного участка, расположенного справа от автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> (координаты в системе Яндекс <данные изъяты>).
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении место несанкционированного размещения отходов ликвидировано, документов, подтверждающих транспортировку отходов, их утилизацию либо захоронение не представлено.
Таким образом, факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Северный поток», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, не представило документов, подтверждающих транспортировку и утилизацию отходов с территории земельного участка, расположенного справа от автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> (координаты в системе Яндекс <данные изъяты>), в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное яйцо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума. Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
С учетом обстоятельств дела, характера поведения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направленного на устранение выявленного нарушения, учитывая, что ООО «Северный поток» имело возможность до возбуждения дела об административном правонарушении самостоятельно ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства, не допуская загрязнение земельного участка., представить необходимые документы, подтверждающие вывоз либо утилизацию отходов с территории земельного участка, расположенного справа от автомобильной дороги общего пользования местного значения <адрес> (координаты в системе Яндекс <данные изъяты>).
Основываясь на приведенных нормах, а также принимая во внимание обстоятельства дела, считаю, что совершенное ООО «Северный поток» правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные интересы, связанные с охраной окружающей среды, и не может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, осуществляя привлечение к административной ответственности ООО «Северный поток», главным специалистом комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды не учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 названного Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 астоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что свалка отходов Обществом была ликвидирована после проведения проверки, общество является субъектом малого предпринимательства, прихожу к выводу, что цель административного наказания может быть достигнута при назначении административного штрафа ООО «Северный поток» в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 названного Кодекса и полагаю возможным назначить лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Законность и обоснованность постановления главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Прозоровой Е.Н. от 20.12.2021 № 714/128 проверены судьей Заволжского районного суда г. Ярославля в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.
При производстве по настоящему делу нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, мировым судьей не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Северный поток» удовлетворить частично.
Постановление главного специалиста комитета государственного экологического надзора департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области – старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Прозоровой Е.Н. от 20.12.2021 № 714/128 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ, изменить: назначенное ООО «Северный поток» административное наказание снизить со 100000 рублей до 50 000 рублей.
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения.
Судья Т.В.Пивоварова