№ 2-353/2021
УИД 44RS0014-01-2021-000684-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2021 года
Островский районный суд (п. Судиславль) Костромской области в составе:
председательствующего судьи Затынина С.Е., при секретаре Григорьевой Э.А.,
с участием заместителя прокурора Судиславского района Теплова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судиславского района Костромской области в интересах Кузьминых Т.С. к ОГБУЗ «Судиславская районная больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района Костромской области обратился в суд с указанным иском.
Из искового заявления следует, что прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ОГБУЗ «Судиславская РБ». Проверкой установлено, что Кузьминых Т.С. включена в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих права на получение социальных услуг в связи с заболеванием «сахарный диабет». Вместе с тем, Кузьминых Т.С., с марта 2021 года не была обеспечена лекарственным препаратом Гликлазид МВ (Диабетон МВ). Невыполнение требований законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями нарушает основные принципы законодательства о социальной помощи, в том числе принцип усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
По выявленным нарушениям прокурором района 07.06.2021 года, в адрес главного врача ОГБУЗ «Судиславская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о бесплатном обеспечении Кузьминых Т.С. лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон) под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют
государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно статье 6.1. Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды, дети-инвалиды.
Частью 1 статьи 6.2. Закона установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
В силу части 2 статьи 6.2. Закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Частью 1 статьи 6.4. Закона предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг,
осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лица, указанные в данном перечне, имеют право на получение бесплатно по рецепту врача лекарственных средств, необходимых для лечения заболевания.
В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, тест- полоски для определения содержания глюкозы в крови относятся к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам, лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г., в третьем разделе которой предусмотрено обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи и медицинскими изделиями.
В разделе 5 указанной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно предоставляются за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Проверкой установлено, что Кузьминых Т.С. включена в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальных услуг в связи с заболеванием «сахарный диабет».
Вместе с тем, Кузьминых Т.С. с марта 2021 года не была обеспечена лекарственным препаратом Гликлазид МВ (Диабетон МВ).
Таким образом, выявленные нарушения влекут нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что может повлечь создание угрозы ее жизни и здоровью.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных
интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Просит суд возложить на ОГБУЗ «Судиславская РБ» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Кузьминых Т.С. лекарственным препаратом Гликлазид МВ (Диабетон МВ).
Заместитель прокурора Судиславского района Теплов С.В., в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Кузьминых Т.С, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, считает их обоснованными,
Представитель ответчика - ОГБУЗ «Судиславская РБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому с исковыми требованиями прокурора согласны в полном объеме.
Кузьминых Т.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес>, неработающая пенсионер; диагноз сахарный диабет 2 тип; инсулинопотребный, ЦУ (целевой уровень) в А1с<7,0%, диабетическая периферическая полинейропатия ног действительно включена в региональный сегмент федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальных услуг в связи с заболеванием «сахарный диабет». В марте - апрель 2021 года Кузьминых Т.С. не была обеспечена лекарственным препаратом Гликлазид МВ (Диабетон МВ) в связи с перебоями в поставках; но 17.05.2021г. Кузьминых Т.С. были выписаны рецепты на отпуск препарата Гликлазид МВ 60Mr.N2120 таблеток (двухмесячная потребность). В дальнейшем перебоев в отпуске препарата Гликлазид МВ не было С 03.08.2021г. по 12.08.2021г. Кузьминых Т.С. находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении КОКБ им.Королева Е.И. Рекомендовано при выписке: 1. Гликлазид МВ 120мг утро, 2. Метформин 1500мг на ночь, 3. Инсулин-изофан человеческий генно-инженерный перед завтраком 22ЕД + перед ужином 10ЕД (всего 32ЕД в сутки).
13.08.2021г. на приеме у врача-терапевта рецепты на вышеперечисленные препараты были выписаны. Последний раз рецепты по ДЛО Кузьминых Т.С. выписаны 10.09.2021г.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 1 этого федерального закона).
В соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - ФЗ № 178-ФЗ) под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно статье 2 ФЗ № 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу статьи 4 ФЗ № 178-ФЗ к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по
вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно статье 6.1. ФЗ № 178-ФЗ в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: … 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды….
Частью 1 статьи 6.2. ФЗ № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Положением части 2 указанной выше статьи закона установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Частью 1 статьи 6.4. ФЗ № 178-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, лица, страдающие диабетом, имеют право на получение бесплатно по рецепту врача средства диагностики.
В соответствии с перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови относятся к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам, лицам, имеющим право на получение набора социальных услуг.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 10 декабря 2018 года N 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г., которая в третьем разделе предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи и медицинскими изделиями.
В разделе 5 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных доказательств, прокурором района 07.06.2021 года в адрес главного врача ОГБУЗ «Судиславская РБ» внесено представление об устранении нарушений законодательства о бесплатном обеспечении отдельных категорий граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями (л.д.17-18).
В ответе на представление от 07.07.2021 года, ОГБУЗ «Судиславская РБ» сообщает, что пациентка Кузьминых Т.С., является региональной «льготницей», в связи с заболеванием «Сахарный диабет». Группы инвалидности не имеет. За последнее время Кузьминых Т.С. обеспечена лекарствами в полном объеме по своему заболеванию по региональной льготе до 17.08.2021 г., а инсулинами по 17.09.2021 г. Сотрудниками ОГБУЗ «Судиславская РБ», лечащими врачами, администрацией производится работа по заявкам и обеспечению больных льготными лекарствами, но 100% обеспечение невозможно из-за дефицитности программы (л.д.19).
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Разделом V Федеральной программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года N 748, определено обеспечение детей и взрослых больным инсулинонезависимым сахарным диабетом, тестами для определения глюкозы в крови к глюкометру в размере 180 штук 1 раз в 365 дней.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.
Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору (процессуальному истцу).
Закон не ограничивает полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями об обязании лица, допустившее нарушение требований закона, устранить нарушения.
С учетом вышеизложенного, по мнению суда, исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.
С учетом финансового положения, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,39,173 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Судиславского района удовлетворить.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Судиславская районная больница» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить Кузьминых Т.С. лекарственным препаратом Гликлазид МВ (Диабетон МВ).
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий С.Е.Затынин