УИД №
Дело № 2-455/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 14 сентября 2023 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Шадриной Г.А.,
при секретаре Хисамутдиновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в городе Сарапуле, действующего в интересах неопределенного круг лиц, к индивидуальному предпринимателю Мерзлякову А.П. о признании противоправными действий по розничной продаже никотиносодержащей продукции и возложении обязанности прекратить противоправные действия до регистрации в государственной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в городе Сарапуле (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к ИП Мерзлякову А.П. об устранении нарушений законодательства.
Требования в целом мотивированы тем, что Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление), являясь территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с пунктом 5 раздела 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» осуществляет контроль и надзор за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
В целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, Управление проводит наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) без взаимодействия с контролируемым лицом, при осуществлении сбора и анализа данных об объекте контроля содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров «Честный знак.Гос».
В соответствии с разделом 2 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. № 689 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике», Управление в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе: обращения в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократные или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1) предусматривает организацию и проведение соблюдения требований, установленных международными договорами РФ, законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п.п. 7 п. 4 ст. 40 Закона № 2300-01 должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.
По заданию начальника ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле К.А.Ю, от ДД.ММ.ГГГГ № проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом за соблюдением обязательных требований к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) «Честный знак.Гос» на сайте https://gov.crpt.ru в отношении товарной группы «Никотинсодержащая продукция».
В ходе контрольных (надзорных) мероприятий выявлены факты реализацииникотинсодержащей продукции ИП Мерзляковым А.П. (ОГРНИП №, ИНН №), не зарегистрированным в государственной информационной системе мониторинга товаров в качестве участника оборота никотинсодержащей продукции, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.
ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле, контролируемому лицу ИП Мерзлякову А.П. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ, направленное ИП Мерзлякову А.П. почтовым отправлением с уведомлением о вручении № от ДД.ММ.ГГГГ на адрес регистрации: <адрес>, получено 22 04.2023 лично.
Информации о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований от ИП Мерзлякова А.П. в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле не поступало.
При проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru. на основании задания временно исполняющего обязанности начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в г. Сарапуле Б.Ф.Ф. № от ДД.ММ.ГГГГ, повторно установлен факт реализации никотинсодержащей продукции ИП Мерзляковым А.П., без регистрации в государственной информационной системе мониторинга товаров в качестве участника оборота никотинсодержащей продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 49, п. 2 ст. 60 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контролируемому лицу ИП Мерзлякову А.П. повторно объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № от ДД.ММ.ГГГГ направлено ИП Мерзлякову А.П. почтовым отправление с уведомлением о вручении № от ДД.ММ.ГГГГ на адрес регистрации: <адрес>.
Таким образом, ИП Мерзляков А.П., осуществляющий реализацию никотинсодержащей продукции по адресу: <адрес>, не зарегистрирован в государственной информационной системе мониторинга за оборотом, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, к которым относится никотинсодержащая продукция, что препятствует достижению целей создания информационной системы, а именно сбору информации об обороте данной продукции, а так же препятствует доведению до потребителя полной и достоверной информации, о продавце (исполнителе, изготовителе) и о товарах, которая размещается оператором информационной системы мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что является нарушением действующего законодательства. В частности, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ № 381-ФЗ) указывает, что государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 20.1 ФЗ № 381-ФЗ). Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга (ч. 5 ст. 20.1 ФЗ № 381-ФЗ).
Общедоступная информация, содержащаяся в информационной системе мониторинга размещается оператором информационной системы мониторинга в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (ч. 13 ст. 20.1 ФЗ № 381-ФЗ).
Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии законодательством Российской Федерации (ч. 16 ст. 20.1 ФЗ № 381-ФЗ).
Статьи 7, 8. 9, 10 Закона № 2300-1 закрепляют право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
ИП Мерзляков А.П. должен был использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательных требований.
Истец, с учетом уточнения, просил признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Мерзлякова А.П., осуществляющего деятельность по адресу УР, <адрес>, по розничной продаже табачной продукции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации в государственной информационной системе мониторинга товаров в качестве участника оборота никотиносдержащей продукции.
Также просил в соответствии со ст. 46 Закона № 2300-1 обязать ИП Мерзлякова А.П. сообщить о решении суда через средства массовой информации.
Представитель истца ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание не явился.
Ответчик ИП Мерзляков А.П. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд заявление о признании исковых требований ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Сарапуле в полном объёме, при этом последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), разъяснены и понятны. Заявление приобщено к материалам дела.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Из ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ следует, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
Суд принимает признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает законные права и интересы иных лиц.
Таким образом, в связи с признанием исковых требований ответчиком и принятием признания иска судом, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в городе Сарапуле (ОГРН №), действующего в интересах неопределенного круг лиц, к индивидуальному предпринимателю Мерзлякову А.П. (ИНН №) о признании противоправными действия по розничной продаже никотиносодержащей продукции и возложении обязанности прекратить противоправные действия до регистрации в государственной системе мониторинга за оборотом товара, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации удовлетворить в полном объеме.
Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Мерзлякова А.П., осуществляющего деятельность по адресу УР, <адрес>, по розничной продаже табачной продукции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без регистрации в государственной информационной системе мониторинга товаров в качестве участника оборота никотиносдержащей продукции.
Обязать индивидуального предпринимателя Мерзлякова А.П. довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мерзлякова А.П. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Г.А.Шадрина