УИД № 57RS0022-01-2022-004576-75 Производство № 2-461/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола помощником судьи Пунько Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Галкиной Татьяны Эдуардовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Галкина Т.Э. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения указала, что с рождения и до (дата обезличена) постоянно проживала с родителями в д. Овсянниково Орловского района Орловской области.
(дата обезличена) истец обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано по тем основаниям, что документально подтвержденный период проживания на загрязненной территории составляет 5 лет 2 месяца 16 дней (с (дата обезличена) по (дата обезличена)), что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, в связи с чем разъяснено право на обращение с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 54 лет.
Полагая данный отказ неправомерным, с учетом уточнения требований, Галкина Т.Э. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 2 года в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании истец Галкина Т.Э. и ее представитель Овечкина Н.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержали.
Представитель ответчика – Харченко Е.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Вышеуказанными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по настоящее время.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Галкина Т.Э. (дата обезличена) обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ОПФР по Орловской области от (дата обезличена) в установлении Галкиной Т.Э. пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права.
Принятое решение об отказе Галкиной Т.Э. в досрочном назначении пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года мотивировано тем, что документально подтверждённый регистрацией период проживания в загрязненной зоне составил 5 лет 2 месяца 16 дней, что дает право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 1 год по достижение возраста 54 лет.
Поддерживания заявленные требования в судебном заседании, Галкина Т.Э. ссылалась на то, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС проживала со своими родителями в д. Овсянниково Орловского района Орловской области.
Как следует из паспорта Галкиной Т.Э., с (дата обезличена) по настоящее время она зарегистрирована по месту жительства в (адрес обезличен). Сведения о предыдущем месте жительства в паспорте отсутствуют.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги (номер обезличен) по (адрес обезличен) за (дата обезличена) гг. Галкина (до брака – ФИО8) Т.Э. значилась в хозяйстве своего отца ФИО5
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6 и ФИО7 подтвердили факт проживания Галкиной Т.Э. в (адрес обезличен) по состоянию на (дата обезличена) года.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Учитывая, что для первоначального снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год фактически достаточно подтвердить факт проживания на загрязненной территории в течение 1 дня в период с (дата обезличена) по (дата обезличена), принимая во внимание, что Галкина Т.Э. не менее одного дня проживала в указанный период в зоне радиационного загрязнения, то с учетом приведенных обстоятельств приобрела право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в общей сложности на 2 года.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Галкина Т.Э. в указанный период проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из представленных суду документов, у Галкиной Т.Э. право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на 2 года, возникнет по достижении возраста 53 лет, то есть с (дата обезличена), в связи с чем оснований для назначении пенсии суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Галкиной Татьяны Эдуардовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Галкиной Татьяной Эдуардовной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 января 2023 г.
Судья В.С. Агибалов