Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9324/2022 от 29.07.2022

Cудья: Морозова Н.Ю. Гр. дело №33-9324/2022

№ 2-794/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.09.2022 года    г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:

Председательствующего: Навроцкой Н.А.

Судей: Топтуновой Е.В., Куршевой Н.Г.

при секретаре: Корпуховой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кондаковой ФИО10 на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.06.2022 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Кондаковой ФИО10 к обществу с ограниченного ответственностью «ЭкоСтройРессурс» о возложении обязанности произвести перерасчет платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключении задолженности за период с 01.01.2019 года по текущий момент - отказать.».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Топтуновой Е.В.,
судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кондакова Т.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Экостройресурс о возложении обязанности произвести перерасчет платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключении задолженности за период с 01.01.2019 года по текущий момент, компенсации морального вреда.

Заявленные требования мотивированы тем, что Кондакова Т.Н. является собственником жилого дома расположенного по адресу:<адрес>. Супруг истца – Кондаков В.В. является собственником жилого дома расположенного по адресу:<адрес>, где Кондакова Т.Н. зарегистрирована и фактически проживает. Кроме того, по указанному адресу производится оплата услуги по вывозу мусора.

В доме расположенному адресу: <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки, актом от 21.09.2021 года составленным комиссией ТОС №14, счетами за коммунальные услуги (воду и газ) с редкими и крайне незначительными расходами потребления согласно счетчикам. Однако, ООО «ЭкоСтройРесурс» производит начисления по данному адресу за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Требование ООО «ЭкоСтройРесурс» об оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами противоречит положениям ГК РФ, ЖК РФ и Закона «О защите прав потребителей», поскольку нарушает права потребителя оплачивать только те услуги, которые ему были оказаны.

10.10.2020 года истец Кондакова Т.Н. обратилась к региональному оператору ООО «ЭкоСтройРесурс» с заявлением о перерасчете, однако письмом (исх.№.10.2020 года) в перерасчете отказано.

По результатам рассмотрения заявленных Кондаковой Т.Н. требований судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с вынесенным судом решением, ответчик Кондакова Т.Н., подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, необоснованное, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования Кондаковой Т.Н. в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В силу требований ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кондаковой Т.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 61 кв.м.

ООО "ЭкоСтройРесурс" (региональный оператор) осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области на основании соглашения, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 1 ноября 2018 г.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Тольятти на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.

Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), согласно пунктам 8(4) - 8(17) которого договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Предложение о заключении договора, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещены региональным оператором на своём официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также опубликовано 25.12.2018 в газете «Волжская коммуна», выпуск (30578) от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года №95 утвержден предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в размере 598,16 руб./м3.

В соответствии с приложением N 2 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.

Согласно приложению N 1 к Приказу N 1023 нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3/в год.

Решением Самарского областного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу от ДД.ММ.ГГГГ приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения» признан действующим и законным.

Установление нормативов накопления ТКО с квадратного метра общей площади жилого помещения предусмотрено положениями постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и приказом Минстроя России от 28.07.2016 года №524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

По адресу <адрес>, площадью 61 кв.м., региональным оператором открыт лицевой счет на имя Кондаковой Т.Н. на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, что не оспаривалось в судебном заседании истцом и подтверждается представленными в материалы дела платежными документами. По лицевому счету имеется задолженность за период с января 2019 года по 28.02.2022 года – 10514, 6 рублей.

Согласно доводов иска, Кондакова Т.Н. не зарегистрирована и не проживает в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>, иных зарегистрированных и проживающих лиц по данному адресу также не имеется с 01.01.2018г. Истица зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>, по которому производится оплата услуги по вывозу мусора.

Истец обращалась к ответчику с требованиями о перерасчете задолженности на оказание услуг по обращению с ТКО, вместе с тем, ответом ООО «Экостройресурс» от 01.10.2020г. ей было отказано в перерасчете со ссылкой на невозможность перерасчета оплаты за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО при временном (более 5 дней) отсутствии потребителя, поскольку такой порядок в случае начисления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из площади жилого помещения не предусмотрен.

Не согласившись с данным ответом, Кондакова Т.Н. обратилась в суд. Считает, что работа по сбору мусора по адресу: <адрес> не осуществляется в связи с отсутствием его накопления ввиду отсутствия проживающих в доме, в связи с чем на стороне ответчика образуется неосновательное обогащение.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Кондаковой Т.Н., суд руководствовался следующим.

В соответствии ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок начисления платы за коммунальную услугу регулируется постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила N 354).

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п.148 (22) и п. 148 (37) Правил № 354.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Между тем, перерасчету в связи с временным отсутствием граждан подлежит услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами только в том случае, если размер платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходах, рассчитанных на одного человека.

Согласно п. 86 Правил N 354 перерасчет платы производится в случае отсутствия постоянно или временно проживающих, в жилом помещении, однако в применяемой на территории г.о. Тольятти формуле 9(2) приложения 2 расчетной единицей является 1 кв. м.

Таким образом, данная формула (норматив потребления с кв.м) не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Законодателем не предусмотрен порядок предоставления перерасчета в случаях, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО является 1 кв.м.

Как следует, из п. 148(30) Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с п. 148(36) Правил №354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, в случае отсутствия проживающих в жилом помещении собственники не могут быть освобождены от уплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В связи с этим, не проживание истца в принадлежащем ей жилом помещении, как временное, так и постоянное, не освобождает ее от обязанности нести расходы за оказываемые услуги по вывозу ТКО.

Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая вышеуказанные требования действующего законодательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с ч.11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом предусмотрена возможность пересчета платы за обращение с ТКО в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил N 354). Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе снимать копии с предъявляемых потребителем коммунальной услуги документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.

Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится потребителями на основании платежных документов, представляемых региональным оператором. Согласно подпункту «а» пункта 69 Правил N354 в платежном документе указываются почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица).

Аналогичные требования установлены Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».

Во исполнение требований действующего законодательства региональным оператором формируются платежные документы, в которых указывается, в том числе почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения с указанием фамилии, имени и отчества физического лица.

Судом установлено, что начисление истцу платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком производится в соответствии с действующим законодательством, все обязательные сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 69 Правил N354, содержатся в платежных документах, выставленных истцу.

Таким образом, региональным оператором были сформированы корректные платежные документы для внесения платы за услугу по обращению с ТКО и производились начисления платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по вывозу ТКО материалы дела не содержат.

Доводы истца о не проживании в спорном жилом помещении, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они не опровергают факта предоставления ответчиком услуг истцу по обращению с твердыми коммунальными отходами, расчет за потребление которых предусмотрен исходя из площади помещения, а не прописанных или проживающих в нем граждан, не предусматривающий перерасчет в связи с отсутствием в помещении данных лиц, и не освобождает по указанным основаниям от обязанности внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Иных ссылок на обстоятельства, которые могли бы привести к отмене оспариваемого ответчиком судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.06.2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кондаковой ФИО10 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-9324/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кондакова Т.Н.
Ответчики
ООО ЭкоСтройРесурс
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
01.08.2022[Гр.] Передача дела судье
08.09.2022[Гр.] Судебное заседание
21.09.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее