Дело (УИД) ...RS0...-24
Производство ...
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
9 декабря 2021 г. судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Захаревская М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ПАО «Тольяттиазот»,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка по обращению конкурсного управляющего ООО «Томет» по вопросу несоблюдения ПАО «Тольяттиазот» требований федерального законодательства о противодействии терроризму.
По результатам проверки установлено, что обществом не обеспечена надлежащая антитеррористическая защищенность ПАО «Тольяттиазот».
29.10.2021 г. прокурором Комсомольского района г. Тольятти вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Ишелева В.Е. в судебном заседании поддержала изложенную в постановлении правовую позицию и просила назначить организации административное наказание в виде административного штрафа.
Представитель ПАО «Тольяттиазот» Бышов М.В. поддержал письменный ответ от 04.10.2021 г. на представление прокурора об устранении требований федерального законодательства о противодействии терроризму. В рамках проработки вопроса по охране опасных производственных объектов ПАО «Тольяттиазот» 19.03.2021 г. в адрес МОВО по г. Тольятти - Филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области было направлено письмо с запросом выставления круглосуточных постов охраны на объекте. МОВО по г. Тольятти - Филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области было сообщено об отсутствии возможности в организации физической охраны ПАО «Тольяттиазот» путем выставления круглосуточных постов в виду недостаточной штатной численности МОВО по г. Тольятти. В соответствии с рекомендацией, данной МОВО по г. Тольятти - Филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Самарской области, ПАО «Тольяттиазот» обратилось в ФГУП «Охрана» Росгвардии. 15.09.2021 г. между ПАО «Тольяттиазот» и ФГУП «Охрана» заключен договор ...Т на оказание охранных услуг, в соответствии с которым на предприятии осуществляется круглосуточная охрана объектов, согласно утвержденной матрицы расстановки постов. Считает, что осуществляемые ПАО «Тольяттиазот» мероприятия по организации охраны предприятия свидетельствуют о добросовестном, своевременном соблюдении и исполнении установленных законодательством норм, правил, требований в области антитеррористической защищенности объектов (территории) промышленности. Полагает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу положений п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре РФ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проведена проверка по обращению конкурсного управляющего ООО «Томет» по вопросу несоблюдения ПАО «Тольяттиазот» требований федерального законодательства о противодействии терроризму.
По результатам проверки установлено, что обществом не обеспечена надлежащая антитеррористическая защищенность ПАО «Тольяттиазот».
Принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма закреплены в Федеральном законе от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Статьей 5 Закона определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В развитие данных норм постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности и формы паспорта безопасности объектов (территорий) промышленности (далее – Требования).
Приказом Минпромторга № 1540 от 28.04.2021 г. ПАО «Тольяттиазот» включено в Перечень объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите.
Также организация включена в Перечень объектов (территорий) промышленности, подлежащих категорированию по степени потенциальной опасности, находящихся в ведении или относящихся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
По итогам категорирования ПАО «Тольяттиазот» присвоена высокая категория потенциальной опасности, объект подлежит охране войсками Росгвардии или организациями, находящимися в ее ведении. Однако в настоящее время охрана объекта осуществляется ООО ЧОО «Алмаз», то есть силами частной охранной организации.
При этом, частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов и регламентируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и кранной деятельности в Российской Федерации».
Статьей 11 указанного закона предусмотрено, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
С целью конкретизации данных норм законодательства 14.08.1992 г. Правительством Российской Федерации утверждено постановление № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
Приложением № 1 к указанному постановлению утвержден Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Согласно п. 13 Приложения, одним из видов объектов на которые частная охранная деятельность не распространяется, являются объекты по производству, хранению и переработке, уничтожению и утилизации химически опасных веществ и препаратов, и их смесей.
Таким образом, осуществление охраны ПАО «Тольяттиазот» как комплексного объекта высокой степени потенциальной опасности силами частной охранной организации не допускается и противоречит требованиям федерального законодательства.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти проверкой установлено, что в нарушение установленных требований антитеррористического законодательства, на основании Договора № 21-08289Т от 20.07.2021 г. охрану имущества ПАО «Тольяттиазот» на 85 постах осуществляет ООО ЧОО «Алмаз», в том числе на 25 постах, расположенных непосредственно на объекте – предприятии химической промышленности.
23.08.2021 г. по результатам проверки соблюдения ПАО «Тольяттиазот» требований федерального законодательства о противодействии терроризму, проведенной прокуратурой ...., генеральному директору АО Корпорация «Тольяттиазот» внесено представление об устранении допущенных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
В указанном представлении изложено требование о его рассмотрении, принятии безотлагательных мер к устранению выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, причин и условий им способствующих (пункт 1); решении вопроса о привлечении должностных лиц, по вине которых допущены нарушения, к дисциплинарной ответственности (пункт 2); направлении в прокуратуру Комсомольского района г. Тольятти письменного уведомления о принятых мерах в установленный законом месячный срок с приложением актов реагирования (пункт 3).
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше норм, ПАО «Тольяттиазот» 15.09.2021 г. заключен договор ...Т с ФГУП «Охрана» Росгвардии, в соответствии с которым ... под охрану ФГУП «Охрана» Росгвардии передано 6 постов:
– пост ... – цех ..., КПП, осуществление пропускного режима, контроль входа/выхода, въезда/выезда. Оснащение; палка резиновая, наручники.
– пост ... – цех ..., КПП, осуществление пропускного режима, контроль входа/выхода, въезда/выезда. Оснащение: палка резиновая, наручники.
– пост ... – цех ..., ж/д КПП, осуществление пропускного режима, контроль входа/выхода, въезда/выезда. Оснащение: палка резиновая, наручники.
– пост ... – склад метанола, КПП, осуществление пропускного режима, контроль входа/выхода, въезда/выезда. Оснащение: палка резиновая, наручники.
– пост ... – цех ..., постовая вышка, охрана прилегающей территории с ООО «ТОМЕТ». Оснащение: палка резиновая, наручники.
– пост ... – цех ...А, постовая будка, охрана прилегающей территории с ООО «ТОМЕТ» КПП, Вооружение: пистолет ПМ 9мм, патроны ППО 9 мм – 8 шт. Оснащение: палка резиновая, наручники.
В остальной части производственной площадки ПАО «Тольяттиазот» охрана продолжает осуществляться частной охранной организацией ООО ЧОО «Алмаз», что является нарушением антитеррористического законодательства.
Поскольку согласно требованиям закона, категория степени потенциальной опасности присвоена в целом объекту ПАО «Тольяттиазот», то и охрана силами Росгвардии должна осуществляется на всех постах указанного объекта.
Учитывая изложенное, требования прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, изложенные в представлении от 23.08.2021 г., в полном объеме не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 29.10.2021 г. прокурором Комсомольского района г. Тольятти в отношении ПАО «Тольяттиазот» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: обращением конкурсного управляющего ООО «Томет» по вопросу несоблюдения ПАО «Тольяттиазот» требований федерального законодательства о противодействии терроризму (л.д. 7-8); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении л.д. 2-6); письменными объяснениями генерального директора АО Корпорация «Тольяттиазот» (л.д. 13-14); представлением прокурора (л.д. 10-12); ответом генерального директора АО Корпорация «Тольяттиазот» на представление (л.д. 13-14); договором ...Т с ФГУП «Охрана» Росгвардии (л.д. 38-42).
Указанные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности не усматривается.
На основании изложенного, суд считает виновность ПАО «Тольяттиазот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, доказанной.
Согласно ч. 1 ст. 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Назначая ПАО «Тольяттиазот» административное наказание суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих вину обстоятельств судом учитывается признание вины и принятие обществом мер к устранению выявленных нарушений.
Проанализировав выявленные в ходе проверки нарушения требований федерального законодательства о противодействии терроризму, с учетом существенного уменьшения объема нарушений и принятых ПАО «Тольяттиазот» мер к устранению выявленных нарушений, полагаю необходимым назначить ПАО «Тольяттиазот» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, вопреки доводам представителя ПАО «Тольяттиазот», не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению указанного законодательства не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5. Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, ч. 1 ст. 9.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ПАО «Тольяттиазот» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья подписьМ.Г. Захаревская