Дело № 2-792/2023
УИД 26RS0012-01-2023-000909-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 19 апреля 2023 года
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Новиковой В.В.,
с участием истца Сорокин А.И,
представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Симонян С.В., на основании доверенности от 12.12.2022г,
представителя ответчика АО «Ессентукигоргаз» Мананниковой К.В., на основании доверенности от 20.02.2023г.,
при секретаре Шейрановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сорокин А.И к ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», АО «Ессентукигоргаз» о признании начисления оплаты за коммунальную услугу незаконной, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Сорокин А.И обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным начисление АО «Ессентукигоргаз» платы за коммунальную услугу газоснабжение исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, за периоды апрель, май, июнь 2020 года, пени, по лицевому счету *****, по адресу: <адрес>. Обязать Ессентукский филиал ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» определить плату по лицевому счету ***** за коммунальную услугу газоснабжение за периоды апрель, май, июнь 2020 года по показаниям индивидуального прибора учета газа.
В обоснование иска указано следующее.
Он, его супруга Сорокина Т.В. и несовершеннолетние дети ФИО12 Диана, ФИО12 Виктория и ФИО12 Мария являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с лицевым счетом на оплату коммунальных услуг *****. Лицевой счет открыт на него. В марте 2020 года истек межповерочный интервал индивидуального прибора учета газа, установленный в жилом помещении по адресу: <адрес>.
<дата> он подал ответчику заявку о замене индивидуального прибора учета газа, и оплатил в АО «Ессентукигоргаз» демонтаж и установку бытового счетчика. Из-за отсутствия в городе несколько дней, он по телефону согласовал время замены счетчика на 28-<дата>. Однако прибор учета газа в согласованный период ответчиком не был заменен. <дата> он вынужден был обратиться в адрес Ессентукского филиала ООО «Газпром Межрегионгаз», а также в адрес АО «Ессентукигоргаз» с заявлением о том, что его заявка на замену счетчика не выполнена и с просьбой произвести перерасчет начисленной суммы за газ, который он не использовал. В день подачи заявлений - <дата> индивидуальный прибор учета газа в его квартире был заменен, составлен акт ввода в эксплуатацию нового индивидуального прибора учета от <дата> На просьбу произвести перерасчет начисленной стоимости потребленного газа, он получил претензию о погашении задолженности в течение 10 дней и в случае не исполнения обязательства по оплате за поставленный газ он был предупрежден о принятии мер предусмотренных законодательством.
<дата>, а затем <дата> мировым судьей судебного участка ***** <адрес> были вынесены судебные приказы о взыскании с него в пользу ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» филиал в <адрес>, задолженности за потребленный газ. Данные судебные приказы были отменены.
До настоящего времен ответчиками перерасчет задолженности за газ за период с <дата> по <дата> не осуществлен.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от <дата> ***** «О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности», на территории Ставропольского края для реализации первоочередных мер по предупреждению, локализации и устранению причин, способствующих завозу и распространению коронавирусной инфекции на территории Ставропольского края, был введен с <дата> до <дата> режим повышенной готовности для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Комплекс ограничительных мероприятий на территории Ставропольского края был продлен Распоряжением Губернатора Ставропольского края от <дата> *****-р. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ***** «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», до <дата> действие подп. «д» пункта 81.12 Правил ***** приостановлено. Постановление Правительства Российской Федерации ***** вступило в силу с <дата> В связи с карантином и самоизоляцией указанным постановлением ***** была отменена поверка счетчиков в 2020 году вплоть до <дата>, а также установлен запрет на начисление неустоек и штрафных санкций.
Таким образом, очевидно, что замена индивидуального прибора учета газа не была произведена по неуважительной причине, и она не связана с его действиями либо бездействием.
В соответствии с под. «а» пункта 59 Правил *****. в случае истечения срока эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил *****-л определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев. - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев (утолительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил ***** при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета).
В соответствии с пунктом 60 Правил ***** по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил *****. за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу в случае, предусмотренном подп. «а» пункта 59 Правил *****, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1.5.
Таким образом, начисление платы за газ по нормативу только за март 2020 года полагает не противоречащим вышеуказанным нормам права.
Однако, в связи с вступлением в силу с <дата> Постановления Правительства Российской Федерации от <дата> *****, начисления ответчиком должны осуществляться по показаниям индивидуального прибору учета газа, поверка которого приостановлена до <дата>, а прибор учета до этого периода не считался вышедшим из строя. Начисление ответчиком неустоек является также незаконным.
Истец Сорокин А.И в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Также пояснил, что, т.к. он отсутствовал дома по конец марта 2020 года, а после началась пандемия и он считал, что госучреждения не работают, то он не мог обратиться к ответчику с заявлением о повторной замене счетчика, но когда пришло письмо с требованием о оплате задолженности он обратился к ним <дата>. Считает, что т.к. он оплатил услугу по замене счетчика, то он не обязан проявлять инициативу и ходить еще раз повторно писать заявление о замене счетчика, ответчик обязан был самостоятельно прийти и заменить прибор учета по факту того, что эта услуга была им оплачена. Кроме того, никто по его заявке к нему домой не выезжал, а ему звонили по телефону, он сказал, что его дома нет, давайте завтра, послезавтра, однако никто больше ему не звонил и не приезжал. Таким образом со стороны ответчика бездействие, поскольку заявка не отработана, а деньги им оплачены.
Представитель ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» в <адрес> Симонян С.В. в судебном заседании возражала против требований истца по основаниям изложенным в письменных возражениях, в которых указано следующее.
Поставка газа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, осуществляется на основании договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, открыт лицевой счет *****. <дата> с истцом Сорокин А.И был заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан *****.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что собственник несет бремя ответственности принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за газ.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе особенности заключения, исполнения изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентируются Правилами Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> ***** (далее Правила).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно абзацу 2 пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета (пункт 80 Правил N 354).
Исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) (пункт 82 Правил N 354).
В силу подпункта "д" пункта 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе и в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
На основании пункта 81 (13) Правил N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81 (9) Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или иным лицом (пункт 81 (14) Правил N 354).
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> N 549 (далее - Правила).
В силу пп. "в" п. 21 указанных Правил абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации (пп. "в" п. 25 Правил).
В связи с отсутствием сведений о показаниях прибора учета Кале Калип *****, установленного в домовладении абонента с <дата> (последние переданные показания абонентом) по <дата> объем потребленного газа определялся исходя из объема среднемесячного потребления газа, сумма начислений за потребленный газ составила 3 516 рублей 49 копеек.
Согласно п. 3.4.8. Договора поставки газа, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Данный факт не имел место и в судебном заседании не оспаривался истцом.
Поскольку срок проведения поверки используемых истцом приборов учета газа истек <дата>, однако истец в нарушение вышеуказанного договора, в установленный срок проведение поверки прибора учета не обеспечил.
Указанная обязанность также следует из содержания п.п. «в» п. 21 Правил поставки газа и п. 17 Правил учета, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ <дата> и зарегистрированных в Минюсте <дата> *****.
Также п. 4.7 Договора поставки газа предусмотрено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения проверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии соблюдения срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, тогда как по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что равно отсутствию прибора учета, и поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ.
Пункт 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 549, предусматривает, что при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Правительства РФ от <дата> N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81 (12).
В этой связи истечение срока поверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.
Таким образом, с даты истечения срока поверки счетчика, он считается вышедшим из строя и его показания не принимаются к учету.
В связи с истечением срока поверки прибора учета газа Кале Калип *****, определение объема потребленного газа по лицевому счету ***** с <дата> (дата истечения срока поверки по данным программного комплекса филиала) по <дата> осуществлялось по нормативам потребления исходя из количества проживающих (1 чел.) и размера отапливаемой площади (110 кв.м.), сумма начислений составила 23 355 рублей 01 копейка.
Нормативы потребления газа населению Ставропольского края утверждены Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от <дата> ***** «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению в Ставропольском крае».
Действующим законодательством на поставщика газа не возложена обязанность по уведомлению абонентов о необходимости проведения поверки либо замены прибора учета газа, но ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» использует все возможные ресурсы для оповещения абонентов о необходимости поверки приборов учёта. Информация о поверке счетчиков в обязательном порядке указана в платежных документах (квитанциях), размещена на стендах в каждом филиале компании, представлена на официальном сайте компании www.regiongaz.ru в разделе «Реализация газа/информация для абонентов/поверка приборов учета», размещается в СМИ.
В соответствии с п. 27 Правил, определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
<дата> был принят в эксплуатацию и опломбирован новый прибор учета газа BK-G4, *****, зафиксированы первоначальные показания 0000, о чем составлены соответствующие акты. Таким образом, с <дата> (дата установки нового прибора учета газа) объем потребленного газа определяется по показаниям прибора учета газа.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> ***** «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление *****), до <дата> действие подпункта "д" пункта 81(12) Правил ***** приостановлено. Постановление ***** вступило в законную силу с <дата> (с момента официального опубликования в средствах массовой информации), а прибор учета газа Кале Калип ***** по данным программного комплекса филиала истёк <дата>.
По поводу взыскания пени указано, что во исполнение указанного выше Постановления ***** филиалом не было произведено начисление пеней на сумму долга в 2020 <адрес> факт подтверждается информационным листком по счету и расчетом пени.
Все вышеуказанные обстоятельства позволяют признать, что исковые требования являются необоснованными и не могут подлежать удовлетворению.
Также пояснила, что ООО «Газпром Межрегионгаз Ставрополь» и все его подразделения осуществляли работу даже в период пандемии. Истцу ничто не мешало заранее обратится в газовую службу о замене счетчика, зная, что истекает срок поверки.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Ессентукигоргаз» Мананникова К.В. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что <дата> истец обратился АО «Ессентукигоргаз» с заявлением о замене газового счетчика. <дата> заявка была передана исполнителю, который осуществил выход по адресу для замены счетчика, однако как указано в заявке абонент сообщил, что он в отъезде, просил перенести заявку. В дальнейшем с <дата> по <дата> истец не обращался в горгаз с заявлением о замене счетчика. Следующее его обращение было только <дата>. полагает, что истцу ни что не мешало обратиться в период с <дата> по <дата> с повторной заявкой о замене счетчика.
Третье лицо Сорокина Т.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 12, 38, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Суд оценивает доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (статьи 55 и 67 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Судом установлено, что Сорокин А.И, Сорокина Т.В., и их несовершеннолетние дети ФИО8, ФИО9 являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании договора ***** от <дата>, заключенному между Сорокин А.И и АО «Ессентукигоргаз», с указанной даты и по настоящее время осуществляется поставка газа в указанное жилое помещение для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, открыт лицевой счет *****.
Согласно ст. 18 ФЗ от <дата> N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ Правилами поставок газа и Правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение указанного Федерального закона.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, определено, что собственник несет бремя ответственности принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению определен Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", а в нерегулируемой части, а также в части поставки газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", в случае если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года за фактический период работы прибора учета газа, по истечении трехмесячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновляется со дня, следующего за днем проведения проверки, осуществляемой поставщиком газа по заявке абонента.
В случае если определение объема потребляемого газа по показаниям прибора учета газа возобновлено не с начала расчетного периода, то за истекшие дни расчетного периода объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа пропорционально количеству таких дней. В указанном расчетном периоде общий объем потребленного газа равен сумме объема потребленного газа, рассчитанного с учетом нормативов потребления газа, и объема потребленного газа, установленного по показаниям прибора учета газа.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", к обязанностям абонента при исполнении договора относится сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, если поставщик газа будет иметь документально подтвержденные данные о фактическом потреблении газа, а именно, показания исправных приборов учета, абонент вправе потребовать произвести перерасчет стоимости потребленного газа, рассчитанного ему ранее исходя из нормативов потребления.
Из материалов дела следует, что в домовладении истца по адресу: <адрес>, установлен прибор учета газа Кале Калип *****, срок поверки которого истекал <дата>.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 549, абонент обязан, в том числе, обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения проверки.
При этом в пункте 25 указанных Правил закреплено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Таким образом, оплата услуг газоснабжения исходя из фактического потребления объема газа, возможна лишь при наличии указанных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет производить оплату услуг газоснабжения исходя из показаний прибора учета.
Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, истечение срока проверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.
Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается путем соблюдения нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета, в том числе периодичности проверки, что предусмотрено статьей 9 Федерального закона от <дата> N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Из положений Закона N 102-ФЗ (пункты 2, 17 статьи 2, часть 1 статьи 5 и часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок проверки которых истек, не допускается; истечение срока проверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Истечение срока межповерочного интервала является основанием для определения объема потребления газа исходя из нормативов потребления.
При этом сам факт нарушения межповерочного интервала приравнивается к отсутствию прибора учета.
<дата> истец подал ответчику заявку о замене индивидуального прибора учета газа, и оплатил в АО «Ессентукигоргаз» демонтаж и установку бытового счетчика, т.е. уже после истечения срока межповерочного интервала.
В связи с истечением срока поверки прибора учета газа Кале Калип *****, определение объема потребленного газа по лицевому счету ***** с <дата> осуществлялось по нормативам потребления исходя из количества проживающих и размера отапливаемой площади.
<дата> истец повторно обратился в адрес Ессентукского филиала ООО «Газпром Межрегионгаз» с заявлением о том, что его заявка на замену счетчика не выполнена и с просьбой произвести перерасчет начисленной суммы за газ, который он не использовал. В этот же день индивидуальный прибор учета газа в его квартире был заменен, составлен акт ввода в эксплуатацию нового индивидуального прибора учета от <дата>.
Таким образом, с <дата> (дата установки нового прибора учета газа) объем потребленного газа определяется по показаниям прибора учета газа.
Из указанного следует, что с <дата> по <дата> объема потребленного газа по лицевому счету ***** осуществлялось по нормативам потребления.
Как указывает истец, при первоначальном обращении с заявлением о замене прибора учета газа, он предварительно согласовал по телефону время замены счетчика на 28-<дата>, в связи с его отсутствием в городе.
Судом установлено, что поданная истцом заявка на замену газового счетчика от <дата> была передана исполнителю ФИО10 <дата>.
Как следует из заявки ***** на неисправность газового оборудования, «абонент в отъезде, просил перенести заявку». Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Таким образом, судом установлено, что заявка о замене счетчика, поданная Сорокин А.И 24.013.2020 года не была исполнена по независящим от ответчика причинам. Повторная заявка от Сорокин А.И о замене газового счетчика поступила в адрес Ессентукского филиала ООО «Газпром Межрегионгаз» только <дата>, и в этот же день индивидуальный прибор учета газа был заменен, составлен акт ввода в эксплуатацию от <дата>.
Относимых и допустимых доказательств тому, что истец согласовывал дату замены счетчика на 28-<дата> материалы дела не содержат, в связи с чем, в этой части доводы истца судом признаются несостоятельны.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что поскольку он оплатил заявку, она должна была быть выполнена ответчиком однако этого сделано не было, поскольку заявка от <дата> была принята ответчиком к исполнению, однако не была исполнена <дата> по независящим от ответчика причинам.
В период с <дата> по <дата> истец повторно не обращался с заявлением о замене счетчика, а значит именно на нем лежит ответственность за неблагоприятные последствия за несвоевременную замену прибора учета газа.
Утверждения истца, что он не обязан писать повторную заявку на замену счетчика т.к. не исполнена первая заявка, которая была им оплачена основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства.
Кроме того, сами по себе указанные обстоятельства не могут служить основанием для удовлетворения требований истца, поскольку истец изначально обратился к ответчику с заявлением о замене прибора учета газа после истечения срока межповерочного интервала прибора учета газа.
Ссылки истца на постановление Губернатора Ставропольского края от <дата> ***** «О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности» и под. «д» пункта 81.12 Правил ***** Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" также несостоятельна по следующим основаниям.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от <дата> N 101 "О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности" на территории Ставропольского края с 14.00 час. <дата> до 00.00 час. <дата> введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - <адрес>вая территориальная подсистема, режим повышенной готовности). Границей зоны возможной чрезвычайной ситуации определена территория Ставропольского края.
На основании подп. "д" п. 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала проверки.
Вместе с тем, поскольку постановление ***** вступило в законную силу <дата>, а межпроверочный интервал индивидуального прибора учета газа истек до вступления постановления в силу, постановление не содержит ссылки о распространении его действия на правоотношения, возникшие до <дата>, в связи с чем, не подлежит применению.
Кроме того, на момент возникновения спорных правоотношений ни Постановление Губернатора Ставропольского края от <дата> N 101, ни Постановление ***** не существовало, а соответственно определение объема потребления газа в спорный период с их учетом не могло осуществляться.
При этом суд отмечает, что в соответствии с требованиями закона именно на потребителе лежала обязанность предпринять все необходимые меры по замене и опломбировке газового оборудования до истечения срока поверки старого счетчика, что сделано не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░