Дело № 2-178/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 года Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Устиновой Г.С.
при секретаре Кумариной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьева Александра Анатольевича, Цыганковой Татьяны Анатольевны к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Ананьев А.А. и Цыганкова Т.А. обратились в суд с иском к администрации Токаревского поселкового округа Токаревского района о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указывая, что их родители: отец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и мать ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживали в жилом <адрес> года постройки по <адрес>, который на праве собственности значился принадлежащим отцу. ДД.ММ.ГГГГ отец умер и они, его дети, истцы по делу в установленные законом сроки обратились в Токаревскую нотариальную контору с заявлением о принятии наследства по закону, их мать ФИО2 от принятия наследства отказалась, оформив свой отказ нотариально в Токаревской нотариальной конторе.
ДД.ММ.ГГГГ умерла и мать, являясь наследниками по закону первой очереди, они в установленные для принятия наследства сроки обратились в Токаревскую нотариальную контору, где получили свидетельство о праве на наследство по законув равных долях на денежные вклады, земельный участок, расположенный по <адрес>, свое право собственности на земельный участок зарегистрировали в Росреестре.
Однако получить свидетельство о принятии наследства на жилой дом не могут, в связи с отсутствием у наследодателя правоустанавливающих документов и регистрации права собственности на спорный жилой дом, он рассматривается как самовольная постройка.
Спорный жилой дом был построен родителями в период их брака на собственные средства и своими силами в 1955 году на земельном участке, где находился их старый жилой дом.
Жилой дом находится на земельном участке, который ранее принадлежал на праве собственности умершему отцу, а потом в порядке наследования по закону перешел в собственность истцов.
В связи с этим истцы просят суд признать, что жилой дом, расположенный по <адрес>, ранее принадлежавшийумершему отцу, на праве собственности в порядке наследования по закону принадлежит им по ? доли каждому.
В судебном заседании истец Ананьев А.А. свои требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Цыганкова Т.А. в судебное заседание не явилась в своем письменном заявлении суду, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель администрации Токаревского поселкового округа, в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении суду и.о. главы администрации Ширшова Н.А., просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя, исковые требования истца поддержала и против их удовлетворения не возражала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований,представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области в судебное заседание не явился, хотя о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на сайте Токаревского районного суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие истца Цыганковой Т.А. и представителя ответчика в соответствии с поданными ими заявлениями и в отсутствие третьего лица, т.к. последний о причинах своей неявки суду не сообщил, заявление об отложении разбирательства по делу и рассмотрении дела в отсутствие их представителя, не поступило, возражений относительно иска не представил, поэтому суд считает неявку третьего лица неуважительной, что позволяет суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав истца, свидетеля, изучив материалы дела, и оценив их на предмет относимости, достоверности и допустимости, руководствуясь законом, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Положения ст. 12 ГК РФ указывают на один из способов защиты гражданских прав – признание права.
В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 1112ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего кодекса.
По смыслу ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу подпункта 1 п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти наследодателя.
Поэтому для того, чтобы приобрести право на наследство, наследник должен его принять одним из способов, перечисленных в статье 1153 ГК РФ, в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В связи с этим наследство ФИО1 умершего ДД.ММ.ГГГГ должно быть принято до ДД.ММ.ГГГГ, а наследство умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с наследственным делом, находящемся в Токаревской нотариальной конторе №, заведенного ДД.ММ.ГГГГ наследство по закону после смерти ФИО1 было принято наследниками его детьми – ФИО2, и ФИО3, жена умершего ФИО5 своим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ от принятия наследства после смерти мужа отказалась, отказ от наследства был удостоверен нотариусом Урясовой Г.А. и зарегистрирован в реестре №. Наследники по закону Ананьев А.А. и Цыганкова Т.А. 17 октября 2018 года получили в Токаревской нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, площадью 1475 кв.м., расположенный по <адрес> равных долях по 1/ 2 доли каждому.
Согласно наследственному делу, находящемуся в Токаревской нотариальной конторе №, заведенного ДД.ММ.ГГГГ наследство по закону после смерти ФИО5 было принято наследниками ее детьми – Ананьевым А.А., и Цыганковой Т.А., которым были выданы свидетельства о праве на наследство по закону в равных долях на денежные вклады и неполученные выплаты.
После чего истцы зарегистрировали свое право собственности на приусадебный земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 октября 2018 года. (л.д.47-54)
Следовательно, в собственность истцов Ананьева А.А. и Цыганковой Т.А. в порядке наследования перешел земельный участок площадью 1475 кв.м. кадастровый №, расположенный по <адрес>, ранее принадлежавший умершему ФИО2
Вместе с тем оформить свои наследственные права в установленном законом порядке и получить свидетельство о праве на наследство на жилой дом,расположенный на принадлежащем им земельном участке, истцы не могут.
Правоустанавливающие документы, подтверждающие законность строительства дома в 1955 году, как у наследодателя, так и у наследников, отсутствуют.
Согласно материалам дела земельный участок и жилой дом, расположенные по <адрес> при жизни принадлежал супругам ФИО1 и ФИО5, который был построен имив 1955 году в границах земельного участка, на котором располагался их старый жилой дом, в период брака, на совместные средства и своими силами, в котором они проживали постоянно до дня своей смерти. Разрешительная документация на спорный жилой дом отсутствует, как у истцов, так и в администрации Токаревского поселкового округа, на территории которого в настоящее время находится жилой дом.
Пунктом 14 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, передавались в собственность бесплатно именно тем гражданам, которым на праве собственности принадлежали жилые дома, и они на законном основании пользовались участками, на которых они располагались.
Как следует из материалов дела, постановлением Токаревской поселковой администрации № 585 от 28 сентября 1992 года Ананьеву А.Е. как собственнику жилого дома был предоставлен в личную собственность земельный участок площадью 1475кв.м., на котором расположен спорный жилой дом. (л.д.15-17)
В соответствии со справкой Токаревской поселковой администрации от 25 октября 2018 года по похозяйственной книге № 20 лицевой счет № 909 (1964-1966 г.) жилой дом год постройки 1955 по <адрес>(<адрес>) на праве собственности принадлежал АнаньевуА.Е. (л.д. 59).
Так же доводы истца подтверждаются техническим паспортом на жилой дом по <адрес>(л.д. 18- 22) согласно которого объектом недвижимости является индивидуальный жилой дом, находящийся по указанному выше адресу, общей площадью 75,60 кв.м., в соответствии с приказом Минэкономразвития № 90 от 1 марта 2016 года площадью для внесения сведений в ЕГРН – 85,8 кв. м., назначение жилое, год постройки 1955, расположен на земельном участке кадастровый №.
Следовательно, в ходе судебного разбирательства установлено, что действительно в <адрес>, расположен жилой дом, который был построен супругами ФИО10 в 1955 году и который, согласно записям в похозяйственной книге, расположен на земельном участке, находившемся в распоряжении, а затем и собственности супруга ФИО1, принадлежал ему на праве собственности.
Учитывая, что дом был построен ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть в период действия ГК РСФСР (1964 года), его право собственности на построенный жилой дом наступило на основании норм действующего на тот момент законодательства.Из ст. 105 ГК РСФСР (1964) следует, что в собственности граждан могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.
В соответствии со ст. 106 ГК РСФСР (1964) устанавливалась собственность на жилой дом,и не предусматривалось оформления в собственность земельных участков для строительства дома и какой либо специальной процедуры оформления права собственности на жилой дом.
Кроме того, самовольной постройкой данный дом, в соответствии со ст. 109 ГК РСФСР (1964 г) не признавался. Напротив суду представлены сведения о принадлежности на праве собственности указанного дома умершему ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Вышеуказанные сведения, представлены органами, уполномоченными на предоставление таких документов. Кроме того в ходе судебного разбирательства установлено, что указанный дом ФИО1 и его супруга построили сами для себя и использовали его для своего проживания. Данные сведения ни кем не оспариваются, находят подтверждение не только в письменных доказательства, но и также в показаниях свидетеля ФИО3 который подтвердил, что жилой дом строил сам ФИО1 на собственные средства и своими силами, т.к. он был плотник и все работы по строительству осуществлял лично сам. Старый дом оставался внутри, а новый дом Ананьев строил вокруг него и фактическое строительство с реконструкцией было завершено в 1965 году.
Сомневаться в показаниях указанного свидетеля у суда нет оснований, сообщенные им сведения не противоречат установленным обстоятельствам по делу, согласуются с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, сведения о какой-либо заинтересованности в исходе дела, у свидетеля отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд признает, что жилой дом по указанному выше адресу на праве собственности действительно принадлежал ФИО1, как и земельный участок по данному адресу, и самовольной постройкой не являлся.
Согласно материалам дела, наследодатель ФИО1 вместе с супругой открыто, непрерывно и добросовестно более 50 лет до своей смерти пользовались жилым домом и несли бремя расходов на его содержание.
За все это время никем, в том числе местной администрацией, не оспаривалось владение ни домом, ни землей под ним. Каких-либо требований о сносе дома либо его безвозмездном изъятии или об истребовании земельного участка, не заявлялось.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что жилой дом, расположенный по <адрес>, на праве собственности принадлежал ФИО1, т.к. он на законных основаниях приобрел право собственности на данную недвижимость, но в установленном законном порядке право собственности наэтот объект не было за ним зарегистрировано.
Право собственности на жилой дом у наследодателя ФИО1 возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218 ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», в связи, с чем его право на недвижимое имущество признается действительным.
Право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке, бесспорно, подтверждают принадлежность наследодателю ФИО1 данного имущества, спор о праве отсутствует, его право собственности никем не оспаривается, документально установлена принадлежность имущества наследодателю на момент смерти, и, следовательно, данный жилой дом входил в состав наследственного имущества, умершего ФИО1
Какие-либо возражения администрации Токаревского поселкового округа против признания права собственности на указанный выше жилой дом отсутствуют.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Относимые и допустимые доказательства в опровержении позиции истцов, стороной ответчика, суду не представлено.
Всоответствии с техническим заключением проектно- архитектурной компанией «Архградо», конструктивные объемно-планировочные решения жилого дома, расположенного <адрес>, соответствуют действующим строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Общее техническое состояние строительных конструкций оценивается как работоспособное. Следовательно, дальнейшая эксплуатация жилого дома по своему функциональному назначению возможна. (л.д. 23- 46).
У суда нет оснований не доверять данному заключению специалистов, инженер имеет необходимую квалификацию и образование, оно логично и последовательно, не противоречит другим доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Тем самым при строительстве жилого дома были соблюдены строительные и градостроительные нормы и правила, а также требования санитарного, пожарного законодательства, что обеспечивает безопасность граждан, их имущества, не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Сохранение данного жилого дома не нарушает права и интересы третьих лиц.
При таких обстоятельствах каких-либо препятствий для признания права собственности на жилой дом за истцами, не имеется. Они приняли наследство после смерти отца в установленном законом порядке на часть наследственного имущества, что согласно наследственному праву означает принятие всего причитающегося им наследства.
Таким образом, суд считает, что есть все основания для признания за Ананьевым А.А. и Цыганковой Т.А. права собственности на жилой дом, ранее принадлежавший умершему ФИО1 в порядке наследования, в равных долях.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать, что Ананьеву Александру Анатольевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу пос. Токаревка Тамбовской области и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженки пос. Токаревка Тамбовской областив праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доликаждому жилой дом общей площадью 75,60 кв.м., в соответствии с приказом Минэкономразвития № 90 от 1 марта 2016 года площадью для внесения сведений в ЕГРН – 85,8 кв. м., назначение жилое, одноэтажный, инвентарный номер 2251/А/171, расположенный по <адрес> ранее принадлежащий ФИО1, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области для сведения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд в апелляционном порядке в течение месяца через райсуд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Устинова Г.С.
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2019 года.
Судья Устинова Г.С.