Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-71/2024 (2-1349/2023;) ~ М-1202/2023 от 13.11.2023

УИД № 11RS0006-01-2023-002243-67 Дело № 2-71/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усинск 15 марта 2024 года

Усинский городской суд Республики Коми,

в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.

при секретаре Мирущенко Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации МО «Усинск» Республики Коми, ООО об обязании зачистить территории земельного участка от мусора и твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском (с последующим уточнением) к администрации МО «Усинск» Республики Коми об обязании в срок до дд.мм.гггг. зачистить от мусора и твердых коммунальных отходов территории земельного участка, расположенного в районе вертолетной площадки «Уса-1», в точках с координатами:

    Т1: N 66?02"54,1", E 57?37"59,2" – 35 штук отработанных автомобильных покрышек, утративших потребительские свойства; строительные отходы и ТКО на участке, площадью 13х8 кв.м;

    Т2: N 66?02"55,1", E 57?38"04,3" – 36 штук отработанных автомобильных покрышек, 2 металлические бочки и прутья, обгорелые древесные отходы на участке, площадью 4х10 кв.м.

В обоснование исковых требований указано, что в связи с опубликованной дд.мм.гггг. на сайте «Усинск-Новости» информацией о размещении несанкционированных отходов в районе вертолетной площадки «Уса-1» Усинским городским отделом по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми дд.мм.гггг. проведено выездное обследование вышеуказанного земельного участка.

    При визуальном осмотре были выявлены отходы производства и потребления: строительный мусор, пластиковые бутылки, древесные отходы, большое количество отработанных автомобильных покрышек, ржавые бочки и прочее.

    Указанный земельный участок находится в ведении администрации МО «Усинск» Республики Коми, категория – земли населенных пунктов.

     В адрес администрации МО «Усинск» Республики Коми дд.мм.гггг. направлено претензионное письмо о необходимости в срок до дд.мм.гггг. принять меры о ликвидации несанкционированных навалов отходов, которое оставлено без исполнения.

    Размещение отходов на открытых участках территории оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы отходами производства и потребления; загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков; загрязнение атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов. Несанкционированные свалки нарушают естественный природный ландшафт, ухудшают экологическую и санитарную обстановку, а также могут служить источником возникновения болезнетворных организмов, способных причинить вред здоровью людей.

В судебном заседании представитель истца Лебедева И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования к ООО поддержала, не возражала против зачистки ответчиком территории земельного участка от мусора в срок до дд.мм.гггг.. От исковых требований к администрации МО «Усинск» Республики Коми отказалась, о чем представила заявление, в котором указала, что последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика администрации МО «Усинск» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором пояснил, что указанный в иске земельный участок (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения) передан по договору аренды от дд.мм.гггг. в пользование ООО сроком на 49 лет для ведения сельского хозяйства (пашни, сенокосы, пастбища). По условиям договора аренды ООО «Южный» обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории земельного участка, осуществлять мероприятия по охране земель. В связи с чем ответственность за состояние данного земельного участка несет не администрация МО «Усинск» Республики Коми, а арендатор земельного участка в лице ООО «Южный». Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО

Представитель ответчика ООО в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что исковые требования не признает, ввиду отсутствия на данный момент возможности определить наличие мусора и ТКО на указанном земельном участке, так как глубина снежного покрова на нем и прилегающих территориях составляет не менее 1,5 метров. ООО не возражает провести зачистку территории от мусора при условии его наличия на арендованном земельном участке после схода снежного покрова. В случае удовлетворения иска просит предоставить срок для зачистки территории до дд.мм.гггг., поскольку местность в указанных в иске точках после таяния снега сильно заболочена, что исключает возможность привлечения тяжелой техники для уборки. Период высыхания грунта в данных местах – вторая половина лета. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 42, 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4. 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно протоколу осмотра от дд.мм.гггг. земельного участка, расположенного на территории МО ГО «Усинск», в районе вертолетной площадки «Уса-1», установлены загрязненные территории в точках с координатами (с последующим уточнением): Т1: N 66?02"54,1", E 57?37"59,2" – 35 штук отработанных автомобильных покрышек, утративших потребительские свойства; строительные отходы и ТКО на участке, площадью 13х8 кв.м; Т2: N 66?02"55,1", E 57?38"04,3" – 36 штук отработанных автомобильных покрышек, 2 металлические бочки и прутья, обгорелые древесные отходы на участке, площадью 4х10 кв.м.

При визуальном осмотре были выявлены отходы производства и потребления: строительный мусор, пластиковые бутылки, древесные отходы, большое количество отработанных автомобильных покрышек, ржавые бочки и прочее

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от дд.мм.гггг. , к отходам отнесены: отходы производства металлических бочек и аналогичных емкостей ; отходы полиэтиленовой тары незагрязненной отходы продукции из резины незагрязненные (шины, покрышки транспортных средств) ( отходы тары, упаковки и упаковочные материалы из пропилена загрязенные (

Администрацией МО ГО «Усинск» (арендодатель) по договору аренды от дд.мм.гггг. земельный участок, расположенный на территории МО ГО «Усинск», площадью 2697,72 га, кадастровый , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, передан в аренду ООО (арендатор) до дд.мм.гггг., вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства

По условиям договора аренды арендатор, в том числе обязан: использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту; своевременно за счет собственных средств производить благоустройство арендуемого участка и прилегающей территории (подъездные дороги, озеленение, сооружения для очистки стоков); не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также к загрязнению территории земельного участка; осуществлять мероприятия по охране земель (п. 3.4 договора).

Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Р. К. дд.мм.гггг., номер регистрации:

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на арендатора ООО «Южный» обязанности зачистить территории вышеуказанного земельного участка от мусора и твердых коммунальных отходов в срок до дд.мм.гггг..

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ истец по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным судом исковым требованиям. В данном случае с ответчика в пользу муниципального округа «Усинск» Республики Коми подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000,00 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Обществу с ограниченной ответственностью об обязании зачистить территории земельного участка от мусора и твердых коммунальных отходов, - удовлетворить.

    Обязать Общество с ограниченной ответственностью в срок до дд.мм.гггг. зачистить от мусора и твердых коммунальных отходов территории земельного участка, расположенного в районе вертолетной площадки «Уса-1» в точках с координатами:

    Т1: N 66?02"54,1", E 57?37"59,2" – 35 штук отработанных автомобильных покрышек, утративших потребительские свойства; строительные отходы и ТКО на участке, площадью 13х8 кв.м;

    Т2: N 66?02"55,1", E 57?38"04,3" – 36 штук отработанных автомобильных покрышек, 2 металлические бочки и прутья, обгорелые древесные отходы на участке, площадью 4х10 кв.м.

    Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью в доход муниципального округа «Усинск» Республики Коми государственную пошлину в размере 6 000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия, через Усинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2024.

Председательствующий Л.В. Ларина

2-71/2024 (2-1349/2023;) ~ М-1202/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчики
Администрация МО "Усинск" Республики Коми
ООО "Южный"
Другие
КУМИ администрации МО "Усинск"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Судья
Ларина Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
usinsksud--komi.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.12.2023Предварительное судебное заседание
17.01.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее