Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-155/2020 (3а-2461/2019;) ~ М-2108/2019 от 29.11.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 января 2020 года                                г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи    Родиной Т.А.,

при секретаре     Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-155/2020 по административному исковому заявлению Прокопенко В.В., Ветчанинова В.В. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,

с участием представителя административных истцов по доверенности Савватеева Н.Н.,

у с т а н о в и л:

    Прокопенко В.В., Ветчанинов В.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость: нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 215,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 5 970 245 рублей 39 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1054,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 31 897 341 рубль 13 копеек; нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 325,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 8 337 775 рублей 44 копейки; нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 173,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию 17 августа 2013 года в размере 4 888 110 рублей 65 копеек.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Савватеев Н.Н. поддержал уточненные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация г.о. Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.

Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Прокопенко В.В., Ветчаниновым В.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Прокопенко В.В.на праве собственности принадлежат:

    - нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 215,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

    - нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 1054,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

    - нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 325,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

    Ветчанинову В.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 173,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

    Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в следующих размерах:

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 11 128 486 рублей 81 копейка;

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 42 513 133 рубля 86 копеек;

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 13 627 987 рублей 19 копеек;

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию 17 августа 2013 года в размере 8 954 429 рублей 75 копеек.

В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административные истцы уплачивают налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость затрагивает права административных истцов, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, как плательщиков налога на имущество.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, 29 ноября 2019 года Прокопенко В.В., Ветчанинов В.В. с пропуском срока обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.

В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчеты об оценке рыночной стоимости , , , выполненные 11 ноября 2019 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью Агентство Независимой Оценки и Экспертизы « АВАНТИ».

    Из отчета следует, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию 17 августа 2013 года составила 4 636 126 рублей 21 копейка, нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 5 651 196 рублей 87 копеек.

    Из отчета следует, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 30 254 424,99 руб.,

    Из отчета следует, что рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года составляет 7 872 699 рублей 40 копеек.

В связи с тем, что указанными отчетами определение рыночной стоимости нежилых помещений произведено с выделением в ее составе НДС, что противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности, административными истцами представлены в суд так же отчет об оценке , , от 20 декабря 2019 года, в которых величина рыночной стоимости нежилых помещений определена без выделения в их составе НДС, и она составила:

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 5 970 245 рублей 39 копеек;

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 31 897 341 рубль 13 копеек;

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 8 337 775 рублей 44 копейки;

    - для нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 4 888 110 рублей 65 копеек.

    В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 17 августа 2013 года, на 24 июля 2013 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилого помещения.

Для оценки оценщик применил сравнительный и доходный подходы.

Давая оценку представленным отчетам , , от 20 декабря 2020 года, суд отмечает, что приведённые в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчеты содержат определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетами об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.

Проанализировав отчеты об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года, на 24 июля 2013 года, на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости установленной отчетами об оценке.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административных истов в суд является 29 ноября 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Требования Прокопенко В.В., Ветчанинова В.В. удовлетворить.

Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 215,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 5 970 245 рублей 39 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 1054,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 31 897 341 рубль 13 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 325,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 8 337 775 рублей 44 копейки.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 173,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 4 888 110 рублей 65 копеек.

Датой обращения Прокопенко В.В., Ветчанинова В.В. в суд считать 29 ноября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                        Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.

3а-155/2020 (3а-2461/2019;) ~ М-2108/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокопенко В.В.
Ветчанинов В.В.
Ответчики
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Администрация городского округа Самары
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.11.2019Регистрация административного искового заявления
29.11.2019Передача материалов судье
29.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее