72RS0013-01-2021-013362-90 | |
Дело № 12-67/2022 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
16 марта 2022 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко», в лице защитника Стрюковой Юлии Дмитриевны, на постановление судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 21 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко»,
установил:
Тридцатого ноября 2021 года главным специалистом отдела административной практики и декларирования Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее по тексту также – Департамент) составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко» (далее по тексту также – ООО «Алькор и Ко», Общество) о наличии в действиях Общества признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), поскольку ООО «Алькор и Ко» 30.10.2021 допущено нарушение требований подпункта 24.1 постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 № 120-п «О введении режима повышенной готовности» (редакция от 28.10.2021) (далее по тексту также – Постановление № 120-п); пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» (далее по тексту также – Указа Президента № 595, Указ).
Постановлением судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 21 января 2022 года ООО «Алькор и Ко» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
С данным постановлением не согласно ООО «Алькор и Ко», в лице защитника Стрюковой Ю.Д., которая в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи районного суда отменить, поскольку в период действия Указа общество реализовывало товары, включенные в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 762-р, в том числе: антисептические средства, мыло, зубные пасты, шампуни для детей и иные товары, в связи с чем Общество не было обязано приостанавливать свою деятельность. Указывает, что в обновленном с 27.10.2021 ассортименте компании доля товаров первой необходимости составляет более 30%, поскольку в долю товаров первой необходимости включены зоотовары. Обращает внимание, что Постановление № 120-п имеет обратную силу, в то время как пункты 24-27 названного постановления утратили силу 16.11.2021, соответственно привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.1.6 КоАП РФ необоснованно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, законный представитель (защитник) ООО «Алькор и Ко» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Скородзиевскую Е.В., просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей (часть 1).
Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлено установить с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (пункт 1).
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, постановление Правительства Тюменской области от17 марта 2020 года № 120-п «О введении режима повышенной готовности», которым в Тюменской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Пунктом 24.1 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п «О введении режима повышенной готовности» (в редакции от 28.10.2021), определено приостановить с 30 октября 2021 года по 7 ноября 2021 года в Тюменской области деятельность: предприятий розничной торговли, за исключением: аптек, аптечных пунктов; торговых объектов, осуществляющих реализацию универсального ассортимента продовольственных товаров, а также специализированных магазинов продовольственных товаров; специализированных торговых объектов, осуществляющих реализацию зоотоваров, медицинских изделий, оптико-офтальмологических изделий (оборудования), технических средств реабилитации; интернет-магазинов и предприятий розничной торговли, осуществляющих дистанционную торговлю, интернет-торговлю, без доступа покупателей в торговый зал.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, постановлением губернатора Тюменской области от10.04.2020 утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Тюменской области, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные статьёй 20.6.1 КоАП РФ, к которым отнесён главный специалист отдела административной практики Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.
Приказом директора Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области № 29 от 14.04.2020 на главного специалиста отдела административной практики Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области возложена обязанность принять участие в профилактических межведомственных мероприятиях по выявлению лиц, не выполняющих правила поведения при введении режима повышенной готовности в Тюменской области.
На основании указанного приказа, должностным лицом Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области проведен осмотр помещений магазина «Л"Этуаль», расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Первомайская, д.23/1, предпринимательскую деятельность в котором осуществляет ООО «Алькор и Ко».
В ходе осмотра, проведенного 30.10.2021 в период времени с 15 часов 40 минут до 15 часов 55 минут, в присутствии директора магазина Г., установлено, что ООО «Алькор и Ко» в помещении магазина «Л?Этуаль», расположенного по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Первомайская, д.23/1, осуществляет реализацию непродовольственных товаров: парфюмерии и косметики, с доступом покупателей в торговый зал магазина. По итогам осмотра был составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов от 30.10.2021, согласно которому в деятельности ООО «Алькор и Ко» (ИНН 7729265128) зафиксированы нарушения (невыполнение) правил поведения в условиях режима повышенной готовности, введенного постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020г. «120-п «О введении режима повышенной готовности». С приложением фото и видео материалов.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2021, основным видом деятельности ООО «Алькор и Ко» является торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.
В то же время, на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.», вышеприведённым пунктом 24.1 постановления №120-п предусмотрено приостановление с 30 октября 2021 года по 7 ноября 2021 года в Тюменской области деятельности: предприятий розничной торговли, за исключением: аптек, аптечных пунктов; торговых объектов, осуществляющих реализацию универсального ассортимента продовольственных товаров, а также специализированных магазинов продовольственных товаров; специализированных торговых объектов, осуществляющих реализацию зоотоваров, медицинских изделий, оптико-офтальмологических изделий (оборудования), технических средств реабилитации; интернет-магазинов и предприятий розничной торговли, осуществляющих дистанционную торговлю, интернет-торговлю, без доступа покупателей в торговый зал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Алькор и Ко» протокола об административном правонарушении от 30.11.2021, согласно которому при оценке результатов по выявлению лиц не выполняющих правила поведения в условиях режима повышенной готовности, введенного постановлением Правительства Тюменской области №120-п, установлено, что ООО «Алькор и Ко» в помещении магазина «Л?Этуаль» по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, ул.Первомайская, д.23/1 осуществляется реализация парфюмерии и косметики, с доступом покупателей в торговый зал магазина. Магазин располагается в отдельном помещении, встроенном в первый этаж многоэтажного жилого дома. На момент осмотра покупатели в торговом зале выбирали и приобретали товары на кассе. В торговом зале установлена контрольно-кассовая техника с ЗН ККТ 0255100102920, выдающая при отбитии чек с информацией ООО «Алькор и Ко» ИНН 7729265128. Зафиксирован чек на покупку парфюмерной воды «Инстагерл» от30.10.2021. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя юридического лица, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, содержит все необходимые сведения,
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: приказа директора Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области № 29 от 14.04.2020; протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов от 30.10.2021; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 29.11.2021; уведомления ООО «Алькор и Ко» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; видеозаписи проведения осмотра; протокола об административном правонарушении от 30.11.2021, - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Алькор и Ко» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в действиях (бездействии) ООО «Алькор и Ко» объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда постановления. Доводам жалобы в вышестоящий суд дана надлежащая оценка в постановлении судьи районного суда.
Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от27.03.2020 №762-р утвержден перечень непродовольственных товаров первой необходимости. Согласно пункту 4 названного распоряжения, при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
В то же время, названное распоряжение утверждено в целях выполнения подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года, а также необходимости предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, вследствие чего оснований к распространению действия норм данного распоряжения правительства на спорное правоотношение не имеется.
При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводом судьи районного суда о том, что, компании реализующие товары, включенные в перечень непродовольственных товаров первой необходимости не указаны в качестве исключения в пункте 24.1 Постановлением №120-п, в то время как названный перечень предприятий розничной торговли является исчерпывающим. Общество не является специализированным торговым объектом, осуществляющим реализацию зоотоваров, медицинских изделий, оптико-офтальмологических изделий (оборудования), технических средств реабилитации, документов, подтверждающих иное ООО «Алькор и Ко» не предоставлено. Основным видом деятельности, как это следует из приведённой выписки из ЕГРЮЛ, является торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах, в то время, как данный вид деятельности подлежит приостановлению в период с 30 октября 2021 года по 7 ноября 2021 года в Тюменской области. При этом, утверждение Общества, что оно, наряду с прочими товарами реализует также и зоотовары, учитывая, в том числе, и ассортимент товаров, отнесённых Обществом к данной категории товаров, иного вывода не влечёт.
В соответствии с требованиями ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
С учётом вышеизложенного, а также приведённых требований ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку действие ограничений, определяемых Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 59, а также пунктом 24.1 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п изначально распространялось на определяемый этими нормативными актами ограниченный период времени с 30 октября по 7 ноября 2021 г. включительно, нахожу, что признание постановлением Правительства Тюменской области от 16.11.2021 №728-п утратившим силу, в том числе, вышеуказанного пункта 24.1 постановления Правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п, основанием для отмены состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления не является. Кроме того, приведённое постановление Правительства Тюменской области от 16.11.2021 № 728-п не является законом, вследствие чего оснований к применению в данном случае требований части 2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «Алькор и Ко» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 1 ст. 20.6.1указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене, либо изменению постановления судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Калининского районного суда г.Тюмени от 21 января 2022 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алькор и Ко», в лице защитника Стрюковой Юлии Дмитриевны, оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда |
А.Р. Глушко |