61RS0011-01-2022-000071-08 дело № 2-262/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 февраля 2022г. г. Белая Калитва
Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Логвиновой С. Е.
при секретаре Гриценко А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королькова Н.Ф., Королькова Ю.Н. к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, обязании заключения договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо: Министерство энергетики Российской Федерации,
установил:
истцы обратились в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках, ссылаясь на то, что на основании решения мирового судьи судебного участка №5 Белокалитвинского судебного района Ростовской области от 29.04.2019 Королькову Н.Ф. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 48,1 кв.м с кадастровым номером № расположенная по адресу: <адрес>, согласно данным домовой книги в жилом доме по указанному адресу зарегистрированы оба истца. На основании заключения № от 11.02.2019 межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района постановлением Администрации Горняцкого сельского поселения от 03.04.2020 № указанный жилой дом признан непригодным для проживания. В соответствии с отчетом о научно-технической работе специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 18.06.2021 горные работы ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего дом по указанному адресу является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ШУ «Горняцкое ОАО «Ростовуголь». 22.09.2021 истцы обращалась в Администрацию Белокалитвинского района с заявлением о включении их в программу реструктуризации угольной промышленности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках, однако до настоящего времени ответ не получен. Истцы считают, что приобрели право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005. В связи с указанным истцы просили суд признать за Корольковым Н.Ф., Корольковым Ю.Н. право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, пострадавшего от горных работ, обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области включить Королькова Н.Ф., Королькова Ю.Н. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ, обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области заключить с Корольковым Н.Ф., Корольковым Ю.Н. договор на предоставление социальной выплаты на приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, на состав семьи из двух человек по цене, определенной действующим законодательством на момент заключения договора.
В судебное заседание истец Корольков Н.Ф., извещенный надлежащим образом, не явился. Корольков Н. Ф., представитель истцов адвокат Поддубная С.В. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района Пруцакова В.А., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, согласно которым исковые требования не признал.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Правительством РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции, действующий на момент обращения истцов в суд, средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков. Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, утвердившему Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются; рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из–за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
По смыслу вышеуказанных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Суд установил, что Администрацией Белокалитвинского района Ростовской области реализуется программа «Местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», одним из направлений которой является: оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Финансирование и использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных мероприятий, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков».
Решение о ликвидации ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» принято 14.05.1996.
Жилой дом, расположенный по адресу <адрес> принадлежат истцу Королькову Н.Ф. на основании решения мирового судьи судебного участка №5 Белокалитвинского района Ростовской области, право собственности подтверждается выписками из ЕГРН от 26.07.2019 и 30.08.2021.
Заключением Межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района Ростовской области № от 11.02.2019 (л.д. 36) жилой дом по <адрес> отнесен к категории жилья, непригодного для проживания.
Постановлением Администрации Горняцкого сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области от 03.04.2021 № жилой дом по <адрес> признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания.
Согласно отчету о научно-технической работе СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» (л.д.33-37) расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированного ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь».
По данным домовой книги и копии паспорта истец Корольков Н.Ф. зарегистрирован по адресу ветхого жилья с 13.10.1972 и по настоящее время.
Истец Корольков Ю.Н. по данным домовой книги зарегистрирован по адресу ветхого жилья с 12.11.1980, снят с учета 12.03.1982, зарегистрирован вновь 30.09.2019.
01.11.1991 Корольков Ю.Н. зарегистрировал брак с ФИО6, с 30.11.1991 зарегистрировался по месту жительства по адресу <адрес>, в жилом помещении супруги, как пояснил сам истец в судебном заседании, и проживал там вместе с супругой до распада семьи в 1999г., брак расторгнут решением мирового судьи от 15.12.2003, снялся с регистрационного учета по указанному адресу в 2005г. 25.07.2005 Корольков Ю. Н. зарегистрировался по месту жительства по адресу: <адрес>, а с 19.12.2008 по адресу: <адрес>.
Таким образом, проживание Королькова Ю.Н. на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия по адресу <адрес> достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждено, доказательств того, что истцы являлись на тот момент членами одной семьи суду не представлено. Суд не принимает в качестве допустимых и достаточных доказательств пояснения свидетеля Свидетель №1, поскольку они противоречат как показаниям самого Королькова Ю. Н. в судебном заседании, так и иным доказательствам, в том числе сведениям о регистрации истца. Указание в медицинской карте адреса, по которому ранее истец был зарегистрирован, не является бесспорным доказательством о его проживании по данному адресу.
Пунктом 12 Правил установлено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г., предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков осуществляется Министерством энергетики РФ на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органом Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.
Таким образом, государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий, в связи с этим обязано обеспечить предоставление необходимого финансирования муниципальному образованию, на которое непосредственно возложено выполнение этих мероприятий перед гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а не отдельным гражданам, имеющим право на получение выплат за счет бюджета, в том числе социальных выплат для приобретения жилья.
Учитывая, что Правилами предусмотрена возможность уточнения Списка ветхого жилья органом местного самоуправления, в том числе и в связи с выявлением после ликвидации угольного предприятия факта негативного воздействия горных работ на пригодность жилого помещения, суд приходит к выводу о наличии права у Королькова Н.Ф. на социальные выплаты в связи с переселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ОАО ШУ «Горняцкое». Оснований для предоставления социальной выплаты Королькову Ю.Н. не имеется с учетом указанных выше обстоятельств, недоказанности постоянного проживания на момент ликвидации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
признать за Корольковым Н.Ф. право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, пострадавшего от горных работ.
Обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области включить Королькова Н.Ф. в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ.
Обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области заключить с Корольковым Н.Ф. договор на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, на состав семьи одного человека по цене, определенной действующим законодательством. В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С. Е. Логвинова
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2022г.