Дело № 2-898/2021
УИД 47RS0014-01-2021-001054-47 28 сентября 2021 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Матросовой О.Е.,
при секретаре Шостенко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приозерского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Ветеран» об обязании согласовать с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Приозерский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к СНТ «Ветеран» об обязании согласовать с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Приозерской городской прокуратурой проанализирована представленная АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее - Региональный оператор) информация о садоводческих некоммерческих товариществах, расположенных на территории Приозерского района Ленинградской области, заключивших договоры с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что СНТ «Ветеран» (ИНН ***) не соблюдаются требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно сведениям Регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами товариществом с Региональным оператором не заключен. Между тем, обязательное наличие специально оборудованных площадок для сбора и накопления отходов потребления на территории садоводческих некоммерческих объединений граждан предусмотрено действующим федеральным и региональным законодательством. В соответствии с Дополнительным соглашением № 2 между Ленинградской областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от 05.03.2019 региональный оператор - АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» - приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 01.04.2019 года. Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора. Ненадлежащее обращение СНТ «Ветеран» с твердыми коммунальными отходами приводит к образованию несанкционированных свалок, создает реальную угрозу ухудшения состояния окрыжающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. На основании указанного просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Звонарев Д.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Указал, что требования подлежат исполнению ответчиком в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик СНТ «Ветеран», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило, возражений по иску не представило (л.д. 87)
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на иск, в которых поддержали заявленные требования (л.д. 88,89)
АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» представлен отзыв на иск, в котором указано, что АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» поддерживает исковые требования. При этом, отмечает, что после организации места накопления на территории СНТ между ответчиком и региональным оператором подлежит заключению договор с осуществлением коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. До заключения указанного договора к отношениям между региональным оператором и ответчиком применяется Типовая форма договора, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 г., услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с Типовой формой договора. (л.д. 45-48)
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
В случае, если явившийся в судебное заседание истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела и направляет ответчику извещение о времени и месте нового судебного заседания.
При изменении истцом предмета или основания иска, увеличении размера исковых требований суд не вправе рассмотреть дело в порядке заочного производства в данном судебном заседании.
В соответствии со ст. 234 ГПК РФ при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры по извещению не явившегося ответчика о времени, дате и месте слушания дела, ответчик не просил рассмотреть дело в его отсутствие, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, учитывая мнение представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, на основании положений ст. 234 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5.11 СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» на территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу пунктов 3, 4 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. №1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Подпунктами 5, 6 п. 7 ст. 18 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям правления товарищества относятся, в том числе, принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества, а также о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
Постановлением правительства Ленинградской области от 9 июля 2018 г. № 232 «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области» утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области, которые определяют порядок осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области.
Судом установлено, что СНТ «Ветеран» создано до 01.07.2002 года, зарегистрировано в качестве юридического лица ***, расположено по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ ( л.д. 15-19).
Проект организации и застройки СНТ «Ветеран» согласован с администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, что подтверждается копией Генерального плана ( л.д. 34-36).
24 апреля 2018 г. заключено соглашение с АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о наделении статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области. (л.д. 54-67).
В соответствии с дополнительным соглашением № 2 между Ленинградкой областью и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от 5 марта 2019 г. региональный оператор – АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» – приступил к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Приозерского района Ленинградской области с 1 апреля 2019 г.(л.д. 70)
Предложение АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликовано в установленном порядке, размещено на Интернет-странице регионального оператора.
По информации, предоставленной АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», СНТ «Ветеран», осуществляющее деятельность на территории Приозерского района Ленинградской области, заявок на заключение договора не направляло, денежные средства на расчетный счет АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» не поступали.
На основании указанного, суд приходит к выводу, что ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств согласования с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства и заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что невыполнение ответчиком вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов как жителей района, так и граждан посещающих район на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В силу положений статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом заявленных требований истца, необходимого времени для исполнения решения суда, суд полагает допустимым установить срок ответчику для согласования с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создания мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ и заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56,194-199,233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Приозерского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Ветеран» об обязании согласовать с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - удовлетворить.
Обязать СНТ «Ветеран» согласовать с администрацией муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области создание мест (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать СНТ «Ветеран» оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории товарищества в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать СНТ «Ветеран» заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить СНТ «Ветеран», что оно вправе подать в Приозерский городской суд Ленинградской области заявление об отмене данного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения с соблюдением требований ст. 238 ГПК РФ.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2021 г.