Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-346/2023 ~ М-105/2023 от 19.01.2023

Дело № 2-346/2023 (УИД 50RS0050-01-2023-000126-07)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Шатура Московской области                                16 февраля 2023 г.

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Грошевой Н.А.,

с участием адвоката Бариновой Е.П.,

при секретаре Смирновой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Виктории Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в льготный страховой стаж и признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

установил:

Фролова В.В. обратилась в суд с иском, указывая, что 09.12.2019 она обратилась в ГУ УПФ РФ № 32 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 23.12.2013 «О страховых пенсиях в РФ».

Решением пенсионного органа от 25.02.2021 в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимого 25-летнего педагогического стажа. Её педагогический стаж, принятый к зачету, на момент рассмотрения заявления составил 16 лет 08 месяцев 11 дней, при этом не были включены в общий и требуемый специальный педагогический стаж следующие периоды: с 03.09.1987 по 30.06.1988 (9 мес. 27 дн.) в Ташаузском училище искусств в должности концертмейстера, с 16.09.1991 по 01.07.1992 (9 мес. 15 дн.), с 01.09.1992 по 01.07.1993 (11 мес.), с 01.09.1993 по 01.07.1994 (до 01.10.1993 – 1 мес.) в Туркменской национальной консерватории в должности концертмейстера, с 02.08.1994 по 04.09.1997 (3 года 1 месяц 2 дня) в Ташаузском училище искусств им. М. Гарлыева в должности преподавателя специального фортепьяно, с 05.09.1997 по 03.12.2001 в Бузулукском музыкальном училище в должности преподавателя специального фортепьяно (4 года 2 месяца 28 дн.), периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006 (28 дн), с 28.09.2009 по 30.11.2009 (1 мес. 2 дн.).

Отказывая во включении в специальный стаж периода работы в должности концертмейстера с 03.09.1987 по 30.06.1988 в Ташаузском училище искусств, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.07.1994 (до 01.10.1993) в Туркменской национальной консерватории ответчик указывает, что данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Не согласна с решением пенсионного органа в указанной части ввиду следующего.

С учетом п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» все спорные периоды должны быть оценены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В частности, Перечнем и Положением, утв. Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959, утративших силу с 01.10.1993 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», в разделе «Учебные заведения и детские учреждения» перечислены средние специальные учебные заведения (п. 3).

В соответствии с абз. 2 п. 2 Положения № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа по специальности в училищах.

В соответствии с пунктом 2.5 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к средним специальным учебным заведениям относятся музыкальные училища.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 5 приложения № 6 «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» приказа Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94, в педагогический стаж работы засчитывалась работа в качестве концертмейстера, как работа по специальности.

Кроме того, п. 2 Положения № 1397 предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Приказом № 53 от 09.09.1987 она была принята на должность концертмейстера в Ташаузское училище искусств, приказом № 59-С по Туркменскому государственному педагогическому институту искусств от 26.07.1989 зачислена на 1 курс дневного обучения, где обучалась до 21.06.1994. После окончания обучения работала в должности преподавателя специального фортепиано в Ташаузскому училище искусств им. М. Гарлыева.

Периоды работы с 02.08.1994 по 04.09.1997 в Ташаузском училище искусств им. М. Гарлыева в должности преподавателя специального фортепьяно, с 05.09.1997 по 03.12.2001 в Бузулукском музыкальном училище в должности преподавателя специального фортепьяно не зачтены в специальный стаж ввиду не выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, также данное учреждение не предусмотрено Постановлением № 781.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, установлено, периоды работы выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях и в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами (пункт 4).

Кроме того, в спорные периоды применялось Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановление № 464 от 06.09.1991 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых дает право на пенсию за выслугу лет». В указанном Списке занимаемая ею должность и учебное учреждение прямо поименованы. В полученных ею справках работодатель подтверждает, что данные должности претендуют на льготную пенсию.

Периоды с 03.09.1987 по 30.06.1988, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.07.1994, с 02.08.1994 по 04.09.1997 не включены в специальный стаж, так как справки за указанные периоды были предоставлены ею в Пенсионный фонд лично, а не получены по запросам.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка. Её трудовая книжка не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются.

В специальный стаж также не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006, с 28.09.2009 по 30.11.2009.

В силу ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, на момент обращения с заявление о назначении пенсии её педагогический стаж составлял более требуемых 25 лет, в связи с чем просит признать решение об отказе в установлении пенсии от 25.02.2021 незаконным, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика включить в её специальный стаж период работы с 03.09.1987 по 30.06.1988 в Ташаузском училище искусств в должности концертмейстера, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.07.1994 (до 01.10.1993) в Туркменской национальной консерватории в должности концертмейстера, с 02.08.1994 по 04.09.1997 в Ташаузском училище искусств им. М. Гарлыева в должности преподавателя специального фортепьяно, с 05.09.1997 по 03.12.2001 в Бузулукском музыкальном училище в должности преподавателя специального фортепьяно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006, с 28.09.2009. по 30.11.2009 и назначить ей страховую пенсию по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с 09.12.2019.

Истец Фролова В.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, её представитель – адвокат Баринова Е.П. поддержала изложенное в исковом заявлении, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области по доверенности Турутова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, просила в иске отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), ст. 39, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В силу ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 1.1 этой же статьи установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначаются не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Из приложения 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ следует, что если право на страховую пенсию по старости возникает в 2019 году, то пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом из п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2019 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» следует, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях здравоохранения, в лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Таким образом, положениями частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ урегулированы особенности учета периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, то есть до 01.01.2015.

В целях реализации статей 30 и 31 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации 16.07.2014 приняло постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое действует с 01.01.2015.

Подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей к учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Кроме того, согласно п. 3 постановления № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением:

- Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 516);

- Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781).

В силу подп. «в» п. 3 постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

- постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Как следует из п. 2 Положения о порядке исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно Списку от 06.09.1991 № 463 преподаватели школ всех типов и наименований, колледжей и высших профессиональных училищ имеют право на досрочное назначение пенсии.

Аналогичные положения содержит Список от 22.09.1999 № 1067 и Список от 29.10.2002 № 781.

В вышеназванных Списках в разделе «Наименование учреждений» в качестве образовательного учреждения среднего профессионального образования поименованы училища и колледжи.

Судом установлено, что 09.12.2019 Фролова В.В. обращалась в ГУ-ГУПФР № 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о подтверждении факта работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, 19.11.2020 она обратилась с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Решением пенсионного органа от 25.02.2021 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (л.д. 8, 9-12).

Пенсионным органом в бесспорном порядке в специальный стаж Фроловой В.В. засчитано 16 лет 08 месяцев 11 дней.

При оценке пенсионных прав истца пенсионным органом отказано во включении в специальный стаж следующих периодов работы в должности концертмейстера с 03.09.1987 по 30.06.1988 в Ташаузском училище искусств, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.07.1994 (до 01.10.1993) в Туркменской национальной консерватории, поскольку данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости; периоды работы с 02.08.1994 по 04.09.1997 в Ташаузском училище искусств им. М. Гарлыева в должности преподавателя специального фортепьяно, с 05.09.1997 по 03.12.2001 в Бузулукском музыкальном училище в должности преподавателя специального фортепьяно ввиду не выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006, с 28.09.2009 по 30.11.2009.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Фролова В.В. в спорные периоды работала в должностях и учреждениях для детей, предусмотренными Списками, что подтверждается трудовой книжкой истца серии <данные изъяты> (л.д. 24-39), справками (л.д. 14-16), архивными справками (л.д. 19, 21) и выписками из приказов (л.д. 17, 18, 20, 22-23).

В силу пп. «б» п. 8 Правил № 781 в стаж работы засчитывается работа, выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должности-заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работ; непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Согласно п. 1.10 Списка № 781 в разделе «Наименование учреждений» указаны «училища всех наименований», «колледжи всех наименований».

Пунктом 4 Правил № 781 установлено, что периоды, выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Из материалов дела следует и не опровергнуто ответчиком, что истец Фролова В.В. в спорные периоды с 03.09.1987 по 30.06.1988, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.07.1994 (до 01.10.1993) занимала должность «концертмейстер», с 02.08.1994 по 04.09.1997, с 05.09.1997 по 03.12.2001 - должность «преподавателя специального фортепьяно», предусмотренные Списками № 463, № 1067 и № 781.

Вместе с тем, нормы Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года и предусматривавшего возможность зачета в специальный стаж спорных периодов работы истца, не могут применяться для учета периода педагогической деятельности Фроловой В.В. при решении вопроса о включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периода работы с 01.10.1993 по 01.07.1994 в Туркменской национальной консерватории в должности концертмейстера.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников общеобразовательных учреждений» норма часов педагогической работы преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в количестве 720 часов в год.

В соответствии с пунктами 4 и 6 Правил от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами. Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Материалами дела подтверждено, что в спорные периоды (после 01.09.2000) истец работала полный рабочий день, ее деятельность была связана с образовательным процессом.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).

Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данная правовая позиция отражена в п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017.

Принимая во внимание приведенные выше положения Трудового кодекса РФ и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца периодов, когда она находилась на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006 и с 28.09.2009 по 30.11.2009.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.12.2019 Фролова В.В. обращалась в пенсионный орган с заявлением о подтверждении факта работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, 19.11.2020 – с заявлением о назначении пенсии.

Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионным органом в подсчет специального стажа периодов работы и периодов работы, включенных по решению суда при рассмотрении настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», учитывая, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии – 19.11.2020 у истца имелся специальный стаж более 25 лет, суд приходит к выводу о назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения, т.е. с 19.11.2020.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Фроловой Виктории Владимировны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ-ГУПФР № 32 по г. Москве и Московской области от 25.02.2021 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии Фроловой Виктории Владимировны в части невключения периодов работы: с 03.09.1987 по 30.06.1988 в Ташаузском училище искусств в должности концертмейстера, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.10.1993 в Туркменской национальной консерватории в должности концертмейстера, с 02.08.1994 по 04.09.1997 в Ташаузском училище искусств им. М. Гарлыева в должности преподавателя специального фортепьяно, с 05.09.1997 по 03.12.2001 в Бузулукском музыкальном училище в должности преподавателя специального фортепьяно, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006, с 28.09.2009 по 30.11.2009.

Включить Фроловой Виктории Владимировне в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, периоды работы с 03.09.1987 по 30.06.1988 в Ташаузском училище искусств в должности концертмейстера, с 16.09.1991 по 01.07.1992, с 01.09.1992 по 01.07.1993, с 01.09.1993 по 01.10.1993 в Туркменской национальной консерватории в должности концертмейстера, с 02.08.1994 по 04.09.1997 в Ташаузском училище искусств им. М. Гарлыева в должности преподавателя специального фортепьяно, с 05.09.1997 по 03.12.2001 в Бузулукском музыкальном училище в должности преподавателя специального фортепьяно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15.03.2006 по 13.04.2006, с 28.09.2009 по 30.11.2009.

Признать за Фроловой Викторией Владимировной право на досрочную страховую пенсию по основанию, предусмотренному пп. 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

            Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области назначить Фроловой Виктории Владимировне страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 19.11.2020.

            В удовлетворении требований о включении периода работы, дающей право на досрочную страховую пенсию, с 01.10.1993 по 01.07.1994 в Туркменской национальной консерватории в должности концертмейстера, назначении пенсии с 09.12.2019 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                           Н.А. Грошева

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2023

Судья                                                Н.А. Грошева

2-346/2023 ~ М-105/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фролова Виктория Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Москве и Московской области
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Грошева Наталья Александровна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
19.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2023Передача материалов судье
20.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2023Дело оформлено
13.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее