Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-223/2021 ~ М-238/2021 от 24.03.2021

    Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                                 11.05.2021 г.

Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, ФИО1, ФИО2 к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, о взыскании расходов на оплату услуг представителя,

                      У С Т А Н О В И Л:

ФИО3, ФИО1, ФИО2 обратились в суд с настоящими исковыми заявлениями.

Истцы ФИО3, ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО6 в судебное заседание не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Представитель ответчика Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания, должным образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Согласно письменным возражениям начальника Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания ФИО7 истцы на учете, как лица, которым должны предоставляться социальные гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, состоят, однако, в настоящее время действие закона приостановлено, порядок осуществления выплат не установлен, что может повлечь некорректные выплаты за счет средств республиканского бюджета.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства финансов РСО-Алания, должным образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3, ФИО1, ФИО2 являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности.

Так, ФИО3, проживающая в <адрес> и ФИО2, проживающая в <адрес>, работает воспитателем в МКДОУ детский сад «Улыбка» с ДД.ММ.ГГГГ и заведующей МКДОУ детский сад «Улыбка» с ДД.ММ.ГГГГ соответственно, ФИО1, проживающая в <адрес>, работала в МКУ ДО «Дом детского творчества» <адрес> РСО-Алания педагогами дополнительного образования с 2016 по 2019 г., а с ДД.ММ.ГГГГ переведены в МКУ ДО «Центр дополнительного образования» <адрес> РСО-Алания, где работала до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ работает воспитателем в МКДОУ детский сад «Улыбка».

Согласно информационным листкам и лицевым картам потребителей, на лицевые счета потребителей газа и электроэнергии поступала оплата за газ и электроэнергию.

Согласно п. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предоставление льгот федеральное законодательство предусматривает независимо от занимаемой площади помещения или иных обстоятельств (например, нормативов потребления или количества членов семьи, проживающих совместно с педагогическим работником).

В соответствии со ст.72 Конституции РФ, общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, Конституция наделила органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Данное право не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение п.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», с ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания должно производиться в денежной форме.

Министерству финансов РСО-Алания, согласно п.3 Постановления, следует обеспечить своевременное финансирование расходов по предоставлению социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, согласно п. 5.3. Постановления Министерство труда и социального развития РСО-Алания обязано ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, на основании бюджетных заявок управлений социальной защиты населения представлять в Министерство финансов РСО-Алания сводную заявку. На основании указанной заявки Министерство финансов РСО-Алания обязано обеспечить финансирование на выплату социальных гарантий.

Решения о предоставлении социальных гарантий, согласно Положению «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития РСО-Алания - управлениями социальной защиты населения, социальные гарантии отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются в денежной форме по месту постоянного жительства или по месту регистрации.

Согласно ч.1 ст.1, ст.3 Закона РСО-Алания -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности РСО-Алания, предоставляется право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; предусмотрено возмещение указанных расходов в виде ежемесячной денежной компенсации 100% расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением.

Постановлением Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Правительства РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания».

Министерству финансов РСО-Алания, Министерству труда и социального развития РСО-Алания предписано в установленном порядке внести необходимые изменения в Закон РСО-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Данные положения были внесены и в Закон РСО-Алания "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Действие пункта 2.1.9. Положения «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», утвержденного постановлением РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания", распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Законом РСО – Алания «О республиканском бюджете РСО - Алания на 2016 год» действие Закона РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» приостановлено.

Законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, определяя условия его возникновения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем, при внесении подобных изменений должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции РФ, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в них и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Лица, имеющие право на оплату жилья и коммунальных услуг в рамках Федерального закона "Об образовании в РФ", исходили из закрепленных в действовавших нормативных правовых актах условий предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг, рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично - правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение социальной гарантии на оплату жилья и коммунальных услуг за счет средств республиканского бюджета.

Исходя из смысла норм, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2004 г.», поскольку, с одной стороны, бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а с другой – субъект Российской Федерации как составляющая правового и социального государства, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, законодатель вправе приостановить на соответствующий бюджетный год выплату оплаты жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, только предусмотрев надлежащий механизм соответствующего возмещения, иное приводит к ограничению прав, закрепленных в Конституции РФ.

В результате приостановления действия Закона РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», в отсутствие какого-либо компенсаторного механизма, закрепленное данной нормой право граждан на получение социальной гарантии на оплату жилья и коммунальных услуг, фактически оказалось блокированным на протяжении ряда лет.

Тем самым, законодатель изменил условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства и совершивших юридически значимые действия.

Такого рода изменение означает, что государство в нарушение Конституции РФ в одностороннем порядке отказалось от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и правоприменительных актов, которыми решался вопрос о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности.

Согласно Федеральному закону « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц.

Согласно расчету, представленному истцами, размер задолженности по оплате коммунальных услуг за 2016-2019 г.г. составил у ФИО3 – 138 459 руб., ФИО1 – 53 879 руб., ФИО2 – 103 097 рублей.

В свою очередь, ответчик представил расчет задолженности по оплате коммунальных услуг за 2016-2019 г.г., согласно которому размер задолженности по оплате коммунальных услуг за 2016-2019 г. г. составил: ФИО3 - 145 198,80 руб., ФИО1 – 74 798,05 руб., ФИО2 – 93 642,67 руб., что послужило основанием для изменения ФИО3 и ФИО1 своих исковых требований.

Более достоверными суд признает дополнительные расчеты, представленные ответчиком, так как они произведены с использованием компьютерной системы ППП «АСПН».

Таким образом, суд находит исковые требования ФИО3 и ФИО1 подлежащими полному удовлетворению, ФИО8–частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно квитанциям, истцы оплатили услуги представителя в размере 3000 рублей каждый.

Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные стороной, в пользу которой принято судебное решение, с противной стороны в разумных пределах является одним из правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителей, соблюдения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.

Размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.

Суд признает расходы истцов на оплату услуг представителя, отвечающими требованиям разумности в силу конкретных обстоятельств дела, и считает возможным взыскать в возмещение этих расходов по 3 000 рублей каждому.

Руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в РФ», Законом РСО-Алания «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности», Постановлением Правительства РСО-Алания «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания», ст. ст. 100, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3, ФИО1 к Территориальному органу Министерства труда и социального к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, расходов на оплату услуг представителя удовлетворить полностью, исковые требования ФИО2 к Территориальному органу Министерства труда и социального к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, расходов на оплату услуг представителя, удовлетворить частично.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания за счет средств республиканского бюджета денежную компенсацию на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг – отопления и освещения в пользу ФИО3 в размере 145 198 (сто сорок пять тысяч сто девяносто восемь) рублей 80 коп., ФИО1 в размере 74 798 (семьдесят четыре тысячи семьсот девяносто восемь) рублей 05 коп., ФИО2 в размере 93 642 (девяносто три тысячи шестьсот сорок два) рубля 67 коп.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управление социальной защиты населения по <адрес> РСО-Алания расходы на оплату услуг представителя в пользу ФИО3 в размере 3000 (три тысячи) руб., ФИО1 в размере 3000 (три тысячи) руб., ФИО2 в размере 3000 (три тысячи) руб.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

    Председательствующий                  Темирова О.С.

2-223/2021 ~ М-238/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Васильева Людмила Евгеньевна
Ответчики
Территориальный орган Министерства труда и социального развития РСО-Алани - Управление социальной защиты населения по Ирафскому району
Другие
Министерство финансов РСО-Алания
Судья
Темирова Оксана Станиславовна
Дело на странице суда
irafsky--wlk.sudrf.ru
24.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
12.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее