Дело №12-13/2023
УИД 02RS0002-01-2023-000989-95
РЕШЕНИЕ
с.Кош-Агач 30 июня 2023 года
Судья Кош-Агачского районного суда Республики Алтай Вершинина А.В., рассмотрев жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Сайлюгемский» (ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский») Маликова Дениса Григорьевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизоновой Марины Львовны от 28 апреля 2023 года о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизоновой М.Л. от 28 апреля 2023 годам Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Сайлюгемский» (ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последнему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» Маликова Д.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» является государственным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Финансирование учреждения осуществляется указанным Министерством на основании государственного задания, с момента образования ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» в 2012 году финансирование на проведение работ по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов не выделялось. Поскольку стоимость указанных работ оценивается в несколько десятков миллионов рублей, оплатить их самостоятельно или в рамках других статей государственного задания невозможно, так как будет являться нецелевым расходованием денежных средств. ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» ежегодно запрашивает в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации выделение дополнительного целевого финансирования на проведение данных работ, однако до настоящего времени таковое финансирование до учреждения не доведено. ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» приняло все зависящие от него меры для недопущения нарушения и разработки лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов. Использование лесов фактически не производится, а прекратить охрану территории невозможно, поскольку это будет противоречить режиму особо охраняемой природной территории федерального значения и целям создания учреждения. Отсутствие вины как основной части состава административного правонарушения делает невозможным привлечение учреждения к административной ответственности. Кроме того, имеет место неверная квалификация правонарушения. В отношении высокогорных лесов, расположенных на территории ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» в границах Кош-Агачского района Республики Алтай, отсутствует лесоустроительная документация, документы территориального планирования, что делает невозможным разработку лесохозяйственного регламента. Указание в постановлении о том, что направление писем о выделении финансирования в адрес Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ ФЗ не является доказательством принятия исчерпывающих мер, не основано на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела. Поскольку все мероприятия и необходимые меры по подготовке к пожароопасному периоду ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» выполнены в соответствии с Планом тушения лесных пожаров, согласованным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что отражено в акте проверки от 31 марта 2023 года, угрозы причинения вреда окружающей среде, возникновения и распространения чрезвычайной ситуации по причине отсутствия лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов нет, материалами дела и постановлением о назначении административного наказания обратное не доказано.
В ходе рассмотрения жалобы представитель ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» Долгих Г.Л. поддержал доводы жалобы, пояснил, что учреждение ежегодно направляет письма с просьбой о выделении дополнительного целевого финансирования на проведение указанных выше работ, особый противопожарный режим на территории Республики Алтай установлен распоряжением Правительства Республики Алтай №209-р от 21 апреля 2023 года, после вменяемого учреждению события административного правонарушения.
Представитель ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» Сухов А.И. на рассмотрение жалобы 30 июня 2023 года не явился, извещен надлежаще, в ходе рассмотрения жалобы 15 июня 2023 года в полном объеме поддержал доводы жалобы, пояснил, что ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» необоснованно привлечено к административной ответственности.
Должностное лицо заместитель руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизонова М.Л. на рассмотрение жалобы 30 июня 2023 года не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствии и об оставлении постановления без изменения, в ходе рассмотрения жалобы 15 июня 2023 года возражала доводам жалобы, пояснила, что в ходе проверки было установлено отсутствие у ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, что и послужило основанием для привлечения учреждения к административной ответственности.
Поскольку неявившиеся на рассмотрение жалобы лица извещены надлежаще, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали, судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителей ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский», должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно п.п.24, 25 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614, меры по предупреждению лесных пожаров и мониторингу пожарной опасности в лесах включаются в лесохозяйственные регламенты лесничеств, планы тушения лесных пожаров лесничеств и сводные планы тушения лесных пожаров по субъектам Российской Федерации, разрабатываемые и утверждаемые в установленном порядке. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
В соответствии со ст.87 Лесного кодекса Российской Федерации, Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст.88 Лесного кодекса Российской Федерации, Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что у ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» отсутствует лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов. Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 31 марта 2023 года №л-355-кн и не оспаривалось представителями ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский». Данное нарушение послужило основанием для привлечения ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Из письменного объяснения директора ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» Маликова Д.Г. от 23 марта 2023 года следует, что лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов лесничества ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» не разработаны в связи с отсутствием лесоустроительных документов территории. Финансирование работ по лесоустройству запрашивается ежегодно в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в том числе в марте 2023 года, однако ответа на запрос о финансировании не поступало, денежные средства на лесоустройство до учреждения не доводились. Финансирование данных работ в рамках государственного задания невозможно в связи с недостаточностью средств.
В ходе рассмотрения жалобы также установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» неоднократно обращалось в адрес Директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ (18 марта 2021 года, 30 сентября 2021 года, 25 января 2022 года, 16 марта 2023 года) и на имя заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (21 декабря 2015 года) с просьбой о рассмотрении вопроса о возможности выделения дополнительного финансирования на проведение лесоустроительных работ в ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский».
Кроме того, ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» обращалось в ФГБУ «Рослесинфорг» и ООО «Земля» с просьбой о представлении коммерческих предложений на проведение лесоустроительных работ.
Согласно коммерческим предложениям из ФГБУ «Рослесинфорг», стоимость выполнения работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (лесоустройство) ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» составит 43 176 170 руб. 03 коп.
Согласно коммерческому предложению из ООО «Земля», стоимость лесоустроительных работ на территории ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» составит 53 342 000 руб. 00 коп.
Согласно ответу Директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ от 06 октября 2021 года, Департаментом рассмотрено обращение ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» по вопросу выделения дополнительного финансирования на лесоустройство, возможность выделения средств на указанные цели будет рассматриваться в 2022 году с учетом лимитов бюджетных обязательств на предоставление целевых субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Минприроды России, при предоставлении документов, обосновывающих заявленную потребность в средствах федерального бюджета.
25 января 2022 года ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» направило в Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ информацию о коммерческих предложениях на проведение лесоустроительных работ на территории парка и вновь попросило рассмотреть возможность выделения дополнительного финансирования на лесоустройство парка.
До настоящего времени финансирование на проведение лесоустроительных работ до ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» не доведено.
Из вышеизложенного следует, что ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» предпринимались все зависящие от него меры к исполнению требований законодательства в части разработки лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, однако данные работы не были проведены в связи с отсутствием финансирования.
В соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
На основании изложенного выше и обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, судья приходит к выводу о том, что в действиях ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Мизоновой Марины Львовны от 28 апреля 2023 года о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, – в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу директора ФГБУ «Национальный парк «Сайлюгемский» Маликова Дениса Григорьевича удовлетворить в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение десяти дней со дня получения копии решения.
Судья А.В.Вершинина