Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-105/2024 (2-3970/2023;) ~ М-3401/2023 от 19.09.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Астрахань                                10 января 2024 года

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи         Суханбердиевой А.Ж.

при помощнике судьи         Нугмановой Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2024 по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах несовершеннолетней Богомаз Н.В. к Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина в результате укуса бездомной собаки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Астрахани обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате укуса бездомной собаки, мотивируя свои требования тем, что <дата обезличена> на <адрес> г. Богомаз Н.В. укусила безнадзорная собака, в связи с чем, последняя обратилась ГБУЗ АО «ГКБ № 2 им. Братьев Губиных», где ей был поставлен диагноз «укушенные раны левого бедра». Несовершеннолетняя проходит вакцинацию от бешенства. В результате нападения собаки Богомаз Н.В.перенесла моральные и физические страдания, которые оценивает в сумме 15 000 рублей.

Истец просит суд взыскать с администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования в пользу Богомаз Н.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела в качестве ответчика привлечена администрация Ленинского района г.Астрахани, финансово-казначейское управление администрации муниципального образования «Город Астрахань».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Тихонова А.А. требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Астрахань» не присутствовал, извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представители третьих лиц - муниципального бюджетного учреждения города Астрахани «Чистый город», ФКУ МО «Город Астрахань», администрации Ленинского района г.Астрахани не присутствовали, извещены, представили письменные возражения на иск, согласно которым возражал в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав истца, помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.

Судом установлено и подтверждено материалами гражданского дела, что <дата обезличена> Богомаз Н.В. укусила уличная собака.

Согласно амбулаторной медицинской карте <№> Богомаз Н.В. обратилась <дата обезличена> в ГБУЗ АО «ГКБ № 2 им. Братьев Губиных», где ей был поставлен диагноз «укушенные раны левого бедра», введен КОКАВ.

Ответчиком в ходе рассмотрения данного гражданского дела не были опровергнуты доводы истца, как и не были представлены доказательства, свидетельствующие о причинении Богомаз Н.В. травм от укусов собаки при иных обстоятельствах и в ином месте.

Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина"(абз. 2 п. 11, п. 24) установленная статьей 1064 ГК Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Разрешая спорные правоотношения, суд руководствуясь вышеприведёнными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», приходит к выводу о том, что у Богомаз Н.В. возникло право на компенсацию морального вреда, поскольку несовершеннолетняя испытала физические и нравственные страдания.

В соответствии со статьёй 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает характер причиненных Богомаз Н.В. физических и нравственных страданий, принцип разумности и справедливости, и полагает необходимым взыскать в качестве компенсации морального вреда в пользу истца сумму в размере 15 000 рублей. Указанная сумма, по мнению суда, будет соответствовать фактически причиненным нравственным и физическим страданиям потерпевшей, исходя из требований разумности.

При определении лица, обязанного возместить потерпевшим моральный вред, суд исходит из следующего.Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются положениями Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 2 указанного Федерального закона, отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления (в случае передачи им соответствующих полномочий) должны устанавливать порядок осуществления мероприятий по отлову безнадзорных животных, руководствуясь принципом гуманности и вышеуказанными нормами федерального законодательства.

Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев установлены статьёй 18 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и включают в себя:

1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области наделены отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В силу статьи 3 вышеуказанного закона Астраханской области, органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право в том числе на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области; дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, предусматриваются в законе Астраханской области о бюджете Астраханской области в форме субвенций, что следует из части 1 статьи 4 Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ (ред. от 06.12.2021) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".

В целях реализации Закона Астраханской области от 23.07.2013 N 32/2013-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" правительством Астраханской области бюджету муниципального образования «Город Астрахань» перечислены субвенции на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

За счёт выделенных денежных средств из бюджета Астраханской области орган местного самоуправления должен обеспечить в текущем финансовом году выполнение показателей результативности использования субвенций: количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежнее место обитания.

В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования «Город Астрахань».

Анализируя приведённые правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования «Город Астрахань» должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Исходя из представленных доказательств, указанная деятельность осуществляется ненадлежащим образом, что повлекло нападение бездомной собаки на Богомаз Н.В.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении обязанности компенсации морального вреда потерпевшей на администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счёт средств казны муниципального образования «Город Астрахань».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах несовершеннолетней Богомаз Н.В. к Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина в результате укуса бездомной собаки – удовлетворить.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счёт средств казны муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу несовершеннолетней Богомаз Н.В., <дата обезличена> года рождения, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ленинский районный суд г.Астрахани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 17 января 2024 года.

Судья                                    А.Н. Суханбердиева

2-105/2024 (2-3970/2023;) ~ М-3401/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Ленинского района города Астрахани в интересах Богомаз Николь Викторовны
Ответчики
Администрация МО "Городской округ горо Астрахань"
Другие
ФКУ администрации МО "город Астрахань"
администрация Ленинского района г. Астрахани
МБУ г. Астрахань "Чистый город"
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахани
Судья
Суханбердиева Адэля Надыровна
Дело на сайте суда
leninsky--ast.sudrf.ru
19.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2023Передача материалов судье
22.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Подготовка дела (собеседование)
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее