Дело № 2-149/2019 |
08 мая 2019 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,
при секретаре Абрешитовой Е.А., а также с участием истца Зелянина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску Зелянина В.А. к администрации МО «Березниковское» о признании права собственности в порядке наследования,
установил:
истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя его тем, что его сестре З.З.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>. Наследником по закону имущества З.З.А. является он. ДД.ММ.ГГГГ он получил свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок. При обращении к нотариусу за оформлением наследства в виде жилого дома у него возникли трудности, поскольку согласно представленной справке администрации МО «Березниковское» от ДД.ММ.ГГГГ и выписке из похозяйственной книги, выданной администрацией МО «Березниковское» ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом принадлежит на праве собственности умершей ДД.ММ.ГГГГ З.Т.Ф. Наследником по закону была её дочь З.З.А., которая фактически приняла наследство после смерти матери, но не оформила своих наследственных прав. Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства оформляемого жилого дома значится 1994, этот же год указан в техническом паспорте жилого дома. Таким образом, в представленных им для оформления наследства документах имеются явные противоречия: год завершения строительства жилого дома (1994 год) позднее года смерти собственника данного объекта недвижимости (1991 год). Фактически он вступил в наследство после смерти сестры З.З.А. Просит суд признать его принявшим наследство после смерти З.З.А. и признать за ним право собственности в порядке наследования на жилой дом.
Истец Зелянин В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации МО «Березниковское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия, возражений по исковому заявлению не имеет.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла З.Т.Ф., проживавшая по адресу: <адрес>.
По утверждению истца, в собственности З.Т.Ф. на момент её смерти находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), действовавшего до 01.01.2017, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ, действовавшегодо 01.01.2017, обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона, то есть после 31.01.1998 года.
В материалах дела представлены выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в Едином государственном реестре недвижимости в сведениях о характеристиках объекта недвижимости: жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о включении объекта недвижимости в состав единого недвижимого комплекса, а также справка Виноградовского отделения ГБУ Архангельской области «БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что право собственности на указанный жилой не зарегистрировано (л.д. 21 - 22).
Юридически значимым для рассмотрения данного дела является принадлежность З.Т.Ф. на праве собственности жилого дома.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ год ввода в эксплуатацию по завершении строительства жилого <адрес> значится ДД.ММ.ГГГГ, этот же год указан в техническом паспорте жилого дома, составленном Виноградовским филиалом ГУП Архангельской области «Бюро технической инвентаризации» ДД.ММ.ГГГГ, а также в кадастровом паспорте жилого дома, выданном ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО, то есть позднее года смерти матери З.Т.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, несмотря на отсутствие акта юридической регистрации права З.Т.Ф. на жилой дом, суд считает, что ее право собственности на указанный объект недвижимости возникло на законных основаниях.
Принадлежность З.Т.Ф. на праве собственности жилого <адрес>» подтверждается справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Березниковское» на основании выписки из похозяйственной книги № за 1991 - 1995г.г., лицевой счет №; выпиской из похозяйственной книги, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Березниковское», согласно которой в похозяйственной книге № <адрес> за 1991г. - 1995г., адрес хозяйства: д<адрес>, в лицевом счете № числится запись: п.1 - Глава З.Т.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата смерти ДД.ММ.ГГГГ. Вторым записана: З.З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В материалах дела имеется копия технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, с инвентарным номером №, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м, жилую - <данные изъяты> кв. м.
Инвентаризационная оценка жилого дома составляет <данные изъяты> рубля, кадастровая стоимость- <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Как следует из объяснений истца, спорный жилой дом ранее принадлежал его отцу, был построен в начале ДД.ММ.ГГГГ годов родителями отца, в ДД.ММ.ГГГГ году его мать и отец капитально отремонтировали дом. После смерти отца в ДД.ММ.ГГГГ году дом стал принадлежать его матери - З.Т.Ф. Откуда в документах появилась дата постройки ДД.ММ.ГГГГ год и с чем она связана, ему не известно. Полагает, что при составлении технического паспорта техник произвольно указала эту дату постройки.
Из показаний свидетеля З.Н.И., супруги истца, следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году она вышла замуж за Зелянина В.А. и вместе с ним проживала в доме его матери З.Т.Ф., в ДД.ММ.ГГГГ году она родила сына З.В.В. В спорном доме они проживали до ДД.ММ.ГГГГ года.
Свидетель З.В.В., сын истца, подтвердил объяснения своих родителей.
Суд считает, что имеющиеся несоответствия в техническом и кадастровом паспортах в годе возведения жилого дома и ввода его в эксплуатацию возникло не по вине истца, а ввиду технической ошибки, допущенной при изготовлении технического паспорта на дом организацией, ранее осуществлявшей государственный учет зданий, сооружений, помещений - ГУПАО «БТИ» (Виноградовский филиал), в связи с этим в Государственный Кадастр недвижимости были внесены неверные сведения о жилом доме, в том числе, о годе завершения строительства - 1994 - вместо 1900 год.
В судебном заседании установлено, что при жизни наследодатель З.Т.Ф. добросовестно и открыто владела и пользовалась жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>: проживала в нем, пользовалась расположенными на земельном участке хозяйственными постройками, обустраивала придомовую территорию. Возможность владения, распоряжения и пользования принадлежавшим ей домом никем не оспаривалась.
Поэтому суд приходит к выводу, что спорный жилой дом принадлежал на праве собственности З.Т.Ф.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии со ст. 1112, 1113 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.
В судебном заседании установлено, что наследником имущества З.Т.Ф. по закону была её дочь З.З.А., которая фактически приняла наследство после ее смерти, но не оформила своих наследственных прав.
Согласно сообщению нотариуса нотариального округа Виноградовского района № от ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к имуществу З.Т.Ф., умершей ДД.ММ.ГГГГ, по данным нотариальной конторы не заводилось.
Согласно справке администрации МО «Березниковское» от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании домовой книги по <адрес>, З.Т.Ф. на дату смерти ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с ней была зарегистрирована дочь З.З.А. (л.д. 24).
Из адресной справки МП ОМВД России по Виноградовскому району, выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что З.З.А., ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес>, в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч. 1,4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Суд считает, что поскольку З.З.А. фактически вступила во владение наследственным имуществом после смерти матери З.Т.Ф., то спорный жилой дом подлежит включению в наследственную массу после ее смерти.
Из представленной нотариусом нотариального округа Виноградовского района Архангельской области копии наследственного дела к имуществу З.З.А. № следует, что, обратившись к нотариусу Зелянин В.А. ДД.ММ.ГГГГ получил свидетельства о праве на наследство по закону после смерти З.З.А. на денежные вклады и земельный участок по адресу: <адрес>.
Поскольку Зелянин В.А. уже получил свидетельство о праве на наследство, оставшееся после смерти сестры З.З.А., в виде денежного вклада и земельного участка, то оснований для признания его принявшим наследство в виде жилого дома не имеется, так как по сути юридический акт признания его принявшим наследство установлен нотариусом и ни кем не оспаривается.
Поэтому в этой части иска требование истца удовлетворению не подлежит.
Однако, при изложенных выше обстоятельствах суд считает, что имеются основания для признания за истцом права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зелянина В.А. - удовлетворить частично.
Признать за Зеляниным В.А. право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, по кадастровой стоимости - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В удовлетворении исковых требований Зелянину В.А. к администрации МО «Березниковское» о признании принявшим наследство, оставшееся после смерти ДД.ММ.ГГГГ З.З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоящее из жилого дома по адресу: <адрес> - отказать.
Право собственности на жилой дом подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья С.Ю. Бачина