Судья А.Н. Киселев УИД 16RS0046-01-2023-010601-05
Дело № 12-3588/2023
Дело № 77-27/2024
РЕШЕНИЕ
10 января 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин, при секретаре судебного заседания А.Л. Нигматзяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя Евгения Александровича Белякова на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 20 октября 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «НЕО ТРАНС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 31 августа 2023 года общество с ограниченной ответственностью «НЕО ТРАНС» (далее по тексту – ООО «НЕО ТРАНС», Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110000 рублей.
Решением судьи Вахитовского районного суда Республики Татарстан от 20 октября 2023 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Е.А. Белякова – без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан Е.А. Беляков, оспаривая факт совершения Обществом административного правонарушения, просит вынесенное в отношении него постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив жалобу заявителя, выслушав доводы защитника З.М. Абдурафиева, прихожу к мнению, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний –
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Материалами дела установлено, что в отношении ООО «НЕО ТРАНС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что в 16 часов 00 минут 27 июня 2023 года в ходе выездной проверки ООО «НЕО ТРАНС» должностным лицом административного органа выявлено, что в нарушение требований статей 76, 214, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 33, 38, 53, 65 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 работникам ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО16, ФИО13, ФИО14, которые были допущены к исполнению трудовых обязанностей, в течение более чем 60 календарных дней не было проведено в установленном порядке: обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты; обучение требованиям охраны труда по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов; соответствующие проверки знания требований охраны труда.
Привлекая ООО «НЕО ТРАНС» к административной ответственности должностное лицо, с мнением которого согласился судья районного суда, исходило из доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из материалов дела усматривается, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрено должностным лицом с участием защитника Общества М.Р. Галихановой.
В свою очередь сведений о том, что ООО «НЕО ТРАНС» извещалось о месте и времени вынесения постановления о назначении административного наказания, материалы дела не содержат.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности в один день, в отсутствие надлежащего извещения ООО «НЕО ТРАНС» свидетельствует о нарушении указанных требований закона и права Общества на защиту.
Кроме того, ООО «НЕО ТРАНС» вменяется допуск к исполнению трудовых обязанностей нескольких работников, непрошедших соответствующее обучение, которое в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 должно быть проведено в течение не более чем 60 календарных дней.
В тоже время в материалах содержатся сведения о том, что работники ФИО12 и ФИО16 прошли обучение с соблюдением указанного срока, при этом в административный орган были представлены подтверждающие документы.
Между тем по отношению к другим работникам, за исключением ФИО11, на вменённые ООО «НЕО ТРАНС» даты совершения административного правонарушения, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 срок также не истёк.
При этом из доводов защитника З.М. Абдурафиева следует, что непрошедшие своевременного обучения работники, были отстранены от работы до его прохождения и в административный орган были переданы соответствующие доказательства, которые отсутствуют в представленных материалах, а потому подтвердить или опровергнуть данные доводы защитника не представляется возможным.
В свою очередь указанные обстоятельства должностным лицом и судьёй городского суда оставлены без внимания и надлежащая правовая оценка им не дана, однако такое разрешение дела не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, должностным лицом и судьёй городского суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт отмену постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения с возвращением дела на новое рассмотрение в административный орган.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу законного представителя Евгения Александровича Белякова удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 31 августа 2023 года и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 20 октября 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «НЕО ТРАНС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Татарстан.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья