Дело №2-99/2024
УИД 59RS0022-01-2024-000186-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2024 года г.Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Балуевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кольмаковой И.С.,
с участием истца Кочетковой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-99/2024 по иску Кочетковой В. П. к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести списание за не предоставленную услугу по обращению с ТКО,
у с т а н о в и л:
Истец Кочеткова В.П. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о возложении обязанности произвести списание задолженности выставленной за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36473,41 рублей, и прекратить начисление платы за указанную услугу с до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с установленными требованиями.
Свои требования истец мотивирует тем, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Вблизи дома нет оборудованной площадки с контейнером под твердые коммунальные отходы. АО «Пермский региональный оператор ТКО» производит начисление платы за услугу по обращению с ТКО. Истец не пользуется и не имеет возможности пользоваться услугами АО ПРО «ТКО» в связи с отсутствием контейнерной площадки. Сбор и складирование ТКО с контейнерных площадок на территории Кизеловского городского округа осуществляется региональным оператором в соответствии с адресной схемой. Согласно данной схеме дом истца не отнесен ни к одной из площадок. Ближайшая площадка для накопления ТКО от дома истца расположена по адресу: пер.Капитальный,8 на расстоянии более 400 метров. Услуга по обращению с ТКО её фактически не предоставляется, полагает предъявление платы за данную услугу незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец Кочеткова В.П. на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнила, что просит списать образовавшуюся задолженность за период с 01 января 2019 года по 31 января 2024 года в сумме 36473,41 рубль, и прекратить начисление платы за указанную услугу с 01 февраля 2024 года до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с установленными требованиями.
Ответчик Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представил возражения на иск, в которых просит отказать в удовлетворении иска, поскольку порядок оказания и оплаты коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В Пермском крае услуга по обращению с ТКО оказывается с 01.01.2019г. Ближайшие контейнерные площадки к жилому дому истца, с января 2019г. по настоящее время находятся по адресам: пер.Бытовой,11, расстояние 440м., с декабря 2022г. по настоящее время- пер.Капитальный, расстояние 340м. Полагает, что указанные истцом нарушения санитарных правил не могут быть вменены в вину региональному оператору, т.к. рассматриваемый вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления. Истец не представил доказательств, что не использует контейнерные площадки, и самостоятельно производит утилизацию ТКО, минуя АО «ПРО ТКО». Полагает, что истец обязан в силу закона оплачивать услугу по обращению с ТКО.
Третье лицо- Администрация городского округа «Город Кизел» о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила. В письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, признав возможным рассмотрение дела в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354).
Согласно пункту 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила № 1156).
Согласно п.9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п.10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу п.148 (13) Правил №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно п.148 (26) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, определены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что Кочеткова В.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>(л.д.11). и ей как собственнику жилого дома, с 01.01.2019 года начисляется плата за коммунальную услугу «Обращение с ТКО», размер задолженности по которой по состоянию на январь 2024г.(согласно квитанции) составляет 36473,41 рублей(л.д.10).
Ответчик АО ПРО «ТКО» с января 2019 года по настоящее является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Пермского края.
Как установлено в судебном заседании и следует из доказательств, представленных ответчиком, в спорный период с января 2019 г. ответчик осуществлял забор мусора с контейнерной площадки по адресу: <адрес>, <адрес>(л.д.45-52).
Согласно постановлению Администрации города Кизела Пермского края от 05.03.2019 года №161 утвержден Порядок ведения Реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории города Кизела, Постановлением Администрации города Кизела от 14.03.2019 года №182, утверждена адресная схема размещения мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Кизел» Пермского края.
Исходя из данной схемы, а также реестра размещения мест (площадок) сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «город Кизел» Пермского края, жилой дом по адресу: Пермский край, г.Кизел, ул.Стеклозаводская,51 административно не отнесен ни к одной из размещенных в Кизеловском городском округе контейнерных площадок, в том числе указанных в письменных возражениях ответчика - по <адрес>, согласно адресной схеме предназначена для сбора ТКО для жителей МКД по <адрес> <адрес>(л.д.68 оборот), согласно адресной схеме, утвержденной постановлением администрации города Кизела № 182 от 14.03.2019г., площадки для накопления ТКО расположены по адресам: <адрес>(напротив МКД), <адрес>( территория МБОУ СОШ №12)(л.д.15-17).
Из представленных администрацией г.Кизела картографических данных с интернет страниц следует, что минимальное расстояние от адреса: <адрес> до места расположения контейнерной площадки по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет более 400м., а минимальное расстояние до места расположения контейнерной площадки на <адрес>, <адрес>, составляет более 350 метров(л.д.37-38,79,80).
Стороной ответчика, не представлено доказательств того, что для собственников частных домов по <адрес>, в том числе и для истца, организован иной способ для сбора и накопления ТКО, предусмотренный действующим законодательством.
Суд приходит к выводу о том, что истцу как собственнику жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в спорный период и по настоящее время не оказывается услуга по обращению с ТКО.
При таких обстоятельствах, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил № 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела, и ответчиком не опровергнут.
Доводы письменных возражений ответчика, что истец фактически пользуется его услугами по обращению с ТКО, поскольку производит складирование ТКО в близлежащие контейнерные площадки, либо в иные места складирования противоречит изложенным выше нормам права, и фактическим обстоятельствам дела.
Суд также признает убедительными вышеприведенные доводы истца о не возможности пользования имеющимися контейнерными площадками на территории г.Кизела, в силу их значительной удаленности от места жительства истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств предоставления ответчиком коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику жилого дома по адресу: <адрес> в <адрес> Кочетковой В.П. и при таких обстоятельствах, начисление платы за коммунальную услугу по ТКО, является неправомерным.
На основании изложенного исковые требования Кочетковой В.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1594,20 руб., из которых по требованию о возложении обязанности провести списание задолженности за не предоставленную услугу - в размере 1294,20 руб., и 300 руб. по требованию о возложении обязанности прекратить начисление платы за указанную услугу, от уплаты которой истец освобожден.
Руководствуясь ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковые требования Кочетковой В. П. удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО»(ОГРИП 1225900008883) произвести списание счета выставленного Кочетковой В. П.( паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>) за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> за период с 01 января 2019 года по 31 января 2024 года в размере 36473,41 рубль, и прекратить начисление платы за указанную услугу с 01 февраля 2024 года до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с установленными требованиями.
Взыскать в доход бюджета городского округа «Город Кизел» с Акционерного общества «Пермский региональный оператор ТКО» государственную пошлину в размере 1594,20 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 20 марта 2024 года.
Судья Е.В.Балуева