Cудья: Морозова Н.Ю. Гр. дело №33-9324/2022
№ 2-794/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08.09.2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе:
Председательствующего: Навроцкой Н.А.
Судей: Топтуновой Е.В., Куршевой Н.Г.
при секретаре: Корпуховой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кондаковой ФИО10 на решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.06.2022 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Кондаковой ФИО10 к обществу с ограниченного ответственностью «ЭкоСтройРессурс» о возложении обязанности произвести перерасчет платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключении задолженности за период с 01.01.2019 года по текущий момент - отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Топтуновой Е.В.,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондакова Т.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Экостройресурс о возложении обязанности произвести перерасчет платежей за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключении задолженности за период с 01.01.2019 года по текущий момент, компенсации морального вреда.
Заявленные требования мотивированы тем, что Кондакова Т.Н. является собственником жилого дома расположенного по адресу:<адрес>. Супруг истца – Кондаков В.В. является собственником жилого дома расположенного по адресу:<адрес>, где Кондакова Т.Н. зарегистрирована и фактически проживает. Кроме того, по указанному адресу производится оплата услуги по вывозу мусора.
В доме расположенному адресу: <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки, актом от 21.09.2021 года составленным комиссией ТОС №14, счетами за коммунальные услуги (воду и газ) с редкими и крайне незначительными расходами потребления согласно счетчикам. Однако, ООО «ЭкоСтройРесурс» производит начисления по данному адресу за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Требование ООО «ЭкоСтройРесурс» об оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами противоречит положениям ГК РФ, ЖК РФ и Закона «О защите прав потребителей», поскольку нарушает права потребителя оплачивать только те услуги, которые ему были оказаны.
10.10.2020 года истец Кондакова Т.Н. обратилась к региональному оператору ООО «ЭкоСтройРесурс» с заявлением о перерасчете, однако письмом (исх.№№.10.2020 года) в перерасчете отказано.
По результатам рассмотрения заявленных Кондаковой Т.Н. требований судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с вынесенным судом решением, ответчик Кондакова Т.Н., подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, необоснованное, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования Кондаковой Т.Н. в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу требований ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кондаковой Т.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 61 кв.м.
ООО "ЭкоСтройРесурс" (региональный оператор) осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области на основании соглашения, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 1 ноября 2018 г.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 №1023 утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Тольятти на 1 кв.м. общей площади жилого помещения.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО, утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), согласно пунктам 8(4) - 8(17) которого договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Предложение о заключении договора, а также типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещены региональным оператором на своём официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018, а также опубликовано 25.12.2018 в газете «Волжская коммуна», выпуск № (30578) от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 года №846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 года №95 утвержден предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в размере 598,16 руб./м3.
В соответствии с приложением N 2 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
Согласно приложению N 1 к Приказу N 1023 нормативы накопления ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения составляют 0,091 м3/в год.
Решением Самарского областного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу № от ДД.ММ.ГГГГ приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 «Об утверждении и применении нормативов ТКО на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м общей площади жилого помещения» признан действующим и законным.
Установление нормативов накопления ТКО с квадратного метра общей площади жилого помещения предусмотрено положениями постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 года №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и приказом Минстроя России от 28.07.2016 года №524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
По адресу <адрес>, площадью 61 кв.м., региональным оператором открыт лицевой счет № на имя Кондаковой Т.Н. на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, что не оспаривалось в судебном заседании истцом и подтверждается представленными в материалы дела платежными документами. По лицевому счету имеется задолженность за период с января 2019 года по 28.02.2022 года – 10514, 6 рублей.
Согласно доводов иска, Кондакова Т.Н. не зарегистрирована и не проживает в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: <адрес>, иных зарегистрированных и проживающих лиц по данному адресу также не имеется с 01.01.2018г. Истица зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <адрес>, по которому производится оплата услуги по вывозу мусора.
Истец обращалась к ответчику с требованиями о перерасчете задолженности на оказание услуг по обращению с ТКО, вместе с тем, ответом ООО «Экостройресурс» от 01.10.2020г. ей было отказано в перерасчете со ссылкой на невозможность перерасчета оплаты за пользование коммунальной услугой по обращению с ТКО при временном (более 5 дней) отсутствии потребителя, поскольку такой порядок в случае начисления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из площади жилого помещения не предусмотрен.
Не согласившись с данным ответом, Кондакова Т.Н. обратилась в суд. Считает, что работа по сбору мусора по адресу: <адрес> не осуществляется в связи с отсутствием его накопления ввиду отсутствия проживающих в доме, в связи с чем на стороне ответчика образуется неосновательное обогащение.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Кондаковой Т.Н., суд руководствовался следующим.
В соответствии ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок начисления платы за коммунальную услугу регулируется постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила N 354).
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п.148 (22) и п. 148 (37) Правил № 354.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Между тем, перерасчету в связи с временным отсутствием граждан подлежит услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами только в том случае, если размер платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходах, рассчитанных на одного человека.
Согласно п. 86 Правил N 354 перерасчет платы производится в случае отсутствия постоянно или временно проживающих, в жилом помещении, однако в применяемой на территории г.о. Тольятти формуле 9(2) приложения 2 расчетной единицей является 1 кв. м.
Таким образом, данная формула (норматив потребления с кв.м) не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц. Законодателем не предусмотрен порядок предоставления перерасчета в случаях, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО является 1 кв.м.
Как следует, из п. 148(30) Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 148(36) Правил №354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, в случае отсутствия проживающих в жилом помещении собственники не могут быть освобождены от уплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с этим, не проживание истца в принадлежащем ей жилом помещении, как временное, так и постоянное, не освобождает ее от обязанности нести расходы за оказываемые услуги по вывозу ТКО.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая вышеуказанные требования действующего законодательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом предусмотрена возможность пересчета платы за обращение с ТКО в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил N 354). Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения, который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе снимать копии с предъявляемых потребителем коммунальной услуги документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится потребителями на основании платежных документов, представляемых региональным оператором. Согласно подпункту «а» пункта 69 Правил N354 в платежном документе указываются почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица).
Аналогичные требования установлены Приказом Минстроя России от 26 января 2018 г. N 43/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».
Во исполнение требований действующего законодательства региональным оператором формируются платежные документы, в которых указывается, в том числе почтовый адрес жилого помещения, сведения о собственнике помещения с указанием фамилии, имени и отчества физического лица.
Судом установлено, что начисление истцу платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов ответчиком производится в соответствии с действующим законодательством, все обязательные сведения, предусмотренные подпунктом «а» пункта 69 Правил N354, содержатся в платежных документах, выставленных истцу.
Таким образом, региональным оператором были сформированы корректные платежные документы для внесения платы за услугу по обращению с ТКО и производились начисления платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по вывозу ТКО материалы дела не содержат.
Доводы истца о не проживании в спорном жилом помещении, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку они не опровергают факта предоставления ответчиком услуг истцу по обращению с твердыми коммунальными отходами, расчет за потребление которых предусмотрен исходя из площади помещения, а не прописанных или проживающих в нем граждан, не предусматривающий перерасчет в связи с отсутствием в помещении данных лиц, и не освобождает по указанным основаниям от обязанности внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Иных ссылок на обстоятельства, которые могли бы привести к отмене оспариваемого ответчиком судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 03.06.2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кондаковой ФИО10 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: