№ 2-2268/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 17.07.2019
Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Титова Т. Н.,
при секретаре Медведеве К. И.,
с участием истца Чернышовой Е. А.,
её представителя Шальневой О. П.,
представителя ответчика Терещенко Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышовой Е.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Чернышова Е. А. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области, просила обязать: включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды с 10.01.1993 по 09.06.1993 – служба страшим механиком ТЛФЗАС в/ч г. Мары Республики Туркменистан, с 28.09.2002 по 01.03.2005 служба в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД Томской области, с 01.03.2005 по 01.07.2006 – службу в должности миллионера отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД Томской области, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом указанных периодов в льготном порядке со дня назначения пенсии (с 08.04.2019).
В обоснование требований, сославшись на положения ст. ст. 1, 5 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», постановление Правительства РФ от 15.09.2000 № 690 «О внесении дополнений в постановление Правительства Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941», постановление Правительства РФ от 12.11.2003 № 684 «О внесении изменения в Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941», приказ МВД РФ от 09.10.2004 № 640, приказ МДД РФ от 30.12.1993 № 605 «Об утверждении типовых штатов изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и подразделений конвойной службы милиции», приказ МВД РФ № 309 от 20.05.2004 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», приказ МВД РФ № 868 от 20.12.2016, а также постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», истец указала, что в спорные периоды с 10.01.1993 по 23.12.1994 проходила службу в Вооруженных силах РФ, а с 03.06.2002 по 08.04.2019 в органах внутренних дел. 08.04.2019 уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения 08.04.2019 определена в календарном объеме – 18 лет 05 месяцев, 23 дня, в льготном – нет исчисления, общий трудовой стаж – 26 лет 10 месяцев 15 дней. При расчете пенсии в выслугу лет в льготном порядке один месяц службы за полтора месяца, в нарушение приведенных нормативных актов, не включены вышеназванные спорные периоды. Периоды работы в органах внутренних дел не засчитаны в льготный стаж в связи с тем, что в Перечне должностей, утвержденном приказом МВД России от 20.12.2016 №868, замещаемые истцом должности не поименованы. Полагает, что ответчик неправильно применил нормы закона при исчислении льготного периода. Условиями льготного исчисления выслуги лет является служба в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, при наличии в должностных обязанностях сотрудника функций по охране и конвоированию. Отдельный батальон конвойной службы милиции УВД Томской области осуществлял охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых. Несоответствие наименования подразделения, установленного штатным расписанием, перечню должностей, не дает оснований для отказа истцу в исчислении истцу льготного стажа. Служба в вооруженных силах осуществлялась в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, что дает основания для льготного исчисления.
В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали, тогда как представитель ответчика просила в иске отказать, пролагая об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" определено, что условия, нормы и порядок, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Частями второй и третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусмотрено, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений ст. 18 указанного Закона принято Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 "О Порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации и их семьям в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 № 690 постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 дополнено абз. 45 пп. "г" п. 3, согласно которому право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца стало предоставляться сотрудникам, проходившим службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01.01.2001.
Постановлением Правительства Российской от 12.11.2003 № 684 абз. 45 пп. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 изложен в новой редакции, предусматривающей дополнительное условие, необходимое для исчисления выслуги лет в льготном порядке, по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 824 абз. 45 п. п. "г" п. 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 после слов "в конвойных подразделениях милиции" дополнен словами "подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых".
Из перечисленных выше положений следует, что с 01.01.2001 и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Судом установлено, что истец в периоды с 28.09.2002 по 01.03.2005 проходила службу в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД Томской области, а с 01.03.2005 по 01.07.2006 – службу в должности миллионер отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД Томской области.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Чернышовой Е. А., а также должностными инструкциями конвоира отдельного батальона охранно-конвойной службы от 15.04.2004 и конвоира отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД.
Приказом МВД России от 20.05.2004 № 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 - 5).
В приложении N 3 к приказу от 20.05.2004 № 309 приведено типовое штатное расписание отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Согласно п. 2 Приказа от 20.05.2004 № 309 Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, предписано привести штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в соответствие с прилагаемыми типовыми штатными расписаниями.
Приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868 утвержден новый Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги при назначении пенсий, который предусматривает должности – старший полицейский конвоя – введена с 30.04.2011, либо начальник конвоя (старший конвоя) – до 20.05.2004; командир взвода в составе отдельного батальона, роты (раздел 2 "Должности, введенные до 23 августа 2014 года", п.п. 118, 120).
Охрана подозреваемых и обвиняемых как функция органов МВД России (ранее милиции) предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых в целях недопущения побегов вышеуказанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса (вывоза) имущества либо проноса (провоза, передачи) предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.
Таким образом, судом установлено, что истец Чернышова Е. А. являясь сотрудником милиции (полиции) непосредственно осуществляла конвоирование подозреваемых и обвиняемых в рамках функции органов МВД России, а потому имеет право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Также подлежит включению в выслугу лет с исчислением в льготном порядке из расчета один месяц службы за полтора месяца период с 10.01.1993 по 09.06.1993 – служба истца страшим механиком ТЛФЗАС в/ч г. Мары Республики Туркменистан.
Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.
Таким образом, в силу специальной нормы льготные условия службы для военнослужащих РФ устанавливаются, в том числе и законодательством СССР.
Согласно п. 3 постановления Совета Министров СССР от 06.04.1988 № 445 «О службе военнослужащих Министерства Обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и МВД СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в Советских войсках, временно находящихся за границей» военнослужащим засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию, один месяц службы за полтора месяца, если им не установлены более льготные условия исчисления выслуги лет, время службы в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, к которым относятся все местности Туркменской СССР (кроме города Ашхабада) (см. Перечень местностей СССР с неблагоприятными климатическими условиями, где для военнослужащих Министерства обороны СССР … установлены очередные отпуска продолжительностью 45 суток).
Как следует из военного билета Чернышовой Е. А., она имеет военно-учетную специальность – телефонист станций и телефонной аппаратуры (ВУС № 403).
Копией трудовой книжки подтверждается, что в период с 10.01.1993 по 09.06.1993 Чернышова Е. А. (прежняя фамилия ФИО10) проходила службу в г. Мары р. Туркменистан.
В трудовой книжке кадровой службой в/ч отмечено, что выслугу лет данного периода исчислять в льготном порядке – один месяц службы за полтора.
Таким образом, проанализировав положения вышеназванных правовых актов и условия службы в местности с тяжелыми климатическими условиями, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для исчисления указанного стажа в указанном льготном порядке.
Исходя из заявленных требований, учитывая тот факт, что при включении вышеуказанных периодов в льготном исчислении, продолжительность выслуги лет истца увеличена, в связи с чем имеются основания для удовлетворения требования о понуждении ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом вышеуказанных периодов в льготном порядке со дня назначения пенсии, то есть с 08.04.2019.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле материалов в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу об обоснованности иска.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Чернышовой Е.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы и перерасчете пенсии - удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Томской области включить Чернышовой Е.А. в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за полтора месяца службы периоды: с 10.01.1993 по 09.06.1993 – служба страшим механиком ТЛФЗАС в/ч г. Мары Республики Туркменистан, с 28.09.2002 по 01.03.2005 служба в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельного батальона конвойной службы милиции при УВД Томской области, с 01.03.2005 по 01.07.2006 – службу в должности миллионер отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых при УВД Томской области, произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом указанных периодов в льготном порядке из расчета один месяц службы за полтора месяца со дня назначения пенсии - с 08.04.2019.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Т. Н. Титов