Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-152/2020 от 17.02.2020

Дело № 21-152/2020

Судья: Безбородова Н.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

13 марта 2020 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Темновой О.В. на постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в г. Шумерля от 5 декабря 2019 года и решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении Темновой О.В.,

установил:

постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля от 5 декабря 2019 года должностное лицо Темнова О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года постановление должностного лица от 5 декабря 2019 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Темнова О.В. просит решение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что при приготовлении салата были соблюдены все санитарные нормы и правила, овощи промывались в кипяченой воде; бактерии, которые были обнаружены в салате, обнаружены также и в питьевой воде, которой пользуется весь п. Порецкое. Полагает, что наличие палочки в салате связано с некачественной питьевой водой, что подтверждено также старшим инспектором административного органа ФИО1. Считает, что административное правонарушение вменено ей, как должностному лицу, необоснованно; указывает на суровость назначенного наказания; полагает вмененное административное правонарушение малозначительным, поскольку не повлекло каких-либо последствий.

В судебное заседание, состоявшееся 10 марта 2020 года, Темнова О.В. и должностное лицо вынесшее постановление по делу, и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля не явились.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля Бычковой Е.В., изучив материалы административного дела, прихожу следующим выводам.

Частью 2 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 принят ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», который устанавливает объекты технического регулирования; требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.

Пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции. (п. 9 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»).

Согласно ст. 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

Микробиологические нормативы безопасности пищевых продуктов установлены в Приложении № 2 к данному Техническому регламенту, где указано допустимое количество бактерии группы кишечных палочек (колиформы) в салатах из сырых овощей и фруктов без заправки, с заправками - не допускаются в массе продукта в размере - 0,1 г.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 10 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин. проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка в МАОУ «...», расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из постановления должностного лица, основанием для привлечения к ответственности послужили выводы административного органа о несоблюдении должностным лицом Темновой О.В. пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании», п. 2 ст. 3 Федерального закона № 29-ФЗ от 2 января 2000 года «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 117 статьи 11 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» ТР ТС 034/2013, части 9 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, а именно хранение в морозильном ларе мясорыбного цеха пищеблока мяса свинины в количестве 117,44 кг. без информации о сроке годности и условий хранения.

ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении протокола лабораторных испытаний от 11 ноября 2019 года «...» с датой изготовления 6 ноября 2019 года, отобранного на пищеблоке МАОУ «...», обнаружены БГКП (колиформы) в 0,1 г в недопустимой величине.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица Темновой О.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что Темнова О.В., исходя из совокупности возложенных на нее обязанностей, является должностным лицом.

Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Темновой О.В. состава вмененного административного правонарушения, указав, что согласно должностной инструкции шеф-повара МАОУ «...», утвержденной директором школы 16 ноября 2009 года, шеф-повар относится к категории руководителей, должен знать стандарты и технические условия на продукты, сырье и полуфабрикаты, правила и сроки хранения продуктов, сырья, полуфабрикатов, составлять заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырье, обеспечивать их своевременное получение от поставщиков, контролировать сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации, осуществлять постоянный контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и производственный контроль соблюдения сотрудниками санитарных требований и правил личной гигиены, принимать участие в бракераже скоропортящихся продуктов.

Между тем судом не учтено следующее.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Организационно-распорядительные функции включают в себя руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения.

Согласно должностной инструкции шеф-повара МОУ «...» шеф-повар школы осуществляет руководство производственно-хозяйственной деятельностью: составляет заявки на необходимые продовольственные товары, обеспечивает их своевременное получение у поставщиков, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации; осуществляет контроль за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья и производственный контроль соблюдения работниками санитарных требований и правил личной гигиены; принимает участие в бракераже готовой пищи и скоропортящихся продуктов. Шеф-повар подчиняется директору.

Таким образом, Темнова О.В. не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

В частности, Темнова О.В. не обладает полномочиями по формированию кадрового состава, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.д. Темнова О.В. не обладает и полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами учреждения, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, и т.д.).

То обстоятельство, что согласно должностной инструкции шеф-повар относится к категории руководителей, не свидетельствует о том, что Темнова О.В. наделена какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Согласно приказу Минтруда России от 08 сентября 2015 года № 610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар», в т.ч. шеф-повар, относится к такому виду профессиональной деятельности, как производство блюд, напитков и кулинарных изделий в организациях питания; относится к видам экономической деятельности: деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков.

По Общероссийскому классификатору занятий. ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принятого Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2020-ст, занятие «шеф-повар» относится к группе «Специалисты средней группы квалификации», в чьи обязанности входит управление текущей деятельностью основного производства организации питания: планирование процессов основного производства организации питания, организация и координация процессов основного производства организации питания, контроль и оценка эффективности процессов основного производства организации питания.

Таким образом, Темнова О.В. не является должностным лицом, к которому по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.

Признавая Темнову О.В. как должностное лицо (без указания в резолютивной части постановления должности) виновной в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей, должностное лицо и судья районного суда не указал, в чем конкретно заключаются виновные действия (бездействие) данного лица, повлекшие совершение правонарушения.

Технический регламент Таможенного союза 021/2011 устанавливает санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования безопасности к объектам технического регулирования (подп. 2 ч. 1 ст. 1). Поскольку в обязанности Темновой О.В. входит осуществление контроля за технологией приготовления пищи, нормами закладки сырья, а также функции производственного контроля соблюдения работниками санитарных требований и правил личной гигиены, она подлежит административной ответственности как физическое лицо.

Доводы о том, что должностной инструкцией шеф-повара предусмотрен только контроль за приготовлением пищи и поступающими продуктами приводились Темновой О.В. и в жалобе, поступившей в районный суд, однако надлежащей оценки не получили.

Также судом не проверен довод Темновой О.В. о том, что бактерии колиформы обнаружены в воде из центрального водоснабжения с. Порецкое, при этом школа также подключена к центральному водоснабжению, в связи с чем ее вина в наличии в салате указанных бактерий отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В качестве доказательств наличия в действиях Темновой О.В. вменяемого ей правонарушения административным органом представлены протокол лабораторных испытаний от 11 ноября 2019 года, акт отбора проб пищевых продуктов от 6 ноября 2019 года , экспертное заключение от 12 ноября 2019 года № 1833, протокол об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Требования к отбору проб пищевой продукции с целью исследований по микробиологическим показателям регламентируются ГОСТ 31904-2012. Межгосударственный стандарт. Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний, введенным в действие приказом Росстандарта от 05.06.2013 № 148-ст (далее - ГОСТ 31904-2012).

Согласно пунктам 4.7, 4.8 ГОСТ 31904-2012, лабораторные пробы продуктов отбирают асептическим способом, исключающим микробное загрязнение продукта из окружающей среды; пробы продуктов отбирают в стерильную посуду, горло которой предварительно обжигают в пламени горелки, или в стерильную пластиковую посуду, или в стерильные полиэтиленовые пакеты, или в стерильную фольгу; пробы отбирают с помощью стерильных инструментов.

В силу пункта 3.2 ГОСТ 31904-2012 посуда, инструменты и материалы, соприкасающиеся с продуктом во время отбора проб, подлежат стерилизации одним из способов: насыщенным паром - в течение 30 мин в автоклаве при температуре (121 +/- 1) °С; горячим воздухом в стерилизаторе: с принудительной циркуляцией воздуха при температуре от 170 °С до 175 °С в течение 60 мин.; без принудительной циркуляции воздуха при температуре от 180 °С до 185 °С в течение 15 мин., при температуре от 160 °С до 165 °С в течение 120 мин. Допускается обрабатывать инструменты погружением в этиловый спирт.

В соответствии с требованиями пункта 6.5 ГОСТ 31904-2012 пробы скоропортящихся продуктов транспортируют при температуре плюс 5 °С не более 6 ч, за исключением продуктов, на которые предусмотрены специальные условия, предусмотренные в нормативно-технической документации на конкретный вид продукта.

Из материалов дела следует, что отбор пробы для испытаний оформлен актом от 6 ноября 2019 года , в котором указано, что проба отобрана согласно ГОСТ 31904-2012.

Между тем, в акте отбора проб (образцов) от 6 ноября 2019 года отсутствует указание на то, при помощи каких инструментов произведен отбор проб пищевой продукции, соответствуют ли они требованиям пункта 3.2 ГОСТ 31904-2012, отсутствует указание на то, какие условия обеспечены при транспортировке отобранных проб продукции (п. 19 акта), условия хранения продукции на предприятии на момент отбора проб (п. 18), виды тары, упаковки образцов (п. 15), описание маркировки продукции в случае отбора пробы в отдельную тару (п. 20).

Из представленного протокола лабораторных испытаний от 11 ноября 2019 года следует, что проба (...) поступила в стеклянной банке в автохолодильнике (температура + 4) 6 ноября 2019 года в 13 часов 30 минут, отобрана в соответствии с ГОСТ 31904-2012. «Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний».

Как указано выше, отбор пробы для испытаний оформлен актом от 6 ноября 2019 года.

В протоколе лабораторных испытаний от 11 ноября 2019 года не указано на данное обстоятельство.

Таким образом, установить, в сопровождении какого документа поступила отобранная проба на испытание в лабораторию, невозможно.

Из протокола лабораторных испытаний от 11 ноября 2019 года следует, что исследования проб салата «...» (скоропортящиеся продукты) проводились 11 ноября 2019 года, без указания на условия хранения (в том числе t хранения) и конкретного времени проведения исследований. Поскольку в данном случае целью взятия проб и образцов пищевой продукции явилось ее дальнейшее микробиологическое исследование, то данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении процедуры отбора проб, их транспортировке и хранении.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Допущенное судьей районного суда нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о техническом регулировании составляет один год.

На момент рассмотрения дела в Верховном Суде Чувашской Республике срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года, подлежит отмене, дело - направлению в Шумерлинский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении Темновой О.В. отменить.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

21-152/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Темнова Ольга Васильевна
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст. 14.43 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
17.02.2020Материалы переданы в производство судье
10.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее