УИД 02RS0001-01-2019-004184-05 Дело № 2-1783/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
с участием прокурора Тынкевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Блинковой Т.Н., Блинковой К.В. к Самородовой Г.В. о взыскании суммы материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Блинкова Т.Н., Блинкова К.В. обратились в суд с иском к Самородовой Г.В. о взыскании суммы материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 33 992 рубля, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что 15 мая 2019 года в 12 час. 45 мин. в с. Майма Майминского района Республики Алтай по ул. Подгорная, в районе дома № 57, водитель Самородова Г.В., управляя автомобилем <данные изъяты>, принадлежащим ей на праве собственности, не справилась с управлением и совершила столкновение с автомобилем <данные изъяты> принадлежащим Блинковой Т.В., под управлением Блинковой К.В. В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю <данные изъяты>, причинены повреждения на сумму 30 495 рублей. Стоимость работ по оплате услуг эксперта составила 3 500 рублей. В результате ДТП был причинен вред здоровью Блинковой К.В., которая была госпитализирована в больницу. Согласно заключению эксперта Блинковой К.В. причинен легкий вред здоровью. Морально-нравственные страдания истец Блинкова К.В. оценивает в 30 000 рублей. Гражданская ответственность водителя Самородовой Г.В. не была застрахована, в связи с чем она должна нести гражданскую ответственность по возмещению материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Истцы Блинкова Т.Н., Блинкова К.В., их представитель Руфина Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Ответчик Самородова Г.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, заслушав прокурора, давшего заключение об удовлетворении требования истца о взыскании компенсации морального вреда в разумном размере, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. По убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы, при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1079 ГК РФ определено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора о возложении обязанности по возмещению материального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, являются, в частности, обстоятельства, связанные с тем, что кто владел источником повышенной опасности на момент дорожно-транспортного происшествия.
При толковании названной нормы материального права и возложении ответственности по ее правилам следует исходить из того, в чьем законном фактическом пользовании находился источник повышенной опасности в момент причинения вреда. Собственник источника повышенной опасности освобождается от ответственности, если тот передан в техническое управление с надлежащим юридическим оформлением.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 31.01.2019 г. Самородова Г.В. является собственником транспортного средства автомобиля «<данные изъяты>
15 мая 2019 года около 12 час. 45 мин. в с. Майма Майминского района в районе дома № 57 по ул. Подгорной водитель Самородова Г.В., управляя личным автомобилем <данные изъяты> (не зарегистрированным в установленном порядке), при движении со стороны ул. Ленина в направлении к пер. Почтовый, допустила наезд на стоящий для совершения маневра «поворот налево» автомобиль <данные изъяты> принадлежащий Блинковой Т.Н., под управлением водителя Блинковой К.В.
Из объяснения Самородовой Г.В. от 15.05.2019 г. следует, что она 15.05.2019 г. двигалась по ул. Подгорная в с. Майма. На улице шел дождь со снегом, внезапно у нее отказали работать дворники, окно залепило и она не увидела <данные изъяты>, он поворачивал налево, она начала тормозить, но было поздно, и она врезалась в левый бок автомобиля. Включила аварийную сигнализацию, оценила материальный ущерб, сделала фотоснимки, после чего поехала в ГИБДД оформлять ДТП.
Согласно сведениям о водителях и транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии от 15.05.2019 г. в отношении Самородовой Г.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ.
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца Блинковой Т.Н. причинены механические повреждения капота, переднего бампера, переднего левого крыла, передней левой фары.
На момент указанного дорожно-транспортного происшествия риск гражданской ответственности владельца автомобиля «№, застрахован в СК «Сибирский Спас», страховой полис серии <данные изъяты> №. Риск гражданской ответственности владельца автомобиля «<данные изъяты> Самородовой Г.В. не застрахован.
Поскольку владельцем источника повышенной опасности является Самородова Г.В., поэтому именно она должна нести гражданско-правовую ответственность перед потерпевшими.
В соответствии с отчетом об оценке ООО «СФ «РЭТ-Алтай» № от 20.06.2019 г. рыночная стоимости работ, деталей и материалов, необходимых для производства восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты>, с учетом естественного износа на дату оценки составляет 30 492 рубля. Стоимость работ по оценке объекта оценки составляет 3 500 рублей. Оплата стоимости экспертиза произведена 22.05.2019 г. согласно приходному ордеру № серии <данные изъяты> на основании договора об оказании услуг по оценке, заключенного между Блинковой Т.Н. и ООО «СФ «РЭТ-Алтай».
Таким образом, сумма материального ущерба, причиненного собственнику автомобиля <данные изъяты>, поврежденного в результате ДТП, составляет 33 992 рубля.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Блинковой Т.Н. к Самородовой Г.В. о взыскании суммы материального ущерба в размере 33 992 рубля подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Из содержания вышеприведенных норм материального права в их взаимосвязи и разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 г. № 1, следует, что в силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
Как следует из материалов дела, в результате указанного ДТП Блинковой К.В., управлявшей автомобилем <данные изъяты> причинены телесные повреждения, в связи с чем она 15 мая 2019 года в 18 час. 30 мин. обратилась в приемный покой «Майминская РБ» с диагнозом: <данные изъяты>, госпитализирована в терапевтическое отделение.
В результате неправомерных действий ответчика Самородовой Г.В. истцу Блинковой К.В. причинен легкий вред здоровью, что установлено заключением эксперта БУЗ Республики Алтай «Бюро СМЭ» № от 27.06.2019 г., согласно которому у Блинковой К.В. диагностировано <данные изъяты> Данные повреждения возникли о твердые предметы внутри салона автомобиля в момент его столкновения 15.05.2019 г., и оцениваются как повлекшие легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью до 21 дня включительно.
Постановлением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 03.09.2019 г. Самородова Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Поскольку в результате дорожно-транспортного происшествия, имевшего место 15.05.2019 г., истцу Блинковой К.В. причинен вред здоровью легкой степени источником повышенной опасности, собственником которого является Самородова Г.В., суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом учитываются характер физических и нравственных страданий истца Блинковой К.В., обстоятельства, в результате которых был причинен моральный вред, требования разумности и справедливости.
Учитывая факт того, что компенсация морального вреда осуществляется с учетом требований ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, характера причиненных истцу нравственных страданий, с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что причиненный моральный вред подлежит возмещению истцу Блинковой К.В. в размере 15 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).
На основании ст. 98 ГПК РФ, исходя из размера удовлетворенных исковых требований, государственная пошлина в размере 1 219 рублей 76 копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истца Блинковой Т.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Блинковой Т.Н., Блинковой К.В. к Самородовой Г.В. о взыскании суммы материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Самородовой Г.В. в пользу Блинковой Т.Н. сумму материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 33 992 рубля, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 219 рублей 76 копеек.
Взыскать с Самородовой Г.В. в пользу Блинковой К.В. компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей.
Отказать Блинковой К.В. в удовлетворении искового требования к Самородовой Г.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года