Дело № 5-3412/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Город Волжский Волгоградской области 24 августа 2015 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Бахтеева Н.М. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Молостова ФИО1.
У С Т А Н О В И Л:
По определению начальника отдела полиции №... Управления МВД России по городу <адрес> о передаче материалов дела по подведомственности в суд поступил протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Молостова В.В.
В протоколе об административном правонарушении серии В протоколе об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от "."..г. года, составленном в отношении ФИО1, указано, что "."..г. в <адрес> мин. возле <адрес> Молостов В.В. из хулиганских побуждений нарушал общественный порядок, выражал явное неуважение к обществу, сопровождающееся грубой нецензурной бранью в общественном месте, на замечания граждан не реагировал.
"."..г., указанный протокол и приложенные к нему материалы поступили в суд и были возвращены в отдел полиции для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, определение судьи от "."..г. не было исполнено, несмотря на то, что в них было указано на наличие существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: копия документа, удостоверяющего личность Молостова В.В., к материалам дела не приложена, что не позволяет проверить правильность установления личности лица, привлекаемого к административной ответственности; к Молостову В.В. - лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административное задержание, что подтверждается протоколом АА №... от "."..г. об административном задержании, согласно которому указанное лицо доставлено в ОП-2 Управления МВД России по городу Волжскому "."..г. в 12 часов 00 минут, дата, время и основания прекращения задержания отсутствуют, данные о том, что должностное лицо органа внутренних дел не имело возможности рассмотреть дело в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, свидетельствующих о необходимости назначения наказания, которое отнесено к исключительной компетенции судьи, в определении не отражено, соответствующие доказательства в деле отсутствуют; ФИО1 в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении доставлен не был.
В силу требований п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; по ним в случае необходимости выносится определение.
По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, предусматривающей обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, предметом судебного исследования является, в частности вопрос о виновности лица в совершении противоправного действия, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 20.1 КоАП РФ рассматриваются органами внутренних дел.
Судьи рассматривают отнесенные к компетенции должностных лиц дела, указанные в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрении в связи с тем, что должностное лицо с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
При направлении в суд повторно материала по делу об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не обеспечена явка лица, привлекаемого к административной ответственности, несмотря на то, что на это было указано в определении судьи от 23 июня 2015года, в то время как часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания за мелкое хулиганство в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста; в силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 40).
При изложенных обстоятельствах стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Таким образом, необеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении, поскольку отсутствие такого лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией статьи Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, что согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от "."..г. № 7-АД13-8.
При изложенных обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол, поскольку допущены существенные нарушения, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, а также в связи с установлением иных обстоятельств, влекущих невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении Молостова ФИО1 возвратить в ОП №... Управления МВД России по городу <адрес> для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1 КоАП РФ, в течение 10 суток.
Судья: