УИД № 11RS0006-01-2023-002243-67 Дело № 2-71/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 15 марта 2024 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Мирущенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации МО «Усинск» Республики Коми, ООО об обязании зачистить территории земельного участка от мусора и твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском (с последующим уточнением) к администрации МО «Усинск» Республики Коми об обязании в срок до дд.мм.гггг. зачистить от мусора и твердых коммунальных отходов территории земельного участка, расположенного в районе вертолетной площадки «Уса-1», в точках с координатами:
Т1: N 66?02"54,1", E 57?37"59,2" – 35 штук отработанных автомобильных покрышек, утративших потребительские свойства; строительные отходы и ТКО на участке, площадью 13х8 кв.м;
Т2: N 66?02"55,1", E 57?38"04,3" – 36 штук отработанных автомобильных покрышек, 2 металлические бочки и прутья, обгорелые древесные отходы на участке, площадью 4х10 кв.м.
В обоснование исковых требований указано, что в связи с опубликованной дд.мм.гггг. на сайте «Усинск-Новости» информацией о размещении несанкционированных отходов в районе вертолетной площадки «Уса-1» Усинским городским отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми дд.мм.гггг. проведено выездное обследование вышеуказанного земельного участка.
При визуальном осмотре были выявлены отходы производства и потребления: строительный мусор, пластиковые бутылки, древесные отходы, большое количество отработанных автомобильных покрышек, ржавые бочки и прочее.
Указанный земельный участок находится в ведении администрации МО «Усинск» Республики Коми, категория – земли населенных пунктов.
В адрес администрации МО «Усинск» Республики Коми дд.мм.гггг. направлено претензионное письмо о необходимости в срок до дд.мм.гггг. принять меры о ликвидации несанкционированных навалов отходов, которое оставлено без исполнения.
Размещение отходов на открытых участках территории оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы отходами производства и потребления; загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков; загрязнение атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов. Несанкционированные свалки нарушают естественный природный ландшафт, ухудшают экологическую и санитарную обстановку, а также могут служить источником возникновения болезнетворных организмов, способных причинить вред здоровью людей.
В судебном заседании представитель истца Лебедева И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования к ООО поддержала, не возражала против зачистки ответчиком территории земельного участка от мусора в срок до дд.мм.гггг.. От исковых требований к администрации МО «Усинск» Республики Коми отказалась, о чем представила заявление, в котором указала, что последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны.
Представитель ответчика администрации МО «Усинск» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором пояснил, что указанный в иске земельный участок (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения) передан по договору аренды № от дд.мм.гггг. в пользование ООО сроком на 49 лет для ведения сельского хозяйства (пашни, сенокосы, пастбища). По условиям договора аренды ООО «Южный» обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории земельного участка, осуществлять мероприятия по охране земель. В связи с чем ответственность за состояние данного земельного участка несет не администрация МО «Усинск» Республики Коми, а арендатор земельного участка в лице ООО «Южный». Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО
Представитель ответчика ООО в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что исковые требования не признает, ввиду отсутствия на данный момент возможности определить наличие мусора и ТКО на указанном земельном участке, так как глубина снежного покрова на нем и прилегающих территориях составляет не менее 1,5 метров. ООО не возражает провести зачистку территории от мусора при условии его наличия на арендованном земельном участке после схода снежного покрова. В случае удовлетворения иска просит предоставить срок для зачистки территории до дд.мм.гггг., поскольку местность в указанных в иске точках после таяния снега сильно заболочена, что исключает возможность привлечения тяжелой техники для уборки. Период высыхания грунта в данных местах – вторая половина лета. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Согласно протоколу осмотра № от дд.мм.гггг. земельного участка, расположенного на территории МО ГО «Усинск», в районе вертолетной площадки «Уса-1», установлены загрязненные территории в точках с координатами (с последующим уточнением): Т1: N 66?02"54,1", E 57?37"59,2" – 35 штук отработанных автомобильных покрышек, утративших потребительские свойства; строительные отходы и ТКО на участке, площадью 13х8 кв.м; Т2: N 66?02"55,1", E 57?38"04,3" – 36 штук отработанных автомобильных покрышек, 2 металлические бочки и прутья, обгорелые древесные отходы на участке, площадью 4х10 кв.м.
При визуальном осмотре были выявлены отходы производства и потребления: строительный мусор, пластиковые бутылки, древесные отходы, большое количество отработанных автомобильных покрышек, ржавые бочки и прочее
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от дд.мм.гггг. №, к отходам отнесены: отходы производства металлических бочек и аналогичных емкостей №; отходы полиэтиленовой тары незагрязненной № отходы продукции из резины незагрязненные (шины, покрышки транспортных средств) (№ отходы тары, упаковки и упаковочные материалы из пропилена загрязенные (№
Администрацией МО ГО «Усинск» (арендодатель) по договору аренды № от дд.мм.гггг. земельный участок, расположенный на территории МО ГО «Усинск», площадью 2697,72 га, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, передан в аренду ООО (арендатор) до дд.мм.гггг., вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства №
По условиям договора аренды арендатор, в том числе обязан: использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту; своевременно за счет собственных средств производить благоустройство арендуемого участка и прилегающей территории (подъездные дороги, озеленение, сооружения для очистки стоков); не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории земельного участка; осуществлять мероприятия по охране земель (п. 3.4 договора).
Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Р. К. дд.мм.гггг., номер регистрации: №
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на арендатора ООО «Южный» обязанности зачистить территории вышеуказанного земельного участка от мусора и твердых коммунальных отходов в срок до дд.мм.гггг..
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ истец по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального округа «Усинск» Республики Коми подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Обществу с ограниченной ответственностью об обязании зачистить территории земельного участка от мусора и твердых коммунальных отходов, - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью в срок до дд.мм.гггг. зачистить от мусора и твердых коммунальных отходов территории земельного участка, расположенного в районе вертолетной площадки «Уса-1» в точках с координатами:
Т1: N 66?02"54,1", E 57?37"59,2" – 35 штук отработанных автомобильных покрышек, утративших потребительские свойства; строительные отходы и ТКО на участке, площадью 13х8 кв.м;
Т2: N 66?02"55,1", E 57?38"04,3" – 36 штук отработанных автомобильных покрышек, 2 металлические бочки и прутья, обгорелые древесные отходы на участке, площадью 4х10 кв.м.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью в доход муниципального округа «Усинск» Республики Коми государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия, через Усинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 22.03.2024.
Председательствующий Л.В. Ларина