. ДЕЛО № 2 -579/22
Решение
именем Российской Федерации
23 мая 2022 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Алексеева И.Г.,
при секретаре Денисовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Николая Ильича к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Кибячинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, Морозлов В.И., Морозов Е.И., Морозов И.И., Кувшинова Р.И. о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю,
установил:
Истец обратился в суд с иском в вышеизложенной формулировке в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец – ФИО, которому принадлежала земельная доля 5 га, расположенная в границах хозяйства «Совет» по адресу: РТ, <адрес>, Кибячнского сельское поселение. После смерти последнего, всем наследственным имуществом пользуется он, как наследник по завещанию. С заявлением об открытии наследства к нотариусу он обратился, однако получил устный отказ. Поэтому просит признать за ним право собственности на вышеуказанную земельную долю в порядке наследования.
Истец в судебное заседание не явился, согласно предоставленному заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ и Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ в судебное заседание не явились, согласно предоставленным заявлениям просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель ответчика Исполнительного комитета Кибячинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, извещен.
Ответчики Морозлов В.И., Морозов Е.И., Морозов И.И. и Кувшинова Р.И. в судебное заседание также не явилась, извещены, согласно имеющимся в материалах дела заявлениям просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении иска не возражают.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, посредством признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
На основании п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1119 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
Согласно статье 1121 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц (статья 1116), как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону.
Судом установлено, что ФИО принадлежала земельная доля из земель сельскохозяйственного назначения хозяйства «Совет», площадью по 5 га, расположенная по адресу: РТ, <адрес>, Кибячинское сельское поселение. Данный факт подтверждается свидетельством о праве собственности на земельную долю серии РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время имеет кадастровый № (единое землепользование), общей площадью 3750191 кв.м. (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии I-КБ №).
Наследником по закону к спорному имуществу является истец (завещание от ДД.ММ.ГГГГ).
Иные наследники – Морозлов В.И., Морозов Е.И., Морозов И.И. и Кувшинова Р.И., согласно имеющимся в материалах дела письменным заявлениям, против иска не возражают.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ за Морозовым Н.И. признано право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: РТ, <адрес>, в порядке наследования по завещанию ФИО от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Аналогичные разъяснения о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства содержатся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
На основании ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По смыслу ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствие п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено, что после смерти ФИО истец фактически принял наследство и стал пользоваться указанной земельной долей.
Между тем, после смерти наследодателя наследственные права на земельную долю истцом оформлены не были, а по смыслу положений ст.1163 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельство о праве на наследство может быть выдано по заявлению наследника, принявшего наследство, в любое время без ограничения каким-либо сроком.
Кроме того, на момент открытия наследства наследодатель не отказывался от права собственности на недвижимость (земельную долю), и его права не были прекращены в установленном законом порядке. Истец, и в последующем как наследник, продолжает пользоваться земельным участком.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, спорная земельная доля сельскохозяйственного назначения, является наследственным имуществом и суд вправе признать на нее право собственности в порядке наследования в границах земельного участка с кадастровым номером №
С учетом вышеизложенного и достаточности доказательств для принятия решения, суд считает, что требования истца о признании за ним права собственности в порядке наследования на земельную долю 5 га, бывшего хозяйства «Совет», из земель сельскохозяйственного назначения, расположенную по адресу: РТ, <адрес>, Кибячинское сельское поселение, подлежат удовлетворению, поскольку исковые требования основаны на законе и на вышеуказанных доказательствах, которые относимы, допустимы, достоверны и в совокупности взаимосвязаны друг с другом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Морозова Николая Ильича к Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Кибячинского сельского поселения Пестречинского муниципального района РТ, Палате имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района РТ, Морозлов В.И., Морозов Е.И., Морозов И.И. и Кувшинова Р.И. о признании права собственности в порядке наследования на земельную долю удовлетворить.
Признать за Морозовым Николаем Ильичом, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 5 га, расположенную в границах землепользования бывшего хозяйства «Совет» по адресу: РТ, Пестречинский муниципальный район, Кибячинское сельское поселение, оставшегося после смерти ДД.ММ.ГГГГ отца – ФИО.
Данное решение суда является основанием для учетно-регистрационных действий в отношении вышеуказанных земельных долей, производимых соответствующим регистрирующим органом.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: