Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-292/2020 (2-3653/2019;) ~ М-3673/2019 от 21.11.2019

Дело № 2-292/2020 УИД № 24RS0040-01-2019-004477-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года                         город Норильск

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пархоменко А.И.,

при секретаре судебного заседания Даяновой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябоконь С.Е. к Министерству здравоохранения Красноярского края, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в оказании мер социальной поддержки и возложении обязанности произвести выплату компенсации за не предоставление специальных молочных продуктов ребенку-инвалиду,

установил:

Рябоконь С.Е. обратилась в суд с указанным иском с требованиями о признании незаконным решения Управления социальной политики Администрации г. Норильска от 26.09.2019, которым истице отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты компенсации за не предоставление специальных молочных продуктов детского питания ребенку-инвалиду Р., 2016 года рождения, мотивируя требования тем, что являясь матерью указанного ребенка-инвалида первого года жизни, имеет право на бесплатное обеспечение специальными молочными продуктами детского питания за счет средств краевого бюджета, на основании постановления Правительства Красноярского края от 19.06.2018 №354-п «Об утверждении норм бесплатного обеспечения детей первого и второго года жизни из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края на душу населения, специальными молочными продуктами детского питания», принятого во исполнение положений ст.103 Устава Красноярского края и ст.6.1 Закона Красноярского края от 24.12.2004 № 13-2831 «О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае». Однако, имея среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Красноярского края от 16.07.2019 № 368-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за II квартал 2019 года», указанные молочные продукты её ребенку, не предоставлялись. В связи с чем, она обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей компенсации по указанной льготе, в предоставлении которой, ответчиком необоснованно было отказано. Просит признать принятое ответчиком решение незаконным и возложить на него обязанность произвести выплату указанной компенсации.

Постановлением Администрации г. Норильска от 25.09.2019 №411 муниципальное учреждение «Управление социальной политики Администрации города Норильска» ликвидировано.

Определением Норильского городского суда от 20.01.2020 судом произведена замена ненадлежащего ответчика в лице Муниципального учреждения «Управление социальной политики Администрации г. Норильска» на надлежащего ответчика в лице Министерства здравоохранения Красноярского края, а также к участию в деле в качестве соответчика привлечено Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - КГБУЗ «Норильская городская поликлиника № 3» (район Кайеркан).

В судебное заседание истец Рябоконь С.Е., надлежащим образом, своевременно извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела без её участия.

Министерство здравоохранения Красноярского края, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв, с изложением своей позиции по заявленным требованиям, в котором ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя. По существу требований возражало против их удовлетворения со ссылкой на отсутствие правовых оснований, на отсутствие у Министерства компетенции в части принятия решений об оказании либо об отказе в оказании мер социальной поддержки. Указало, что порядок обеспечения детей первого и второго года жизни из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края на душу населения, специальными молочными продуктами детского питания, утвержден постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.06.2005 № 142-п, где среднедушевой доход исчисляется в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 25.01.2011 № 43-п «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Красноярском крае, в том числе ежемесячного пособия на ребенка» и не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края. Список детей из малообеспеченных семей, состоящих на учете в уполномоченных органах местного самоуправления городов и районов края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, формируется министерством социальной политики Красноярского края и до 3-го числа каждого месяца передается в министерство здравоохранения Красноярского края, которое, впоследствии, передает указанный список в подведомственные медицинские организации до 7-го числа каждого месяца. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации мер социальной поддержки, поскольку указанные меры носят заявительный характер, а истица за предоставлением ей указанных мер, в министерство не обращалась.

КГКУ «Управление социальной защиты населения», надлежащим образом, своевременно уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, причин неявки суду не сообщило. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя либо об отложении разбирательства дела суду не представило, своего мнения по заявленным требованиям, не выразило.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУЗ «Норильская городская поликлиника № 3» Макеева Т.И., действующая на основании доверенности от 09.01.2020 в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело без участия представителя.

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, позицию стороны ответчика относительно заявленных требований, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 Закона Красноярского края от 11.12.2012 № 3-876 «О пособии на ребенка», право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) (далее - родитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка с месяца рождения ребенка по месяц достижения им возраста 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации - по месяц окончания им обучения, но не более чем по месяц достижения им возраста 23 лет) в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края.

В силу п.п.1,4 ст.7 указанного Закона, пособие на ребенка назначается краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения» по месту жительства родителя с ребенком (детьми) на основании заявления о назначении пособия на ребенка и необходимых документов. Право на пособие на ребенка определяется на дату обращения родителя в уполномоченную организацию с заявлением о назначении пособия на ребенка с документами, установленными перечнем. Перечень документов, необходимых для назначения пособия на ребенка, устанавливается Правительством Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.01.2013 № 28-п «Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения пособия на ребенка, и порядка назначения и выплаты пособия на ребенка», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, утвержден перечень документов, необходимых для назначения пособия на ребенка, и порядок назначения и выплаты пособия на ребенка.

В соответствии с Порядком обеспечения детей первого и второго года жизни из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края на душу населения, специальными молочными продуктами детского питания, утвержденным Постановлением Совета администрации Красноярского края от 01.06.2005 № 142-п, дети первого и второго года жизни, нуждающиеся по заключению врача в обеспечении специальными молочными продуктами детского питания и проживающие в семьях, среднедушевой доход которых исчислен в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 25.01.2011 №43-п «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, в Красноярском крае, в том числе ежемесячного пособия на ребенка» и не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную по соответствующей группе территорий Красноярского края, бесплатно обеспечиваются необходимыми специальными молочными продуктами детского питания в соответствии с настоящим Порядком (пункт 1).

Список детей из малообеспеченных семей, состоящих на учете в уполномоченных органах местного самоуправления городов и районов края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, формируется министерством социальной политики Красноярского края и передается в министерство здравоохранения Красноярского края до 3-го числа каждого месяца. Министерство здравоохранения Красноярского края передает указанный список в подведомственные медицинские организации (далее - организации) до 7-го числа каждого месяца (абзац 2 пункта 1).

Из положений ст.6.1 Закона Красноярского края от 24.12.2004 № 13-2831 «О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае» следует, что дети первого и второго года жизни из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного по соответствующей группе территорий края на душу населения, бесплатно обеспечиваются необходимыми специальными молочными продуктами детского питания в соответствии с заключением врача при наличии медицинских показаний согласно перечню, утвержденному органом исполнительной власти края в сфере здравоохранения, по нормам, установленным Правительством края.

    Как установлено судом и следует из представленных доказательств, Рябоконь С.Е. является родителем, воспитывающим ребенка-инвалида Р., 2016 года рождения (<данные изъяты>).

Согласно доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлению, зарегистрированному 09.09.2019 за вх. (<данные изъяты>), Рябоконь С.Е. обратилась в Управление социальной политики Администрации г. Норильска с вопросом о выплате компенсации за не предоставление специальных молочных продуктов детского питания её ребенку- инвалиду, на что ею был получен исчерпывающий ответ за подписью начальника Управления, датированный 26.09.2019 за , содержащий отдельные разъяснения, включая необходимые для назначения пособия сведения, перечень документов, а также режим работы отдела по приему документов на оказание социальных услуг, с указанием на то, что ранее письменные обращения и документы для оформления пособия на ребенка, от истца в адрес Управления социальной политики, не поступали (<данные изъяты>).

В этот же день, 09.09.2019, Рябоконь С.Е. обратилась в Управление социальной политики Администрации г. Норильска с заявлением о предоставлении льгот, предназначенных ребенку-инвалиду, с требованием разъяснить ей какие дополнительные меры социальной поддержки, а также социальные выплаты положены её ребенку-инвалиду (<данные изъяты>).

На указанное обращение, 27.09.2019 в адрес Рябоконь С.Е. был направлен ответ Управления социальной политики Администрации г. Норильска за подписью начальника за исх., согласно которому истцу были даны разъяснения по вопросу оказания мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством для детей-инвалидов, с перечислением видов социальных услуг, предоставляемых получателям, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, места и времени, куда следует обратиться для заключения договора на предоставление социальных услуг, а также повторной рекомендацией обратиться в Управление социальной политики, с указанием адресов отделов по приему документов на оказание социальных услуг (<данные изъяты>).

Одновременно с указанными заявлениями, 10.09.2019 истец обратилась в Администрацию Губернатора Красноярского края с заявлением, в котором просила оказать содействие в предоставлении её ребенку-инвалиду всех предусмотренных законодательством выплат, льгот и социальных услуг (<данные изъяты>).

Из представленного письма Администрации Губернатора Красноярского края от 11.09.2019 следует, что направленное истцом обращение по вопросу выплаты компенсации за не предоставление специальных молочных продуктов детского питания её ребенку- инвалиду, было переадресовано и направлено для дачи ответа в рамках компетенции в министерство социальной политики Красноярского края (<данные изъяты>).

Согласно ответу Министерства социальной политики Красноярского края от 07.10.2019 , истцу были даны аналогичные разъяснения, с перечислением предусмотренных государством мер социальной защиты и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов (<данные изъяты>).

Вместе с тем, из письма заместителя Главы г. Норильска по социальной политике от 11.10.2019 следует, что до указанного времени Рябоконь С.Е. в Управление социальной политики в интересах своего ребенка-инвалида с необходимыми для оказания мер социальной поддержки документами, не обратилась (<данные изъяты>).

Из представленного суду учетного дела семьи, воспитывающей ребенка-инвалида Р., 2016 года рождения усматривается, что истец поставлена на учет, как семья, воспитывающая ребенка-инвалида, ей оказывается адресная социальная помощь и назначены меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг (<данные изъяты>), назначена выплата субсидии для отдельных категорий граждан (<данные изъяты>).

Последнее заявление Рябоконь С.Е. о предоставлении ей мер социальной поддержки и оказанию различных видов социальной помощи, датировано 2018 годом (<данные изъяты>) и иных обращений истца с документами, необходимыми для получения мер социальной поддержки, указанное учетное дело не содержит, в связи с чем, семья истца продолжает состоять на персонифицированном учете Управления по категории «Семья с детьми-инвалидами» и получать меры социальной поддержки в рамках вышеуказанной категории.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Порядок обеспечения детей первого и второго года жизни из семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в районах Красноярского края на душу населения, специальными молочными продуктами детского питания, носящий заявительный характер, Рябоконь С.Е. не соблюден, несмотря на наличие в деле данных, указывающих на принятие со стороны ответчика всех необходимых для этого мер в рамках предоставленной законом компетенции.

В силу ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По настоящему делу, исходя из заявленных исковых требований, возражений против иска, их правового и фактического обоснования, а также с учетом подлежащих применению норм материального права, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию с учетом положений Закона Красноярского края от 11.12.2012 № 3-876 «О пособии на ребенка», Закона Красноярского края от 24.12.2004 № 13-2831 «О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае», является выяснение вопросов о реализации права на получение указанного вида социальной поддержки.

Поскольку все меры социальной поддержки предоставляются в заявительном порядке с предоставлением необходимого на каждую услугу определенного пакета документов, суд считает, что реализация гарантированного государством права на получение мер социальной поддержки является субъективным правом лица, относящегося к определенного категории граждан и зависит исключительно от его волеизъявления.

Принимая во внимание, что до настоящего времени Рябоконь С.Е. не воспользовалась предоставленным ей правом и не обратилась в компетентные органы с заявлением и пакетом необходимых документов для назначения мер социальной поддержки, предусмотренных для детей-инвалидов, в том числе в части компенсации за не предоставление специальных молочных продуктов, предусмотренной в случае признания семьи малообеспеченной, учитывая, что доказательств обратного истицей не представлено, суд признает заявленные требования необоснованными и не усматривает законных оснований для их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Рябоконь С.Е. к министерству здравоохранения Красноярского края, краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в оказании мер социальной поддержки и возложении обязанности произвести выплату компенсации за не предоставление специальных молочных продуктов ребенку-инвалиду - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                         А.И. Пархоменко

Решение в окончательной форме принято 26 февраля 2020 года.

2-292/2020 (2-3653/2019;) ~ М-3673/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рябоконь Светлана Евгеньевна
Ответчики
Управление социальной политики г.Норильска
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Пархоменко Аурика Ивановна
Дело на сайте суда
norilsk--krk.sudrf.ru
21.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2019Передача материалов судье
25.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее