Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-165/2024 ~ М-133/2024 от 04.04.2024

УИД 22RS0042-01-2024-000193-73

Дело №2-165/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2024 г. с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бауэр И.В.,

при секретаре Мошляк С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2», Администрации Родинского района об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2», Администрации Родинского района об обязании совершить действия, в котором указал следующее.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере государственной политики в области патриотического воспитания граждан, в результате которой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 1, 11, 12 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 №1441 МБОУ «Родинская СОШ №2» не оснащено необходимой учебно-материальной базой, а именно отсутствуют:

предметный кабинет и спортивный городок в «Кочкинская СОШ» филиала МБОУ «Родинская СОШ №2»;

элементы полосы препятствий в МБОУ «Родинская СОШ №2» (имеются частично), в «Кочкинская СОШ» филиала МБОУ «Родинская СОШ №2»;

учебные и наглядные пособия в МБОУ «Родинская СОШ №2» (имеются частично), в «Кочкинская СОШ» филиала МБОУ «Родинская СОШ №2».

В целях устранения нарушений прокуратурой района 16.02.2024 внесено представление руководителю МБОУ «Родинская СОШ №2», которое рассмотрено, но не удовлетворено, поскольку не решен вопрос о выделении из районного бюджета денежных средств на указанные цели.

Отсутствие в МБОУ «Родинская СОШ №2» необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного прокурор Родинского района просит:

обязать МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2» обеспечить оснащение образовательного учреждения предметным кабинетом, учебными и наглядными пособиями, спортивным городком с элементами полосы препятствий в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010;

обязать Администрацию Родинского района Алтайского края осуществить финансирование МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2» в целях обеспечения условий для оснащения образовательного учреждения предметным кабинетом, учебными и наглядными пособиями, спортивным городком с элементами полосы препятствий в соответствии с Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010.

В судебном заседании прокурор Родинского района Алтайского края Полянский Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, в качестве их обоснования привел доводы, аналогичные указанным в иске, не возражал против предоставления ответчикам отсрочки исполнения решения суда на срок 1 год.

Представитель ответчиков МБОУ «Родинская средняя общеобразовательная школа №2», Администрации Родинского района, представитель третьего лица Комитета по образованию Родинского района Гугля И.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в учебном учреждении действительно отсутствуют в соответствии с требованиями законодательства предметный кабинет, учебные и наглядные пособия, спортивный городком с элементами полосы препятствий в связи с отсутствием необходимого финансирования, просил предоставит отсрочку исполнения решения суда на срок 1 год.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе.

Статьей 11 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе включает в себя в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Согласно ст.12 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Образовательная программа, в силу ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Средствами обучения и воспитания являются приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 №1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее – Положение), пунктом 1 которого установлено, что подготовка граждан к военной службе организуется в соответствии с федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «Об образовании в Российской Федерации», настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами и предусматривает обязательную и добровольную подготовку.

Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п.2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах (п.3 Положения).

В соответствии с п.4 Положения граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Пунктом 5 Положения установлено, что подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (п.6 Положения).

В силу п.27 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления: организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям; осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций; представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах (далее – Инструкция).

В соответствии с п.3 Инструкции задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются: формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

Согласно п.11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (п.14 Инструкции).

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Родинская СОШ №2» является муниципальным образовательным учреждением, к видам деятельности которого относится среднее общее образование. «Кочкинская СОШ» является филиалами МБОУ «Родинская СОШ №2».

Учредителем МБОУ «Родинская СОШ №2», согласно выписке из ЕГРЮЛ, является МО Родинский район Алтайского края, от имени которого выступает Комитет по образованию Родинского района.

Прокуратурой Родинского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере государственной политики в области патриотического воспитания граждан, в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства образовательное учреждение МБОУ «Родинская СОШ №2», включая филиалы, не оснащено необходимой учебно-материальной базой, а именно отсутствуют:

предметный кабинет и спортивный городок в «Кочкинская СОШ» филиала МБОУ «Родинская СОШ №2»;

элементы полосы препятствий в МБОУ «Родинская СОШ №2» (имеются частично), в «Кочкинская СОШ» филиала МБОУ «Родинская СОШ №2»;

учебные и наглядные пособия в МБОУ «Родинская СОШ №2» (имеются частично), в «Кочкинская СОШ» филиала МБОУ «Родинская СОШ №2».

Факт выявленный нарушений подтверждается также ответом комитета по образованию Родинского района от 31.01.2021 №21 (л.д.7-10).

По результатам проверки директору МБОУ «Родинская СОШ №2» 16.02.2024 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере патриотического воспитания граждан.

Однако, как следует из ответа МБОУ «Родинская СОШ №2» на вышеуказанное представление, выявленные нарушения в полном объеме не устранены (л.д.13-14). Как следует из объяснения представителя ответчика, причиной выявленных нарушений является отсутствие необходимого финансирования.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

При этом, исходя из содержания ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения представляют собой вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Поскольку отсутствие в МБОУ «Родинская СОШ №2» необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении в соответствии с образовательными стандартами, что, в свою очередь, нарушает интересы государства, неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам МБОУ «Родинская СОШ №2», Администрации Родинского района срок для устранения выявленных нарушений в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №2», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №96, ░░░░░░░░░░░ ░░ №134 ░░ 24.02.2010.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №2» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ №96, ░░░░░░░░░░░ ░░ №134 ░░ 24.02.2010.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №2» ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ – 1 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                     ░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.05.2024.

2-165/2024 ~ М-133/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Родинского района
Ответчики
Администрация Родинского района Алтайского края
МБОУ "Родинская средняя общеобразовательная школа №2"
Другие
Комитет по образованию Родинского района
Суд
Родинский районный суд Алтайского края
Судья
Бауэр Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
rodinsky--alt.sudrf.ru
04.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее