Дело № 2-608/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2015 года г. Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Козынченко И.В.,
при секретаре Гембель Ю.С.,
с участием ст. помощника прокурора Абиловой А.С.
представителя ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Кораблик» - Курдаковой О.Н.,
представителя ответчика администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области– Ергуновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катав-Ивановского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района, администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Катав-Ивановского городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № «Кораблик», администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по выполнению в полном объеме требований пожарной безопасности, сославшись на то, что здание детского сада до настоящего времени не оборудовано системой пожарной безопасности с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Абилова А.С. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района Курдакова О.Н. и представитель ответчика администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Ергунова О.В. исковые требования прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности признали, не возражали против их удовлетворения.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 части 1 статьи 32 Технического регламента здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций относятся к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (пункт 7 статьи 83 Технического регламента).
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1.1 Устава Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области является муниципальным казенным образовательным учреждением.
Учредителем Учреждения является администрация Катав-Ивановского муниципального района. Собственником имущества Учреждения является Катав-Ивановский муниципальный район (пункт 1.7 Устава).
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается письменными материалами дела, что здание муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района не оборудовано системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (л.д. 7).
Указанные обстоятельства не отрицались представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела.
Отсутствие системы дублирования сигнала систем пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 4 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного Регламента.
Пунктом 7 статьи 63 Технического регламента определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре отнесены статьей 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Как указано выше, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области является муниципальным казенным образовательным учреждением, собственником имущества которого является Катав-Ивановский муниципальный район
В силу п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской
Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, имеющее тип и организационную форму муниципального казенного учреждения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, пределы этой ответственности ограничены находящимися в его распоряжении денежными средствами и лишь в случае недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения несет собственник имущества.
Следовательно, на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области подлежит возложению обязанность по оборудованию детского сада системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигналов о
возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия
работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, а при
недостаточности денежных средств – на
администрацию Катав-Ивановского муниципального района Челябинской
области.
При этом суд учитывает, что действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.
Детский сад относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения (объект с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан).
Отсутствие в образовательном учреждении системы дублирования сигнала о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении.
Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, суд считает возможным определить срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на указанном сроке настаивает сторона истца, сторона ответчика с указанным сроком исполнения решения суда согласилась, срок исполнения решения суда с учетом предстоящих финансовых затрат разумный.
В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № «Кораблик» Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области оборудовать здание детского сада по адресу: <адрес>, системой пожарной сигнализации, обеспечивающей дублирование сигналов о
возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия
работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в
соответствии с ч.7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а при
недостаточности денежных средств указанную обязанность возложить на
администрацию Катав-Ивановского муниципального района Челябинской
области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.
Судья: И.В. Козынченко