Дело № 2-1469/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 июля 2020 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.,
при секретаре Елизаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения ЗМР РТ о включении в состав наследства недвижимого имущества, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Осиновского сельского поселения ЗМР РТ и просила включить в состав наследственного имущества оставшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1492 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером №, с инвентарным номером №, площадью всех частей здания – 103,1 кв.м., общей площадью жилого помещения – 96,7 кв.м., жилой площадью 55,3 кв.м., расположенные по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Осиновское сельское поселение, с Осиново, <адрес>; признать за ней право собственности на указанные земельный участок и жилой дом в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг ФИО2, наследником принявшим наследство после его смерти является она, других наследников нет. После его смерти осталось наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Осиновское сельское поселение, с Осиново, <адрес>. Для оформления наследства она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако, нотариус не может оформить документы, так как наследодателем в установленном порядке не было зарегистрировано право собственности.
Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании на иске настаивал, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представители ответчиков Исполнительного комитета ЗМР РТ, Исполнительного комитета Осиновского сельского поселения ЗМР РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по РТ, ОАО «Сетевая компания» в интересах филиала «Приволжские электрические сети», ООО «ГазпромТрансгаз Казань» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала, что исковые требования ФИО2 поддерживает (л.д.229).
Выслушав пояснения представителя истца, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 5 ст. 244 ГК РФ, по соглашению участников совместной собственности, а при не достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Согласно ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании ст.1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ч.2 ст.1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, принадлежал ФИО2 на праве собственности на основании Решения исполкома Осиновского сельского Совета народных депутатов № от 29.12.1994г. ФИО2 было выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение землей (л.д.15-16).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, 14.10.2002г. присвоен кадастровый №, зданию по вышеуказанному адресу присвоен кадастровый № (л.д.89-98).
Межевым планом от 02.12.2019г. подтверждается, что уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, составляет 1492+/-14 кв.м. споров по границам земельного участка не имеется, все смежные землепользователи подписали акт согласования границ (л.д. 17-63).
Из пояснений представителя истца следует, что на земельном участке с кадастровым номером № в 1969 году наследодателем был построен жилой дом с инвентарным номером 5-2-202, площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) - 103,1 кв.м., общей площадью жилого помещения - 96,7 кв.м, из нее жилой - 55,Зкв.м по адресу: <адрес> что подтверждается техническим паспортом здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-73).
Информация о наличии зарегистрированного имущества по адресу: РТ, <адрес>, Осиновское сельское поселение, <адрес> отсутствует, что подтверждается уведомлением об отсутствии информации в реестре объектов жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65).
10.02.2020г. на указанный жилой дом был подготовлен технический план, из которого следует, что жилой дом расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 74-87).
Согласно экспертному заключению №-Э/2020 ООО «Центр экспертизы недвижимости» жилой дом по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Осиновское сельское поселение, <адрес> соответствует требованиям механической безопасности, безопасности пребывания, строительным, градостроительным, пожарным, санитарным нормам и правилам. Сохранение жилого дома не создает угрозу жизни и здоровью граждан (л.д.144-210).
Экспертом установлено, что минимальный отступ строения от передней границы участка не соответствует действующим ныне правилам и составляет 2 м вместо 5 метров, предусмотренных ПЗЗ. Вместе с тем эксперт указывает, что по данным технического паспорта лит. А, А1, А2 объекта исследования были построены в 1969, 1971, 1994 соответственно, т.е. до принятия и вступления в действие действующих документов, устанавливающих градостроительные нормы и правила. На момент строительства лит. А, А1 объекта нормы, регулирующие отступы границ земельного участка, предельные параметры застройки на земельных участках разработаны не были, следовательно отступ в 2 м от передней границы земельного участка является допустимым (л.д.171).
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 на предоставленном ему земельном участке за счет собственных средств в 1969 году построил жилой дом. При этом строительные, градостроительные, пожарные, санитарные нормы и правила не нарушаются сохранением данного жилого дома.
Каких-либо доказательств того, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, ответчиком суду не предоставлено.
ОАО «Сетевая компания» в решении № от 04.03.2020г. по оформлению наследства на указанный жилой дом согласовала действия в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства при условии соблюдения расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении, до ближайших частей административно-бытовых и общественных зданий и сооружений не менее 2м для ВЛ до 20 кВ (л.д.100).
ООО «ГазпромТатрансгаз Казань» в ответе от 17.02.2020г. подтвердил отсутствие факта нарушения охранных зон и зоны минимально-допустимого расстояния до указанного газопровода (л.д. 99).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер (л.д.12).
После его смерти открылось наследственное имущество в виде земельного участка и жилого дома по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, Осиновское сельское поселение, с Осиново, <адрес>.
Наследником имущества после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является его супруга ФИО2 (истец по делу), что подтверждается свидетельством о браке (л.д.13).
Из материалов дела установлено, что после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ было открыто наследственное дело нотариусом Зеленодольского нотариального округа ФИО7 (л.д.118-143), истец обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако свидетельство о праве на наследство на земельный участок и жилой дом по адресу: <адрес> ей не выдано, поскольку право собственности на указанное имущество не было зарегистрировано право собственности.
ФИО2 проживала совместно с наследодателем, что также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом Осиновского сельского поселения (л.д.14).
Учитывая изложенное, а также то, что наследником ФИО2 были совершены действия, свидетельствующие о принятии ей наследства после смерти ФИО2, суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца.
На основании ст.218, 244, 245, 1112, 1141, 1152, 1153 ГК РФ, руководствуясь ст. 55-57, 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Включить в состав наследства после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 16:20:080105:18 площадью 1492 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером №, с инвентарным номером №, площадью всех частей здания – 103,1 кв.м., общей площадью жилого помещения – 96,7 кв.м., жилой площадью 55,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1492 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером №, с инвентарным номером №, площадью всех частей здания – 103,1 кв.м., общей площадью жилого помещения – 96,7 кв.м., жилой площадью 55,3 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ
С мотивированным решение стороны вправе ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение 1 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: