Судья Кропотова Т.Е. дело № 7п-128/2022
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 27 апреля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Мамаева С. О. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мамаева С. О., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2022 года (с учетом определения судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2022 года об исправлении описки) Мамаев С.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Мамаев С.О. просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие у него умысла на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выслушав Мамаева С.О., его защитника Протасова В.О., поддержавших доводы жалобы, пояснивших о том, что текст, «репост» которого Мамаев С.О. осуществил, написан другим лицом, своего мнения относительно текста он не выражал, также просили изменить назначенное наказание в связи с трудным материальным положением, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года №35-СФ в соответствии с положениями пункта «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2022 года в 16 часов 08 минут Мамаев С.О., находясь по адресу: <адрес> посредством своего личного сотового телефона, на своей персональной странице в социальной сети «ВКонтакте» <адрес> находящейся в открытом доступе для неопределенного круга лиц, разместил для публичного обозрения и ознакомления информацию в виде текста следующего содержания: <...> На дату осмотра интернет-страницы 23 марта 2022 года с 11 часов 00 минут до 12 часов 10 минут с указанной информацией ознакомилось 280 пользователей, 5 пользователей скопировали данную информацию, 15 пользователей оценили положительно.
Согласно заключению эксперта от 5 апреля 2022 года № 2-308 в указанном тексте действия Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляемые за пределами Российской Федерации, характеризуются как действия, связанные с разрушением, убийством населения. В представленном тексте имеется негативная оценка действиям Вооруженных Сил Российской Федерации, обоснование негативной оценки осуществлено с использованием стилистически нейтральных языковых средств.
По данному факту старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Йошкар-Оле в отношении Мамаева С.О. 6 апреля 2022 года составлен протокол 12 № 1069 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела и существо административного правонарушения, а также вина Мамаева С.О. в его совершении подтверждаются собранными по делу допустимыми и достаточными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом наблюдения Интернет ресурса от 23 марта 2022 года, справкой оперуполномоченного отдела «К» МВД по Республике Марий Эл, объяснениями Мамаева С.О. от 1 апреля 2022 года, заключением эксперта № 2-308 от 5 апреля 2022 года, фотоматериалом, диском с записями осмотра интернет-ресурса, которым судьей городского суда дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи городского суда о наличии в действиях Мамаева С.О. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Согласно части 1 статьи 10 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (г. Рим 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ), каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
Вместе с тем в части 2 статьи 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Размещенная 21 марта 2022 года в 16 часов 08 минут пользователем сети «ВКонтакте» Мамаевым С.О. публикация направлена на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, что следует их заключения эксперта, распространена в общедоступной информационно-телекоммуникационной социальной сети, за распространения такой информации установлена административная ответственность. При этом публикация на своей персональной странице в социальной сети текста, выполненного другим лицом («репост»), для публичного ознакомления, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, поскольку относится к публичным действиям. Наличие либо отсутствие комментариев лица, осуществившего публикацию, под размещенным текстом не влияет на вывод о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Статьи 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
Мамаев С.О. трудоустроен столяром-станочником в <...> имеет доход 16640 рублей в месяц, из которого удерживаются алименты на содержание ребенка в размере 25% заработка. В судебном заседании Мамаев С.О. пояснил, что иного дохода не имеет.
Учитывая, что Мамаев С.О. не оспаривал факт размещения им указанного текста на своей странице в социальной сети, его трудное материальное положение, а так же то, что в настоящее время доступ к странице Мамаева С.О. в социальной сети, на которой размещена информация, заблокирован, принимая во внимание положения части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также цели административного наказания, установленные статьей 3.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер административного штрафа до 20000 рублей.
В остальной части постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба Мамаева С.О. – без удовлетворения.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Мамаева С. О. изменить.
Назначенное Мамаеву С. О. административное наказание в виде административного штрафа снизить до 20000 рублей.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения, жалобу Мамаева С. О. – без удовлетворения.
Судья И.Н.Смышляева