Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-825/2021 от 16.07.2021

Дело № 12-825/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 18 августа 2021 года

ул. Баумана 91 А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника ООО «Северо-Западная УК» - Трубиновой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Северо-Западная УК» Николаева Ю.В. на постановление по делу об административном правонарушении № 634 от 06 июля 2021 года Административной комиссии в городе Йошкар-Оле, которым

Общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная УК», <иные данные>, ранее привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородного правонарушение,

привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 634 Административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 06 июля 2021 года ООО «Северо-Западная УК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18 Закона РМЭ «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Северо-Западная УК» Николаев Ю.В. подала в Йошкар-Олинский суд жалобу, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что основанием для привлечения ООО «Северо-Западная УК» коллегиальным органом к административной ответственности на основании вышеприведенной нормы Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» послужили изложенные в постановлении выводы о выявленном главным специалистом отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ОЕН нарушении, выразившемся в том, что не произведен своевременный покос травы по адресу: <адрес>.

Исходя из постановления коллегиальный орган в числе иного исходил и из того, что работы по благоустройству и содержанию в порядке, определенном Правилами, на прилегающих территориях многоквартирных домов осуществляют правообладатели земельных участков.

Однако, при рассмотрении коллегиальным органом данного дела границы территории земельного участка, прилегающего к <адрес> не установлены, земельный участок не конкретизирован, его план-схема отсутствует. Принадлежность земельного участка не установлена. Не выяснено, в чем заключается несвоевременность покоса.

Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

Соответствующий правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 4 (2018) (пункт 7).

Из пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения, в числе иных, отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Согласно Правил прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, а также к другим объектам, находящимся в собственности, пользовании (владении), и подлежащая содержанию, уборке и выполнению работ по благоустройству в установленном порядке в границах, предусмотренных пунктом 2.5.

Организацию содержания и уборки территорий общего пользования, в том числе земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами местного значения, набережными, скверами, бульварами, пляжами, осуществляет управление городского хозяйства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» путем заключения муниципальных контрактов в пределах своих полномочий и доведенных лимитов бюджетных ассигнований (пункт 2.2. Правил).

Муниципальный контракт содержание межквартальных, внутриквартальных проездов, дворовых территорий в городском округе «Город Йошкар-Ола» в 2021 году (ИКЗ 203121516211612150) управлением городского хозяйства заключен с муниципальным унитарным предприятием «Город» муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Цена контракта на выполнение работ составляет <иные данные> (тринадцать миллионов) рублей 00 копеек. Срок выполнения работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований статьи 26.1 КоАП РФ правовой статус территории на которой было выявлено вменяемое обществу правонарушение, установлен не был. Также не выяснен вопрос о лице, обязанном исполнять требования по надлежащему содержанию данной территории.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Северо-Западная УК» составлено два протокола об административном правонарушении, по результатам выходов одного и того же специалиста отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ОЕН Первый - по событию, произошедшему ДД.ММ.ГГГГ с 11 часов 04 минут (не произведен своевременный покос травы) по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, и второй - по аналогичному событию, произошедшему ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 55 минут по адресу: <адрес> Эл, <адрес>.

Специалистом отдела контроля выявлены одинаковые правонарушения, абсолютно одинаковые основания для составления протоколов.

То обстоятельство, что нарушения были выявлены в отношении двух домов по разным адресам, отражены в разных актах обнаружения, не свидетельствует о совершении обществом нескольких самостоятельных правонарушений, поскольку каждое из них квалифицируется по одной статье и образует единый состав правонарушения, следовательно влекут однократное привлечение общества к административной ответственности части 2 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл».

Кроме того, в постановлении действия общества квалифицированы по части 2 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» (л.1, 3), и в то же время по части 1 статьи 18 вышеназванного закона (л.2).

Сложившаяся судебная практика подтверждает данную позицию (Постановление Верховного Суда РФ от 10.08.2020 № 46-АД20-7, определение Верховного Суда РФ от 09.12.2020 № 301-ЭС20-15182 по делу № А82-12352/2019).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вины ООО «Северо-Западная УК» в совершении административного правонарушения предусмотренного части 2 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 № 43-3 «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» не имеется.

Предполагается, что вопреки требованиям действующего законодательства, управляющая организация за счет средств на содержание жилья должна нести расходы на уборку территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Директору управляющей организации было предложено скосить траву на земельном участке до забора МБОУ «<адрес>», расположенного по адресу <адрес>.

Между тем, покос травы был произведен в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. В силу подп. «в» п. 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав работ и услуг не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков. (Решение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № АКПИ19-451).

Поскольку в судебное заседание законный представитель ООО «Северо-Западная УК», надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник Трубинова С.А. доводы и требования жалобы поддержала.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 18 Закона РМЭ "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч рублей до двадцати пяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения данного правонарушения состоит неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Согласно части 2 статьи 18 вышеуказанного Закона те же действия, совершенные повторно, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч рублей до семидесяти пяти тысяч рублей.

Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22.11.2017 N 569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 2.2. Правил физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять содержание и уборку отведенной территории, территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве (далее - правообладатели земельных участков), а также содержание зданий, строений, сооружений, ограждений, фасадов, вывесок, входных групп, информационных и рекламных конструкций, а также содержание и уборку прилегающих территорий в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Пунктом 2.5 Правил, определены границы территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам определяются исходя из следующих параметров, прилегающая территория многоквартирных домов (за исключением многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) - придомовая территория многоквартирных домов, а также территория перед границами земельного участка многоквартирного дома со стороны главного фасада до ближнего к проезжей части улицы тротуара (в случае расположения объекта вдоль дороги), а при отсутствии такого тротуара в радиусе 15 м от многоквартирного дома.

В подпункте 5 пункта 3.3 Правил указано, что уборка территории города в летний период производится с целью уменьшения загрязненности и запыленности территории города посредством мойки, полива, подметания и проведения других работ по содержанию территории города и включает в себя периодическое кошение травы (при высоте травы более 15 см) на территориях общего пользования, за исключением озелененных территорий ограниченного пользования и специального назначения, и уборку скошенной травы в течение суток.

Как следует из объема предъявленного правонарушение, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 04 минут ООО «Северо - Западная УК» не организовала работы по содержанию прилегающей территории многоквартирного дома, а именно не произведен своевременный покос травы по адресу: <адрес>

Между тем, с принятым актом административной комиссии согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административных правонарушениях послужили материалы главного специалиста отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ОЕН

Так, в материалах дела имеется акт обнаружения и фотоматериал, согласно которому, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 04 минут ООО «Северо - Западная УК» не организовала работы по содержанию прилегающей территории многоквартирного дома, а именно не произведен своевременный покос травы по адресу: РМЭ, <адрес>.

При этом, должностным лицом доказательства не закреплены надлежащим образом, а именно не произведен замер высоты не скошенной травы, поскольку в подпункте 5 пункта 3.3 Правил кошение травы должно быть произведено при высоте ее более 15 см.

Имеющий фотоматериал так же не дает основание для утверждения о высоте травы.

При этом из фотоматериала видно, что от стены дома на не определённом должностном лицом расстоянии трава скошена.

Вопреки требованию пункта 2.5 Правил, материалы дела не содержат сведении о границах земельного участка многоквартирном доме, поскольку пункт 2.5 содержит исключения по многоквартирным домам, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Определение границ земельного участка является юридически значимым обстоятельством.

Так в силу Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.

В соответствии со статьями 40, 41 и 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующим отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ст. 37 - 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении. Возложение на собственников, владельцев, пользователей объектов недвижимости обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", допуская установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)" пункт 7).

Вместе с этим, согласно подпункта 5 пункта 3.3 Правил, что проведение работ по содержанию территории города и включает в себя периодическое кошение травы (при высоте травы более 15 см) на территориях общего пользования.

Так, решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28.12.2011 N 365-V учреждено управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" с правами юридического лица, а также утверждено Положение об управлении городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".

Пункт 2.1. Основными задачами Управления являются: - организация благоустройства территории городского округа "Город Йошкар-Ола", освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.

Под благоустройством территории понимается, что деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города, по содержанию территории города и расположенных на ее территории объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, сооружений, прилегающих территорий пункт 1.5 Положения).

Таким образом, приведенные обстоятельства не позволяют признать обоснованным привлечение ООО ««Северо-Западная УК» к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, что позволяет прийти к выводу об отсутствии доказательств по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Юридических основании для объединения дел в одно производство не имеется, поскольку согласно исследованного, в том числе протокола об административном правонарушении и постановления по делу № 17-08/633/2021 по другому делу следует, что не произведенные покосы травы выявлены в разные периоды времени и по разным адресам.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Административной комиссии в городе Йошкар-Оле № 634 от 06 июля 2021 года о признании ООО «Северо-Западная УК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18 Закона Республики Марий Эл "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании подпункта 3 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов

12-825/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО Северо-Западная УК
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Сабирьянов Р.Я.
Статьи

ст. 18 ч. 2 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 г. № 43-З "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл"

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
16.07.2021Материалы переданы в производство судье
16.07.2021Истребованы материалы
26.07.2021Поступили истребованные материалы
18.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее