Дело № 21-8/2024 (21-530/2023)
Судья Музыкантов С.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
9 января 2024 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу защитника администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики Цветковой О.В. на постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 849/02 от 1 сентября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года, вынесенные в отношении администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 849/02 от 1 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года, администрация Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу решениями, защитник администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики Цветкова О.В. подала жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит об их отмене и прекращении производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что при назначении административного наказания не принято во внимание то, что у администрации отсутствовала возможность исполнения решения суда, однако она предпринимала и продолжает предпринимать все возможные действия для его исполнения.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав мнение должностного лица Бочкарева А.М. об оставлении обжалуемых актов без изменения, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие представителей администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, извщенных надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела следует, что в производстве Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике в отношении администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики, МУП ЖКУ Мариинский Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики находится исполнительное производство № №-ИП от 30 июня 2020 года, возбужденное на основании исполнительного листа серии ФС № 014415201 22 апреля 2019 года, выданного Мариинско-Посадским районным судом Чувашской Республики во исполнение вступившего 19 апреля 2019 года в законную силу решения этого же суда, которым на МУП <данные изъяты>, администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу прекратить сброс строчных вод на рельеф местности с биологических очистных сооружений, расположенных по адресу: г. Мариинский Посад, ул.<адрес>.
Определением судьи Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 27 февраля 2023 года произведена замена должника по вышеуказанному исполнительному производству № №-ИП от 30 июня 2020 года, с администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на администрацию Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике от 12 апреля 2023 года по исполнительному производству № №-ИП от 30 июня 2020 года также произведена замена должника: правопреемником администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики установлена администрация Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики.
Правопреемнику разъяснены все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Администрация Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики в срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не исполнило, в связи с чем 4 мая 2023 года судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
26 мая 2023 года в рамках указанного исполнительного производства администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики направлено требование об исполнении вышеуказанного решения суда в срок до 3 июля 2023 года, о чем предложено сообщить судебному приставу – исполнителю в срок до 4 июля 2023 года. Данное требование получено администрацией 31 мая 2023 года. В данном требовании администрация г. Чебоксары предупреждена об административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Администрация г. Чебоксары в период с 31 мая 2023 года по 3 июля 2023 года требование исполнительного документа не исполнила, в связи с чем 15 августа 2023 года в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении № 849/02 от 15 августа 2023 года, актом об обнаружении правонарушения от 15 августа 2023 года, копией исполнительного листа ФС № 014415201 от 22 апреля 2019 года, копиями постановления о возбуждении исполнительного производства от 30 июня 2020 года, постановлением о замене стороны исполнительного производства (правопреемство) от 14 апреля 2023 года, постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 4 мая 2023 года, другими представленными в материалы дела доказательствами.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом отдела судебных приставов и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
На основании имеющихся в деле доказательств в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности Администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики в нарушении требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», и действия администрации правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики состава вмененного административного правонарушения подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Недостаточное финансирование, равно как и обращение администрации в Министерство природных ресурсов Чувашской Республики о включении объекта «Строительство очистных сооружений хозяйственно – бытовых стоков Мариинско – Посадского городского поселения производительностью 50 куб.м/сутки и 750 куб.м./сутки» для включения в региональную программу по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений централизованных систем водоотведения, планируемых к реализации в период 2025-2030 года на территории Чувашской Республики, не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется, при этом при производстве по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике № 849/02 от 1 сентября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года, вынесенные в отношении администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации Мариинско-Посадского муниципального округа Чувашской Республики Цветковой О.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Голубев