Дело № 2-742/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2013 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Порфирьевой А.В. при секретаре Минатуллиной Г.Х., с участием прокурора Афанасьевой Е.Г., представителя ответчика Ивановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 113» города Чебоксары о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций, произвести ремонт двух теневых навесов, восстановить кирпичную кладку стен, заменить напольные покрытия,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 113» города Чебоксары о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций, произвести ремонт двух теневых навесов, восстановить кирпичную кладку стен, заменить напольные покрытия.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части соблюдения требований к оборудованию и содержанию территорий муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 113», расположенного по адресу: адрес в названном дошкольном образовательном учреждении были выявлены нарушения требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91, в частности, в нарушение п.3.9, в учреждении не отремонтированы два теневых навеса, полы и стены в аварийном состоянии, доски пола местами сломаны, кирпичные стены теневых навесов с трещинами. Указывает, что вышеуказанные обстоятельства, выявленные в ходе проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, создают опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью детей, посещающих данный детский сад.
Со ссылкой на указанные обстоятельства, ст.51 Закона РФ «Об образовании», Устав МБДОУ «Детский сад № 113», согласно которому имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а собственником имущества является муниципальное образование - город Чебоксары, просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьева Е.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Просит предоставить срок для устранения нарушений до 01.07.2013г.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 113» г.Чебоксары - заведующая Иванова О.В., не отрицая наличие указанных нарушений, указала, что на 2013 год запланирована работа по их устранению.
Третье лицо Управление образования администрации г.Чебоксары в судебное заседание своего представителя не направило, будучи надлежащим образом извещенное о его времени и месте.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено судом, письмом от 03.09.2012г. Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии сообщило в прокуратуру Ленинского района г.Чебоксары о результатах проверки групповых (игровых) площадок дошкольных образовательных учреждений Ленинского района г.Чебоксары. Согласно данному письму в ходе проверки МБДОУ «Детский сад № 113» было выявлено следующее нарушение: на двух групповых площадках теневые навесы не отремонтированы, полы и стены в аварийном состоянии, доски пола местами сломаны, кирпичные стены теневых навесов с трещинами.
Указанное нарушение, по мнению прокурора, свидетельствует об отсутствии условий безопасности пребывания детей в дошкольном учреждении и влечет обязанность ответчика устранить нарушение.
Проверяя доводы сторон, суд учитывает, что согласно ст.51 Закона РФ от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" (ред. от 12.11.2012) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011) при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст. 28 данного Федерального закона в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары в МБДОУ «Детский сад № 113» выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно установлено, что на двух групповых площадках теневые навесы не отремонтированы, полы и стены в аварийном состоянии, доски пола местами сломаны, кирпичные стены теневых навесов с трещинами (п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10).
Наличие указанных нарушений представитель ответчика не оспаривает.
Согласно уставу, учредителем МБДОУ «Детский сад № 113» города Чебоксары учрежден муниципальным образованием город Чебоксары - столица Чувашской Республики; функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом; функции и полномочия учредителя по иным вопросам осуществляет Управление образования администрации города Чебоксары.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование г.Чебоксары.
В соответствии с п.п. 1,3, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №1-Ф3к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
При таких обстоятельствах, с учетом указанных выше норм действующего законодательства, требование заместителя прокурора о возложении обязанности по устранению нарушения на МБДОУ «Детский сад № 113» г.Чебоксары, как учреждение непосредственно осуществляющее образовательную деятельность, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд также принимает во внимание, что, как указано выше, согласно п.1.6 Устава МБДОУ «Детский сад № 113» г.Чебоксары учредителем данного учреждения является муниципальное образование - город Чебоксары - столица Чувашской Республики. Также в соответствии с п.1.6.2 Устава функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, а в соответствии с п.1.6.3 Устава функции и полномочия учредителя по иным вопросам осуществляет Управление образования администрации г.Чебоксары.
Требование же прокурора не основано не выполнении функций управления и распоряжения имуществом.
Согласно абз.6 ч.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Также подтверждением этого вывода суда является то обстоятельство, что согласно п.6 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения, к числу которых относятся муниципальные дошкольные образовательные учреждения, не финансируются за счет средств соответствующего бюджета, им выделяется финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в виде субсидий из муниципального бюджета. Сама деятельность бюджетного учреждения исходя из положений указанной статьи закона осуществляется на условиях самоокупаемости.
Срок устранения нарушений, указанный прокурором, суд находит достаточным для исполнения. При этом суд также учитывает право ответчика на заявление мотивированной просьбы об отсрочке исполнения решения суда, предусмотренного ст.203 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета г. Чебоксары подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 113» г.Чебоксары обязанность до 1 июля 2013 года устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства к оборудованию и содержанию территорий дошкольных организаций, а именно: произвести ремонт двух теневых навесов, восстановить кирпичную кладку стен, заменить напольные покрытия в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 113» г.Чебоксары госпошлину в доход бюджета г.Чебоксары 200 рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2013г.
Судья Порфирьева А.В.