Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-351/2023 ~ М-295/2023 от 06.04.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2023 г.                                                                 пос. Дубна Тульской области

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Никифоровой О.А.,

при помощнике Костиной Е.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Дубенского района Тульской области Кузнецова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-351/2023 по иску прокурора Дубенского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области об обязании принять нормативный правовой акт,

    установил:

прокурор Дубенского района Тульской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области об обязании принять нормативный правовой акт, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, ответчиком не принят.

Отсутствие указанного муниципального нормативного правового акта влечет неопределенность в деятельности администрации по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, не позволяет контролировать использование бюджетных средств, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит обязать администрацию муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения принять в установленном законом порядке нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Тульской области Кузнецов А.С. поддержал доводы искового заявления по основаниям, указанным в нем, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, от главы администрации Хвостова Ю.В. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения представителя истца помощника прокурора Дубенского района Тульской области Кузнецова А.С., исследовав материалы дела, руководствуясь положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

На основании ч. 5 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Из ч. 2 ст. 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой Дубенского района Тульской области проверкой соблюдения требований бюджетного законодательства, установлено, что администрацией муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области не принят муниципальный нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1492 утверждены «Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Решением депутатов муниципального образования Протасовское Дубенского района от 14 ноября 2018 г. №3-2 (в редакции от 15 июня 2021 г. №44-2) утверждено Положение «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Протасовское Дубенского района» (Положение).

Согласно п.п. 2,3 ст. 14 Положения субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляются из бюджета сельского поселения в случаях и порядке, предусмотренном решением о бюджете сельского поселения и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами администрации сельского поселения. Нормативные правовые акты сельского поселения, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями прокурор Дубенского района Тульской области указал, что отсутствие муниципального нормативного правового акта, регулирующего предоставление субсидий, не позволяет контролировать использование бюджетных средств, а также полагал, что обязанность по разработке НПА возложена на администрацию муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области, которая обязана устранить выявленные нарушения требований бюджетного законодательства.

Проверяя данные доводы, суд приходит к следующему.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ по вопросам местного значения население муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу ч. 4 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность исполнения требований бюджетного законодательства возлагается на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области.

Прокурором Дубенского района Тульской области 07 февраля 2023 г. в адрес главы администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.

Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что внесенное прокурором в адрес администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области представление рассмотрено с участием помощника прокурора Парфенова Д.А. и признано обоснованным. Администрацией муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области разработан проект постановления «Об утверждении Порядка предоставления субсидий…», что подтверждается письмом администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской от 15 февраля 2023 г.

Как следует из ответа администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области от 18 апреля 2023 г., проект постановления «Об утверждении Порядка предоставления субсидий…» 15 февраля 2023 г. направлен в прокуратуру для проведения правовой экспертизы. 10 марта 2023 г. из прокуратуры получено заключение о результатах проверки соответствия проекта НПА Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству, согласно которому проект необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. Администрация муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области внесла изменения в проект постановления «Об утверждении Порядка предоставления субсидий…» и 07 апреля 2023 г. направила в прокуратуру для проведения правовой экспертизы.

Согласно представленному прокуратурой Дубенского района Тульской области заключению о результатах проверки проекта НПА от 05 мая 2023 г. , проект постановления «Об утверждении Порядка предоставления субсидий…» необходимо доработать по изложенным в заключении причинам.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального образования Протасовское Дубенского района Тульской области своих полномочий, что выразилось в неисполнении требований бюджетного законодательства.

Нарушение требований бюджетного законодательства влечет за собой нарушение прав на получение субсидий, что является недопустимым, в связи с чем прокурор Дубенского района Тульской области имел право обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Проанализировав указанные нормы права, вышеизложенные конкретные обстоятельства в их совокупности с письменными доказательствами, учитывая письменную позицию ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Дубенского района Тульской области.

Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2023 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░░░

2-351/2023 ~ М-295/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Дубенского района Тульской области
Ответчики
администрация МО Протасовское Дубенского района
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Никифорова Олеся Александровна
Дело на сайте суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация административного искового заявления
06.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2023Дело оформлено
09.01.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее