Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2589/2023 ~ М-1998/2023 от 19.07.2023

Дело № 2-2589/2023

УИД: 51RS0002-01-2023-002453-07

Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 г.     город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Шишовой А.Н.,

при секретаре Филипповой А.Ю.,

с участием:

представителя истца Седых Е.А.,

представителя ответчика Лойка Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области выявлены нарушения законодательства в сфере охраны лесов в деятельности Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области при реализации возложенных полномочий.

В настоящее время на территории региона действует Лесной план Мурманской области, утвержденный постановлением Губернатора Мурманской области от 20 марта 2019 г. № 29-ПГ.

В границах земель лесного фонда Мурманской области создано 10 лесничеств: ***, использование которых осуществляется на основании соответствующих регламентов в редакции от ***

Сведения о границах перечисленных лесничеств, во исполнение п.п. «г» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2020 № Пр-104, внесены в Единый государственный реестр недвижимости в начале *** года. Кроме того, на территории региона с *** по *** г. произошло 359 лесных пожаров на общей площади 15125,46 га.: *** г. - 165 пожаров на площади 12632,94 га; *** г. - 28 пожаров на площади 104,5га; *** г. – 58 пожаров на площади 302,09 га; *** г. -64 пожара на площади 1891,89 га; *** г. – 44 пожара на площади 194,04 га.

В соответствии с данными государственного лесного реестра на *** площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Мурманской области, составляет 9 455 175 га. В сравнении с данными на *** площадь земель лесного фонда уменьшилась на 212 га. Причинами уменьшения площади послужило внесение корректирующих сведений в государственный лесной реестр в целях устранения противоречий в данных государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

В *** году Министерством организовано и проведено лесоустройство в адрес*** лесничестве на площади 455 131 га. В период с *** по *** гг. в границах земель лесного фонда региона Министерством организованы и проведены лесопатологические обследования на площади 1466,8 га.

При наличии обстоятельств, влекущих актуализацию Лесного плана Мурманской области, Министерством в нарушение ч.ч. 1- 3 ст. 86 Лесного кодекса РФ п. 22 приказа Минприроды России от 20.12.2017 № 692 работа по внесению соответствующих изменений в плановые документы не организована, что негативно сказывается на устойчивом управлении лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, а так же обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Просит суд возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее *** организовать внесение изменений в Лесной план Мурманской области в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 14 - 18 Приказа от *** №*** и обеспечить его утверждение руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Мурманской области; возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее *** организовать внесение изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств *** в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 9, 17, 18 Приказа Минприроды России от *** №*** и обеспечить его утверждение Министром природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.

Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от ***, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства РФ.

Представитель истца Седых Е.А. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее *** организовать внесение изменений в Лесной план Мурманской области в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 14 - 18 Приказа от *** №*** и представить его на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Мурманской области; возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее *** организовать внесение изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств *** в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 9, 17, 18 Приказа Минприроды России от *** №*** и обеспечить его утверждение Министром природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.

Представитель ответчика Лойк Н.И. в судебном заседании с исковыми требования не согласился. Пояснил, что для внесения изменений в Лесной план необходимо внести изменения в регламенты лесничеств. Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета. Финансирование на внесение изменений в лесохозяйственные регламенты Мурманской области из федерального и областного бюджета на *** год не предусмотрено. На *** год Министерством планируется внесение изменений в бюджет Мурманской области с целью организации работ по внесению изменений лесохозяйственных регламентов, а также в Лесной план Мурманской области. Кроме того, полагал, что внесение изменений лесохозяйственных регламентов и лесного плана Мурманской области является правом, а не обязанностью исполнительных органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений.

Представитель третьего лица – Федерального агентства лесного хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор обратился с данным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, в связи с необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, в связи с чем, суд приходит к выводу, что иск подан прокурором в пределах своих полномочий.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.

В силу части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьи 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу части 1 статьи 85 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение устойчивого развития территорий реализуется за счет планирования в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (лесное планирование).

Лесное планирование является основой освоения лесов, расположенных в границах лесничеств (ч. 2 ст. 85 Лесного кодекса Российской Федерации).

Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, подготовленный на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов (ч. 3 ст. 85 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1- 3 статьи 86 Лесного кодекса Российской Федерации в лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны интенсивности такого освоения.

Лесной план субъекта Российской Федерации определяет зоны интенсивности освоения лесов из состава земель лесного фонда на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией.

Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 692 утверждена типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки и внесения в него изменений.

Лесной план субъекта Российской Федерации составляется на 10 лет с обязательным определением периода действия и с указанием ежегодных плановых показателей по годам (пункт 10 приказа Минприроды России от 20.12.2017 № 692 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, порядка его подготовки и внесения в него изменений» (далее - Приказ от 20.12.2017 № 692)

В соответствии с пунктом 22 приказа Минприроды России от 20.12.2017 № 692 установлена необходимость внесения изменения в лесной план субъекта Российской Федерации при изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества лесничеств и их границ, границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, количества особо охраняемых природных территорий и их границ, состояния лесов, обусловленного воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) при принятии и внесении изменений в документы стратегического планирования.

Внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Составом лесного плана субъекта Российской Федерации, порядком его подготовки и внесения в него изменений, без учета положений пунктов 14 - 18 настоящего Состава лесного плана субъекта Российской Федерации при условии, что планируемые изменения не приведут к ухудшению планируемых значений показателей эффективности выполнения мероприятий и увеличению сроков достижения планируемых показателей, установленных лесным планом субъекта Российской Федерации (п. 23 Приказа от 20.12.2017 № 692).

Согласно част 1 и части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.

Приказом Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки действия и порядок внесения в них изменений. Данный документ устанавливает состав, порядок разработки лесохозяйственных регламентов, сроки их действия, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов и внесение в них изменений. Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В силу пункта 11 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.

Пунктом 16 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях:

1) изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований;

2) принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений;

3) осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления).

Согласно пункту 18 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» при внесении изменений анализируются материалы специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, лесоустройства, лесопатологических обследований, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 9 - 17 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений.

Согласно статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 6 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества и проекты освоения лесов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 №196-ПП «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области» (далее – Положение о Министерстве) Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе по переданным полномочиям Российской Федерации, включая нормативно-правовое регулирование, в частности, в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны.

Согласно пунктам 2.1.13, 2.1.14 Положения о Министерстве основными задачами Министерства являются планирование, организация использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, их охрана, защита и воспроизводство, ведение государственного лесного реестра, а также комплексная оценка и прогнозирование состояния и использования лесных ресурсов.

Кроме того, на основании пункта 2.2.6.4. Положения о Министерстве Министерство осуществляет разработку лесного плана Мурманской области, разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств.

Как следует из материалов дела, постановлением Губернатора Мурманской области от 20.03.2019 № 29-ПГ утвержден лесной план Мурманской области.

В границах земель лесного фонда Мурманской области создано 10 лесничеств: Зашейковское, Кандалакшское, Кировское, Ковдорское, Кольское, Ловозерское, Мончегорское, Мурманское, Печенгское и Терское.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 4 октября 2018 года № 412 утвержден Лесохозяйственный регламент Зашейковского лесничества. По данными государственного лесного реестра по состоянию на *** общая площадь Зашейковского лесничества составила 681 462 га. В состав лесничества входят 3 участковых лесничества: Зашейковское 223 248 га, Ёнское 214 850 га, Ковдорское 243 364 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 4 октября 2018 года № 412 утвержден Лесохозяйственный регламент Кандалакшского лесничества. Общая площадь Кандалакшского лесничества по данным государственного лесного реестра на *** составляет 922 175 га. В состав лесничества входят 2 участковых лесничества: Алакурттинское 455 131 га; Кандалакшское 467 044 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 11 октября 2018 г. № 426 утвержден Лесохозяйственный регламент Кировского лесничества. Общая площадь Кировского лесничества по данным государственного лесного реестра на *** составляет 684 665 га. В состав лесничества входят 2 участковых лесничества: Кировское (434 456 га) – на базе бывшего Кировского и Верхнее-Умбского и Апатитское (250209 га) – на базе Апатитского.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 11 октября 2018 г. № 426 утвержден Лесохозяйственный регламент Ковдорзерского лесничества. По данными государственного лесного реестра по состоянию на *** общая площадь Ковдорзерского лесничества составила 400 648 га. В состав лесничества входят 2 участковых лесничества: Ковдозерское площадью 125 274га, Зеленоборское площадью 275 374 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 4 октября 2018 года № 412 утвержден Лесохозяйственный регламент Кольского лесничества. Общая площадь Кольского лесничества по состоянию на *** составляет 893 262 га. В состав лесничества входят 3 участковых лесничества: Нотозерское – 221 786 га, Мурмашинское – 186 884 га, Гирвасское – 484 592 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 11 октября 2018 г. № 426 утвержден Лесохозяйственный регламент Ловозерского лесничества. По данными государственного лесного реестра по состоянию на *** общая площадь лесничества составила 1 788 355 га. В состав лесничества входят 2 участковых лесничества: Ловозерское участковое площадью 537 741 га и Верхне-Понойское площадью 1 250 614 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 4 октября 2018 года № 412 утвержден Лесохозяйственный регламент Мончегорского лесничества. По данными государственного лесного реестра по состоянию на *** общая площадь лесничества составила 419 459 га. В состав лесничества входят 3 участковых лесничества: Мончеозерское 57 617 га, Мончегорское 117 003 га, Оленегорское 144 839 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 4 октября 2018 года № 412 утвержден Лесохозяйственный регламент Мурманского лесничества. По данными государственного лесного реестра по состоянию на *** общая площадь лесничества составила 663 858 га. В состав лесничества входят 3 участковых лесничеств: Пригородное – 28195 га, Туломское – 299113 га и Тайбольское – 336550 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 11 октября 2018 г. № 426 утвержден Лесохозяйственный регламент Печенгского лесничества. По данными государственного лесного реестра по состоянию на *** общая площадь лесничества составила 916 629 га. В состав лесничества входят 3 участковых лесничеств: Никельское участковое площадью 147 684 га, Аллареченское участковое площадью 239 114 га, Лоттское участковое площадью 529 831 га.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 11 октября 2018 г. № 426 утвержден Лесохозяйственный регламент Терского лесничества. Общая площадь лесничества по данным ГЛР на *** составляет 2 084 874 га. В состав лесничества входят 3 участковых лесничеств: Варзугское участковое площадью 1 484 552 га, Индельское участковое площадью 351 547 га., Умбское участковое площадью 248 775 га.

Из искового заявления следует, что сведения о границах перечисленных лесничеств, во исполнение п.п. «г» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2020 № Пр-104, внесены в Единый государственный реестр недвижимости в начале 2023 года.

В соответствии с данными государственного лесного реестра на 1 января 2023 г. площадь земель лесного фонда, расположенных на территории Мурманской области, составляет 9 455 175 га.

В сравнении с данными на 1 января 2018 г. площадь земель лесного фонда уменьшилась на 212 га. Причинами уменьшения площади послужило внесение корректирующих сведений в государственный лесной реестр в целях устранения противоречий в данных государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Кроме того, на территории региона с 2018 по 2022 г. произошло 359 лесных пожаров на общей площади 15125,46 га.: 2018 г. - 165 пожаров на площади 12632,94 га; 2019 г. - 28 пожаров на площади 104,5га; 2020 г. – 58 пожаров на площади 302,09 га; 2021 г. -64 пожара на площади 1891,89 га; 2022 г. – 44 пожара на площади 194,04 га (л.д. 55-57).

Вышеуказанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Представитель истца в ходе рассмотрения дела указала, что в настоящее время лесохозяйственные регламенты, лесной план не являются актуальными, что не позволяет неограниченному кругу лиц, в частности пользователям лесных участков использовать участки по назначению, а также возникают сложности по обеспечению оформления правоустанавливающих документов на лесные участки.

Во исполнение приказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 24.08.2021 № 444 «О проведении мероприятий по введению в действие лесоустроительной документации Алакурттинского участкового лесничества Кандалакшского лесничества Мурманской области» подготовлен акт №*** от *** «Об изменении документированной информации государственного лесного реестра по Кандалакшскому лестничеству Алакурттинскому участковому лесничеству», согласно которому в государственном лесном реестре изменена документированная информация на основании документов, подтверждающих проведение лесоустройства на территории Алакурттинского участкового лесничества Кандалакшского лесничества Мурманской области в 2018-2020 годах, в целях ввода в действие лесоустроительной документации.

В постановление Правительства Мурманской области от 11.08.2020 № 570-ПП «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Природные ресурсы и экология» внесены изменения и выделено 358 042 рублей для проведения закупки в форме электронного аукциона (№***).

*** в отношении Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, в сфере охраны лесов, о порядке рассмотрения обращений граждан. Так, прокуратурой был выявлен факт нарушения Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области требований ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 4 Закона Мурманской области от 10.07.2007 № 871-01-ЗМО «Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области», распоряжения Губернатора Мурманской области от 07.03.2014 № 44-РГ, а именно в 2022 году Министерством не обеспечено проведение работ по определению границ особо охраняемых территорий региона. Леса, расположенные в границах государственных природных заказников «Колвицкий», «Кутса», «Кайта» и др., отнесены к категории эксплуатационных, что противоречит положениям статей 102, 111, 112 Лесного кодекса РФ.

*** Министерством в адрес Прокуратуры Мурманской области направлен ответ о результатах рассмотрения указанного представления. Так, в рамках осуществления переданных полномочий на территории Алакуртгинского участкового лесничества Кандалакшского лесничества было проведено лесоустройство в период 2017-2018 гг. на площади 99,7 тыс. га и в период 2019-2020 гг. на площади 355,4 тыс. га, в результате которого территории, входящие в границы государственных природных заказников «Кайма», «Кутса», были отнесены к защитным лесам. На территории Зашейковского участкового лесничества, Енского участкового лесничества Зашейковского лесничества, Ковдозерского участкового лесничества Ковдозерского лесничества, Кандалакшского участкового лесничества Кандалакшского лесничества, также входящих в границы ООПТ, лесоустроительные работы в связи с отсутствием федерального финансирования проведены не были.

*** в адрес Губернатора Мурманской области Чибиса А.В. Прокуратурой Мурманской области направлено письмо, в котором указано, что в ходе проверки установлен факт длительного невнесения изменений в Лесной план Мурманской области, а также в лесохозяйственные регламенты лесничеств.

В частности, в Лесном плане и лесохозяйственных регламентах не учтены перевод земель из состава земель лесного фонда области в категорию земель особо охраняемых природных территорий при создании национального парка «Хибины», произошедшие с 2018 года лесные пожары на землях лесного фонда, изменение площади земель лесного фонда (в том числе по данным ежегодных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области). Лесной план не отражает также виды использования лесов с учетом изменений, внесенных в статью 25 ЛК РФ после его утверждения. Согласно данным Министерства причиной длительного невнесения изменений в Лесной план и лесохозяйственные регламенты служит отсутствие финансирования на указанные мероприятия, определенная работа по согласованию с Рослесхозом данных для расчета субвенций из федерального бюджета начата в текущем году.

*** Губернатором Мурманской области Чибисом А.В. в адрес Прокуратуры Мурманской области на указанное выше письмо направлен ответ, согласно которому выявленные при проверке прокуратурой Мурманской области факты нарушения федерального законодательства о лесопользовании также были ранее выявлены в ходе проверки Федерального агентства лесного хозяйства и отражены в акте от 28.07.2023 № 3/2023-ВП «Акт внеплановой документарной проверки осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органу государственной власти Мурманской области полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, и продления сроков их действия». При этом в ответе отмечается, что практически все нарушения, выявленные в ходе проверки прокуратуры Мурманской области, нашли свое подтверждение, о чем прокуратура Мурманской области проинформирована письмом Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области от 19.09.2023 № 30-05/9232-СН. С учетом того, что нарушения, выявленные в ходе проверки прокуратуры Мурманской области, аналогичны нарушениям, выявленным проверкой Рослесхоза, Губернатор Мурманской области Чибисом А.В. полагает возможным ориентироваться на сроки устранения нарушений, установленных Федеральным агентством лесного хозяйства, а именно на ***

Как указано в ответе Федерального агентства лесного хозяйства на запрос суда от ***, финансирование переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, установленных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, объем которых определяется в соответствии с Методикой распределения Между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от *** №***, на основе сверки данных, представленных субъектами Российской Федерации для расчета субвенций, с учетом федеральных нормативов. Кроме того, определение объемов субвенций субъектам Российской Федерации осуществляется в пределах ежегодно доводимых Министерством финансов Российской Федерации Рослесхозу базовых бюджетных ассигнований.

Согласно Методике общий объем субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение переданных полномочий рассчитывается в соответствии с правилами определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от *** №***.

Пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением №***, установлено, что общий объем субвенций определяется в том числе исходя из необходимости проведения не более одного раза в 10 лет начиная с 2029 года разработки лесных планов субъектов Российской Федерации и 1 лесохозяйственных регламентов лесничеств.

Пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федераций в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** №***, субъектам Российской Федерации дано право самостоятельно определять по согласованию с Рослесхозом направления расходования средств, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на реализацию переданных полномочий.

При защите бюджетных проектировок на 2023-2025 годы расходы на внесение изменений в Лесной план и лесохозяйственные регламенты в 2023 году Министерством запланированы не были.

Выделение дополнительного финансирования на мероприятия по внесению изменений в Лесные планы и лесохозяйственные регламенты за счет средств нераспределенной субвенции в соответствии с Правилами расходования и учета средств не предусмотрено.

Вопрос финансирования мероприятий по внесению изменений в Лесной план и лесохозяйственные регламенты необходимо осуществлять за счет оптимизации бюджетных расходов, предусмотренных Министерству на реализацию переданных полномочий, а также за счет выделения на данные цели средств регионального бюджета, учитывая право субъекта Российской Федерации дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий (пункт 4 статьи 42 Федерального закона от *** № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

Из письма *** Носарева С.И. от *** №*** следует, что *** запущена процедура согласования с Рослесхозом значений исходных данных для расчета субвенций из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений на 2024 -2026 гг., где на 2024 год запланировано мероприятие по внесению изменений в лесной план (л.д. 141-148).

Из пояснений представителя ответчика и представленных суду документов следует, что на 2024 год Министерством планируется внесение изменений в бюджет Мурманской области с целью организации работ по внесению изменений лесохозяйственных регламентов, а также в Лесной план Мурманской области.

В материалы дела представлен государственный контракт №*** на выполнение работ по внесению изменений в лесохозяйственный регламент Кандалакшского лесничества Мурманской области от ***, заключенный между Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области и ООО «Леспроект», согласно условиям срок исполнения контракта установлен *** Состав выполняемых работ определен приложением к государственному контракту №*** от ***

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось стороной ответчика, до настоящего времени в Лесной план Мурманской области и в лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в Мурманской области, не внесены сведения о границах указанных лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 9, 17, 18 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72, за исключением внесения изменений в лесохозяйственный регламент Кандалакшского лесничества Мурманской области.

Вместе с тем сведения об утверждении внесённых изменений в лесохозяйственный регламент Кандалакшского лесничества Мурманской области министром природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области суду не представлены.

Таким образом, факт несоблюдения Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области указанных выше требований законодательства, а именно невнесение до настоящего времени изменений в Лесной план Мурманской области в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 14 - 18 Приказа от 20.12.2017 № 692, а также изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Мурманской области в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 9, 17, 18 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

В свою очередь устранение выявленных нарушений обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований с учетом их уточнения.

Недостаточное финансирование в свою очередь, не может быть признано основанием для освобождения ответчика от необходимости внесения изменений в лесохозяйственные регламенты и лесной план, поскольку невыполнение указанных требований может повлечь негативные последствия и нарушить права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Вопреки доводам ответчика суд полагает, что внесение изменений в лесохозяйственные регламенты и лесной план при наличии обстоятельств, влекущих их актуализацию, в том числе изменения площади земель лесного фонда вследствие лесных пожаров является обязанностью ответчика, согласно действующему законодательству (ч. 6 ст. 53.7, ст. 86 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 22 Приказа Минприроды России от 20.12.2017 N 692, пункт 16 Приказ Минприроды России от 27.02.2017 N 72).

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит обязать ответчика произвести указанные в иске действия в срок не позднее ***

В целях реального исполнения судебного акта, принимая во внимание объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, суд находит установленный истцом срок недостаточным и полагает возможным установить более длительный срок, в течение которого ответчику необходимо организовать внесение изменений в Лесной план Мурманской области, а также организовать внесение изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Мурманской области и обеспечить его утверждение Министром природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.Принимая во внимание изложенное, суд устанавливает срок исполнения в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до ***, полагая, что установленный срок является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее *** организовать внесение изменений в Лесной план Мурманской области в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 14 - 18 Приказа от 20.12.2017 № 692 и представить его на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Мурманской области.

Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в срок не позднее *** организовать внесение изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Мурманской области *** в части актуализации сведений о границах лесничеств, изменения площади земель лесного фонда с учетом требований пунктов 9, 17, 18 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 и обеспечить его утверждение Министром природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              А.Н. Шишова

2-2589/2023 ~ М-1998/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мурманский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Шишова Анна Николаевна
Дело на странице суда
perv--mrm.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2023Передача материалов судье
26.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.11.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023Дело оформлено
01.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее