: №2-168/2020
УИД : 44RS0014-01-2020-000202-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Островское 03 августа 2020г.
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сапоговой Т.В.,
с участием помощника прокурора Островского района Генце А.В.,
представителя ответчика- администрации Островского муниципального района Костромской области Соколовой Т.П., действующей на основании доверенности,
при секретаре Чихачевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Островского муниципального района Костромской области об обязании создать местную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечивающую доведение сигналов об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до населения муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в срок до 01.07.2021г.
установил:
Прокурор Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 01.07.2021г. создать местную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой Островского района во исполнение задания прокуратуры области в деятельности администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о гражданской обороне.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской не создана система оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 7.1, ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма в границах поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-Ф3 «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления в пределах своих полномочий на соответствующих территориях по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 15.2 приказа МЧС России от 14.11.2008г. N 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» предусматривает, что органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые включают в себя, в частности, поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Клеванцовском сельском поселении Островского муниципального района Костромской области, утвержденного постановлением администрации Островского сельского поселения от25.02.2016г №21.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области муниципальная система оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера не создана.
В соответствии с пунктами 3-5 приказа МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.
Системы оповещения создаются, в том числе на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования).
Основной способ оповещения населения - передача речевой информации, длительность которой составляет не более 5 минут. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача с целью оповещения кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи (пункт 12 Положения).
Согласно пункта 25 Положения в целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы местного самоуправления разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители информации; организуют и осуществляют подготовку персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» между муниципальными образованиями заключено соглашение от 23.12.2019г. о передаче на уровень Клеванцовского сельского поселения Островским муниципальным районом на 2020г. полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Соглашения данного характера заключаются между муниципальными образованиями Островского муниципального района ежегодно.
Пунктами «в, г, м» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информирование населения о чрезвычайных ситуациях, создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 N 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» рекомендовано разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ).
Создание и эксплуатация системы оповещения на территории Островского сельского поселения как вопрос местного значения входит в полномочия администрации поселения.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 17.02.2020г. главе Клеванцовского сельского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией поселения предоставлена информация о том, что направлена заявка в администрацию Островского муниципального района Костромской области на выделение необходимых денежных средств.
Отсутствие муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Клеванцовского сельского поселения свидетельствует о неисполнении администрацией муниципального образования Клеванцовское сельское поселение норм действующего законодательства в сфере обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, предупреждения аварий и катастроф на объектах производственного, социального назначения, что приводит к нарушению прав неограниченного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, создает угрозу нарушения прав граждан в сфере безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, в связи с чем прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд.
Определениями Островского районного суда Костромской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация Островского муниципального района Костромской области, ГУ МЧС по Костромской области, Департамент региональной безопасности Костромской области.
Определением Островского районного суда Костромской области от 02.06.2020г. администрация Островского муниципального района Костромской области привлечена к участию в деле в качестве соответчика. Приняты к производству суда, уточненные исковые требования прокурора Островского района Костромской области к администрации Островского муниципального района Костромской области, администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 01.07.2021г. создать местную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в д.Клеванцово, п.Дымница, д.Ломки, с.Воскресенкое Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области.
Определением Островского районного суда Костромской области от 28.07.2020г. принят отказ от иска к администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, производство по делу в части исковых требований к администрации Клеванцовского сельского поселения, прекращено. Приняты к производству суда уточненные исковые требования прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Островского муниципального района Костромской области об обязании в срок до 01.07.2021г. создать местную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечивающую доведение сигналов об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до населения муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области.
Администрация Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании помощник прокурора Островского района Генце А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и просит суд их удовлетворить. Суду пояснила, что во взаимосвязи, указанных в обоснование исковых требований положений Федеральных законов, подзаконных нормативных актов, следует, что именно на администрации Островского муниципального района Костромской области лежит обязанность по созданию, поддержанию в технически исправном состоянии местной системы оповещения населения, доведения сигналов оповещения до населения, в том числе на территории Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области. Из утвержденной постановлением администрации Островского муниципального района № 470 от 22.07.2020г. схемы оповещения и доведения сигналов до населения, предприятий и организаций Островского муниципального района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Островского муниципального района следует, что до населения Островского сельского поселения сигналы об опасностях доводится без использования технических средств, в основном посредством телефонной связи с помощью председателей ТОС, старших по домам, старост населенных пунктов. Необходимость наличия соответствующих технических средств оповещения населения, доведения сигналов до населения в автоматическом режиме следует из п. 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006г., согласно которого система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. Согласно пункта 14 данного Положения передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Основной режим- автоматизированный, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения. В неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации. Исходя из изложенного, даже при неавтоматизированном режиме доведения сигналов об опасностях до населения должны использоваться технические средства, обеспечивающие подключение объектов оповещения на время передачи к каналам связи. Согласно СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (утв. Приказом Минрегиона России от 05.04.2012 N 159) местная система оповещения - система оповещения, обеспечивающая доведение сигнала (распоряжения) и информации оповещения от органов управления ГОЧС до: руководящего состава гражданской обороны и РСЧС города, городского и сельского районов, оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; населения, проживающего на территории города, городского или сельского района. Система оповещения гражданской обороны - организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации («ГОСТ Р 42.0.02-2001. Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 07.08.2001 N 320-ст). В соответствии с пунктом 6.38 «СП 165.1325800.2014 Инженерно- технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» для оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях должны быть созданы технические системы оповещения, в частности на муниципальном уровне - местная система оповещения.
Представитель ответчика- администрации Островского муниципального района Костромской области Соколова Т.П. считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 1, п. 23 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006, ч.1 Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993г. №177 при наступлении чрезвычайной ситуации могут использоваться несколько способов доведения сигналов до населения, до органов управления сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На территории Островского муниципального района создана система оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. С 01.07.2020г. полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера переданы с уровня сельских поселений Островского муниципального района на уровень Островского муниципального района. Рассмотрев уведомления Островского, Островского (центрального), Клеванцовского, Адищевского сельских поселений Островского муниципального района Костромской области Собрание депутатов Островского муниципального района Костромской области 26.06.2020г. приняло решение № 415 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Островского муниципального района Костромской области от 21.10.2019г. № 364 «О передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения с уровня Островского муниципального района на уровень сельских поселений Островского муниципального района на 2020г.», согласно которому сельские поселения Островского муниципального района с 01.07.2020г. не осуществляют полномочия по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для добровольного исполнения требований прокурора на территории Островского муниципального района Костромской области принято меры:
-принято постановление администрации Островского муниципального района Костромской области 22.07.2020г. № 470, которым утверждены схемы оповещения и доведения сигналов до населения, предприятий и организаций Островского муниципального района об опасностях, возникающих при военных конфликтах или следствии этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Островского муниципального района.
-внесены изменения в постановление администрации Островского муниципального района Костромской области от 18.11.2013 года № 1065 «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций» (с изменениями от 22.07.2020 года № 469).
Согласно постановлению администрации Островского муниципального района Костромской области 18.11.2013 года № 1065 «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций» (с изменениями от 22.07.2020 года № 469) утверждено: положение о порядке оповещения и информирования об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; список абонентов руководящего состава гражданской обороны и членов комиссии по ЧС и ПБ администрации Островского муниципального района, телефонные номера которых включены в стойку СЦВ, тексты речевых сообщений по оповещению населения Островского муниципального района при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона на территории Островского муниципального района создан координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Островского муниципального района (постановление администрации Островского муниципального района Костромской области от 28.01.2011 года № 33 с изменениями в ред. постановлений администрации Островского муниципального района Костромской области от 15.01.2020 года № 6), орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Островского муниципального района Костромской области - МКУК «ЕДДС» Островского муниципального района Костромской области.
Согласно Устава МКУК ЕДДС основной целью деятельности Учреждения является оповещение руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
На территории Островского муниципального района Костромской области в МКУК «ЕДДС» установлено радиостанция MegaJet-3031М Turbo для передачи сигнала водителям автомобилей. Выделенный для гражданской радиосвязи диапазон частот 27 МгЦ обладает теми же свойствами распространения радиоволн, что и телевизионный диапазон; установлено оборудование П-166М системы оповещения, с помощью которого происходит запуск сирен и речевого сообщения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально- экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Третьи лица- администрация Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, ГУ МЧС по Костромской области, Департамент региональной безопасности Костромской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, просили рассмотреть дело без участия представителей, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Ранее в судебном заседании представитель Департамента региональной безопасности Костромской области суду пояснил, что считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, созданная местная система оповещения населения не в полной мере обеспечивает доведение информации до населения. Места установок комплексных (стационарных) систем оповещения населения на территории сельских поселений не установлены обязательными для исполнения органами местного самоуправления нормативно-правовыми актами. В соответствии с п. 6.44 Свода правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно- технические мероприятия по гражданской обороне», утвержденного приказом Минстроя России от 12.11.2014 № 705/пр (далее - СП 165.1325800.2014) все подсистемы оповещения населения должны сопрягаться на программно-аппаратном уровне. Следовательно, система оповещения населения на территории сельских поселений должна быть сопряжена с региональной и муниципальной системами оповещения населения с обязательным требованием о передаче речевой информации. Местная система оповещения включает в себя оборудование, сопряженное с размещенным в ЕДДС Островского муниципального района оборудованием. Сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательным, о чем указано в п. 6.45 СП 165.1325800.2014. Кроме того, в соответствии с п. 6.42 СП 165.1325800.2014 способы обмена информацией со взаимодействующими органами управления при оповещении должны быть организованы в том числе и в автоматизированном режиме. Исходя из совокупности приведенных в совместном Приказе МЧС России № 422, Мининформсвязи России № 90, Минкультуры России № 376 от 25.07.2006г. «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» норм следует, что оповещение населения посредством доведения речевой информации без сопряжения региональной системы оповещения (посредством телефонной и мобильной связи) предусмотрено в качестве дублирующей системы.
В отзыве на иск представитель ГУ МЧС Костромской области указал, что в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп.3 п.8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804, общим требованием к месту установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения являются места массового пребывания людей. В соответствии с п. 2,4 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденного Приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31.05.2005г. №428/432/321, порядок размещения включает в себя рекомендации по основным видам технических средств информации, местам их размещения, установке и использованию.
В соответствии с п. 4,12,14,15 Положения о системах оповещения населения, утверждённого Приказом МЧС России, Мининформсвязи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций от 27.07.2006г. №422/90/376 системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться. Основным способом оповещения населения является передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и телерадиовещания. Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме, при этом автоматизированный способ является основным. Распоряжения на задействование муниципальной системы оповещения отдаются соответствующим органом местного самоуправления. В соответствии с п.3,4 указанного Положения система оповещения, в том числе создаваемая на муниципальном уровне, представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения. В соответствии с пп.1 п.2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ « О гражданской обороне», пп. «м» п.1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства обороны. Основной задачей муниципальной системы оповещения является в том числе обеспечение доведение информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 (далее - Положение N 794), в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно п. 3 указанного Положения единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 27 статьи 7 Устава Муниципального образования Островский муниципальный район Костромской области и п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.6 ст. 7 Устава Клеванцовское Островское сельское поселение к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию системы оповещения гражданской обороны являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение размеров возможного ущерба и сохранение здоровья людей. При этом к гражданской обороне отнесены мероприятия по подготовке и защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций (статья 1). Подготовка государства к ведению гражданской обороны, являясь одной из важнейших его функций, осуществляется заблаговременно в мирное время (статья 4).
В силу статьи 2 Закона N 68-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения о грозящих ему опасностях.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Таким образом, мероприятия по созданию, поддержании в постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного жизненно необходимы, они осуществляются в интересах населения соответствующего муниципального образования, является обязанностью органа исполнительной власти, в том числе муниципального образования, в функциональные обязанности которого входят вопросы гражданской обороны населения.
Положением о системах оповещения, утвержденного Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006г., предусмотрено создание систем оповещения на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться (п. 4).
Основной задачей муниципальной системы оповещения, является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС (государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (п. 10). Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (п. 12).
Пунктами «в, г, м» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, информирование населения о чрезвычайных ситуациях, создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 N 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» рекомендовано разработать и осуществить комплекс организационно-правовых мероприятий по реконструкции и обеспечению готовности действующих территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, а также по созданию новых территориальных систем, в том числе путем реализации целевых программ.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 1 Закона Костромской области от 05.05.1995 N 7 (ред. от 06.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Согласно ст. 10 Закона Костромской области от 05.05.1995 N 7 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что на законодательном уровне определена и конкретизирована компетенция органов местного самоуправления муниципального района в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и установлены субъекты финансирования данных мероприятий.
В ходе проверки проведенной прокуратурой Островского района Костромской области установлено, что на территории муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области муниципальная система оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера не создана.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 17.02.2020г. главе Клеванцовского сельского поселения внесено представление.
В ответе на представление глава Клеванцовского сельского поселения сообщил, что с целью создания системы оповещения населения на территории Клеванцовского сельского поселения администрация Клеванцовского сельского поселения направила заявку в администрацию островского муниципального района Костромской области о выделении дополнительных денежных средств.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов Островского муниципального района Костромской области от 31.10.2019г. № 364 «О передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения с уровня Островского муниципального района Костромской области на уровень сельских поселений Островского муниципального района на 2020г.» на уровень Клеванцовского сельского поселения передана часть полномочий, предусмотренных ч.23 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»: организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
23.12.2019г. между Клеванцовским сельским поселением Островского района Костромской области и Островским муниципальным районом Костромской области заключено Соглашение предметом которого является передача муниципальным районом осуществления части своих полномочий Поселению по осуществлению следующего вопроса местного значения: организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Соглашение заключено на срок 1 год и вступает в силу с 01.01.2020г. ( п.6 Соглашения).
Постановлением администрации Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области №21 от 25.02.2026г. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Клеванцовсвом сельском поселении Островского муниципального района Костромской области.
Согласно п. 15.2 указанного Положения по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях решения задач гражданской обороны администрация поселения планирует и осуществляет основные мероприятия: поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации ; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
Решением Совета депутатов Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области от 23.06.2020г. №9208 предложено Собранию депутатов Островского муниципального района Костромской области предложено рассмотреть вопрос о расторжении соглашения о передаче полномочий с уровня Островского муниципального района Костромской области на уровень Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по соглашению с 01.07.2020г. В решение Совета депутатов Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области №191 от 10.12.2019г. « О принятии полномочий по решению отдельных вопросов местного значения с уровня Островского муниципального района Костромской области на уровень Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области на 2020г.» внесены изменения: в п. 1 абз.2 Решения исключено « организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Главе Островского муниципального района Костромской области, председателю Собрания депутатов Островского муниципального района председателем Совета депутатов, главой Клеванцовского сельского поселения направлено уведомление 25.06.2020г. №343.
26.06.2020г. решением Собрания депутатов Островского муниципального района Костромской области №415 внесено изменение в решение Собрания депутатов Островского муниципального района Костромской области от 21.10.2019г. №364 «О передаче полномочий по решению отдельных вопросов местного значения с уровня Островского муниципального района Костромской области на уровень сельских поселений Островского муниципального района на 2020г.», которым в п. 1 абз. 2 Решения исключено: « - по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
29.06.2020г. между Клеванцовским сельским поселением в лице главы Сапогова В.И. и Островским муниципальным районом в лице главы ФИО5 расторгнуто соглашение от 23.12.2019г. о передаче части полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Соглашение вступило в законную силу с 01.07.2020г.
Согласно ст. 1 Устава Островский муниципальный район Костромской области- муниципальное образование, наделенное Законом Костромской области от 30.12.2004г. №237-ЗКО «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделении их статусом» статусом муниципальный район.
Согласно ст. 3 Устава Островского муниципального района Костромской области территорию района составляют территории входящих в него сельских поселений:
Адищевское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области, административный центр – с. Адищево;
Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области – административный центр- д. Клеванцово;
Островское (центральное) сельское поселение Островского муниципального района Костромской области, административный центр- п. Островское;
Островское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области- административный центр- д. Гуляевка.
Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области- муниципальное образование, наделенное Законом Костромской области от 30.12.2004г № 237- ЗКО «Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области» статусом сельское поселение (ст. 1 Устава Клеванцовского сельского поселения). Клеванцовское сельское поселение преобразовано в результате Клеванцовского сельского поселения, Дымницкого сельского поселения, Ломкинского сельского поселения островского муниципального района Костромской области и является правопреемником вышеназванных муниципальных образований, преобразованных в соответствии со ст. 1 Закона Костромской области от 11.02.2010г. №575-4-ЗКО ( ст. 2 Устава Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области ( ст. 2 Устава).
Постановлением администрации Клеванцовского сельского поселения №151 от 12.12.2016г. утвержден перечень мест массового пребывания людей, расположенных на территории Клеванцовского сельского поселения. Согласно приложения к указанному постановлению определены места массового пребывания людей на территории Клеванцовского сельского поселения: МКУК Клеванцовский сельский дом культуры, МКУК Дымницкий сельский клуб, МКУК Ломкинский сельский клуб.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области от 28.01.2011 года № 33 (с изм. от 15.01.2020г. № 6) на территории Островского муниципального района создан координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Островского муниципального района, орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Островского муниципального района Костромской области - МКУК «ЕДДС» Островского муниципального района Костромской области. Утверждено положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Островского муниципального района, утвержден состав данной комиссии.
Установлено, что Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области №181 от 26.05.2016г. создана МКУК «Единая дежурно-диспетчерская служба Островского муниципального района Костромской области».
Согласно п. 2.3 Устава МКУК «Единая дежурно-диспетчерская служба Островского муниципального района костромской области» основной целью деятельности Учреждения является: повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию угрозы возникновения ЧС; организация эффективного взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий); обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления Островского муниципального района Костромской области по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований поселений, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; организация приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов); координация действий ДДС; оповещение руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновения ЧС ( происшествий).
Из представленных ответчиком доказательств следует, что в МКУК «ЕДДС» установлено оборудование П-166М системы оповещения, с помощью которого происходит запуск сирен и речевого сообщения, установлена радиостанция MegaJet-3031М Turbo для передачи сигнала водителям автомобилей. Выделенный для гражданской радиосвязи диапазон частот 27 МгЦ обладает теми же свойствами распространения радиоволн, что и телевизионный диапазон.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области 18.11.2013 года № 1065 «О своевременном оповещении и информировании населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций» (с изменениями от 22.07.2020г. № 469) утверждено Положение о порядке оповещения и информирования об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; список абонентов руководящего состава гражданской обороны и членов комиссии по ЧС и ПБ администрации Островского муниципального района, телефонные номера которых включены в стойку СЦВ, тексты речевых сообщений по оповещению населения Островского муниципального района при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 4 указанного Положения о порядке оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций система оповещения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации включает:
- передачу информации по 1-2 каналам центрального телевидения, путем перехвата речевого сопровождения ;
- работу электросирен в режиме 3-х минутного непрерывного звучания, означающего сигнал « Внимание всем!»;
- использование машин полиции, оборудованных громкоговорящими устройствами;
-использование аппаратуры СЦВ (стойки циркулярного вызова ), телефонных каналов. Согласно п. 6 Положения оповещение населения Островского муниципального района Костромской области об угрозе чрезвычайных ситуаций осуществляется согласно схемы оповещения.
Постановлением администрации Островского муниципального района Костромской области №470 от 22.07.2020г. утверждены схемы оповещения и доведения сигналов до населения, предприятий и организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Островского муниципального района Костромской области.
Согласно Приложению №1 указанного постановления оповещение населения при поступлении информации о ЧС ЕЕДС Островского муниципального района действует в соответствии с указаниями главы муниципального района, информация доводится до населения посредством: СМИ района «Островский вести», председателей ТОС, страшим по домам, использование рынд, звуковых сигналов, руководящим составом администрации района при получении сигнала автоматизированной системы оповещения «Градиент», использованием системы оповещения П 166М (электросирены, ВАУ, голосовые сообщения), использование СГУ автомобилей экстренных служб.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком администрацией Островского муниципального района Костромской области, что на территории Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района отсутствуют технические системы оповещения, обеспечивающие оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, доведение сигналов гражданской бороны и речевой информации автоматизированном режиме.
Из Акта ввода в эксплуатацию от 31.07.2020г., фотоснимков следует, что на здании котельной в Клеванцовском сельском поселении по адресу: Костромская область, Островский район, д. Клеванцово, д. 24, установлен элемент местной системы оповещения населения - электромеханическое изделие «Сирена С-40». Установленный элемент местной системы оповещения находится в исправном состоянии и готов к эксплуатации по назначению.
Из пояснений представителя третьего лица- главы администрации Клеванцовского сельского поселения Сапогова В.И. следует, что звуковой сигнал установленного элемента местной системы оповещения населения «Сирена С-40» доводит оповещение населения в д. Клеванцово и д. Дунилово.
Вместе с тем, доказательств наличия технических средств, обеспечивающих доведение сигналов оповещения местной системы оповещения в автоматическом режиме до населения и других населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области, в том числе определенных мест с массовым пребыванием людей на территории Клеванцовскогог сельского поселения, ответчиком суду не представлено.
Необходимость наличия соответствующих технических средств оповещения населения, доведения сигналов до населения в автоматическом режиме предусмотрено п. 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006, согласно которого система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (утв. Приказом Минрегиона России от 05.04.2012 N 159) местная система оповещения - система оповещения, обеспечивающая доведение сигнала (распоряжения) и информации оповещения от органов управления ГОЧС до: руководящего состава гражданской обороны и РСЧС города, городского и сельского районов, оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; населения, проживающего на территории города, городского или сельского района.
Согласно ГОСТ Р 42.0.02-2001. «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 07.08.2001 N 320-ст) система оповещения гражданской обороны - организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации.
Согласно п. 6.38 Инженерно- технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» для оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях должны быть созданы технические системы оповещения, в частности на муниципальном уровне - местная система оповещения.
Доводы представителя ответчика о том, что система может быть создана в неавтоматизированном режиме суд отклоняет как необоснованные, поскольку в неавтоматизированном режиме доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения осуществляется избирательно, выборочным подключением объектов оповещения на время передачи к каналам связи сети связи общего пользования Российской Федерации. Исходя из изложенного, даже при неавтоматизированном режиме доведения сигналов об опасностях до населения должны использоваться технические средства, обеспечивающие подключение объектов оповещения на время передачи к каналам связи.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что система оповещения гражданской обороны на территории Клеванцовского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области не обеспечивает доведение сигналов оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, данное обстоятельство создает угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан,что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления Островским муниципальным районом Костромской области полномочий по решению вопросов местного значения.
Частичное, добровольное выполнение заявленных исковых требований, в том числе установка электросирены в С-40 в д. Клеваноцово, не свидетельствует, что местная система оповещения обеспечивает доведение сигналов об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до населения муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области.
С учетом изложенного, оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Островского района в защиту гарантированных ст. ст. 37, 41, 43, 45, 55 и 56 Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с целью обеспечения требований безопасности, несоблюдение которых создаст угрозу их жизни или здоровью обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока выполнения обязанностей суд учитывает фактические обстоятельства, установленные судом, в связи с чем указанный прокурором срок до 01.07.2021г с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд полагает разумным и достаточным.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Островского района Костромской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Островского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Островского муниципального района Костромской области.
Обязать администрацию Островского муниципального района Костромской области создать местную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, обеспечивающую доведение сигналов об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до населения муниципального образования Клеванцовское сельское поселение Островского муниципального района Костромской области в срок до 01.07. 2021г.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья - Сапогова Т.В.