Дело № 12-18/2023
УИД 70RS0016-01-2023-000565-89
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 декабря 2023 года с.Каргасок Томской области
Судья Каргасокского районного суда Томской области Аниканова Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Каргасок Каргасокского района Томской области с участием помощника прокурора Каргасокского района Филина К.Д. протест и.о. прокурора Каргасокского района Булыгина С.Ю. на постановление Административной комиссии Каргасокского района Томской области №127 от 21.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, которым Кривошеина А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения,
установил:
Постановлением Административной комиссии Каргасокского района Томской области № 127 от 21.11.2023 Кривошеина А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
На указанное постановление и.о. прокурора Каргасокского района Булыгиным С.Ю. принесен протест, в котором он просит изменить постановление, учесть в качестве смягчающего обстоятельства наличие у Кривошеиной А.А. малолетнего ребенка. В обоснование протеста указал, что вопреки п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ Комиссией при рассмотрении дела не учтено, что Кривошеина А.А. имеет малолетнего ребенка – К., что подтверждается записью акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Филин К.Д. доводы протеста поддержал по изложенным в нем основаниям.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление – Административная комиссия Каргасокского района Томской области, будучи извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направила.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Кривошеина А.А., извещалась судом путем направления судебной повестки по месту ее жительства, от получения почтовой корреспонденции уклонилась, в связи с чем повестка возвращена в суд с отметкой «Истек срок хранения».
В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Таким образом, Кривошеина А.А. считается надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора, изучив доводы жалобы, определив о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене.
Часть 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях устанавливает ответственность за допущение нахождения собаки вне места ее содержания без сопровождения владельца, если эти деяния не охватываются составом правонарушения, предусмотренного федеральным законодательством, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как указано в п. 10 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Из материалов дела следует, что при вынесении постановления Административной комиссией Каргасокского района Томской области № 127 от 21.11.2023 не учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность Кривошеиной А.А., совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка, - К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., факт рождения которого Кривошеиной А.А. подтверждается записью акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства безусловно влияют на изменение обжалуемого постановления, поскольку при вынесении постановления не было учтено обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как указано в ст. 24.1 КоАП РФ, производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2).
В соответствии с п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из положений ст. 25.15 КоАП РФ следует, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1).
По разъяснениям, приведенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Судом установлено, что постановление №127 от 21.11.2023, вынесенное Административной комиссией Каргасокского района Томской области, содержит ссылку на протокол об административном правонарушении от 30.10.2023, составленный в отношении Кривошеиной А.А., согласно которому Кривошеиной А.А., находившейся по адресу: <адрес>, вменяется допущение в утреннее время 14 октября 2023 года беспривязного содержания принадлежащей ей собаки, в результате чего собака находилась без привязи на ул. Герасимовской в п. Геологический Каргасокского района Томской области рядом с домом №.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Вместе с тем, исследование материалов дела позволяет прийти к выводу, что данные требования при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении Кривошеиной А.А. Административной комиссией Каргасокского района Томской области в полной мере соблюдены не были.
Так, в описательно-мотивировочной части текста постановления № 127 от 21.11.2023 отсутствует указание на все обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные в ходе разбирательства по делу должностным лицом, а именно надлежащим образом не описано событие административного правонарушения: не указано место совершения вмененного административного правонарушения, установленные административным органом.
Также судом установлено, что 30.10.2023 Главой Каргасокского сельского поселения Барышевым Д.Е. составлен протокол по делу об административной правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, в отношении Кривошеиной А.А. Протокол составлен в отсутствие Кривошеиной А.А., как указано в протоколе, извещенной надлежащим образом о месте и времени его составления.
Из материалов дела (л.д. 4) и дополнительно представленного Администрацией Каргасокского сельского поселения реестра исходящей корреспонденции от 24.10.2023 следует, что уведомление о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено не Кривошеиной А.А., а Кривошеевой А.А. простой почтовой корреспонденцией 24.10.2023. Иные сведения об извещении Кривошеиной А.А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в Администрации Каргасокского сельского поселения отсутствуют.
Выяснение вопроса о надлежащем извещении Кривошеиной А.А. должно было предшествовать принятию должностным лицом решения о составлении протокола об административном правонарушении в ее отсутствие с тем, чтобы при рассмотрении дела было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем, на момент составления протокола об административном правонарушении у должностного лица, составившего протокол, отсутствовали сведения о надлежащем извещении Кривошеиной А.А. о дате, времени и месте совершения указанного процессуального действия, поскольку извещение о дате, времени и месте составления протокола направлено простой почтой, сведений о получении данного извещения Кривошеиной А.А. материалы дела не содержат.
Положения ст. 28.2 КоАП РФ возлагают обязанность на должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении выяснять при рассмотрении дела извещены ли участники производства по делу в установленном порядке.
При таких положениях, оснований для вывода о надлежащем извещении Кривошеиной А.А. о дате, времени и месте составления протокола от 30.10.2023 у должностного лица Администрации Каргасокского сельского поселения не имелось.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие Кривошеиной А.А., не извещенной надлежащим образом о времени и месте его составления, лишило ее возможности воспользоваться предоставленными ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ процессуальными правами и повлекло за собой существенное, фундаментальное нарушение прав лица на личное участие при производстве по делу.
При рассмотрении дела по существу Административная комиссия Каргасокского района Томской области не истребовала в установленном порядке сведения об извещении Кривошеиной А.А. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При установленных обстоятельствах Административная комиссия в порядке п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должна была решить вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку установлено неправильное составление протокола, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Кривошеиной А.А. дела об административном правонарушении, имели место 14.10.2023. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, по данному делу об административном правонарушении истек 14.12.2023.
При таких обстоятельствах, постановление Административной комиссии Каргасокского района Томской области от 21.11.2023 №127, которым Кривошеина А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Протест и.о. прокурора Каргасокского района Булыгина С.Ю. на постановление Административной комиссии Каргасокского района Томской области № 127 от 21.11.2023 удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Каргасокского района Томской области № 127 от 21.11.2023, которым Кривошеина А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.2 Кодекса Томской области об административных правонарушениях в отношении Кривошеиной А.А. прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Аниканова Н.С.