Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-694/2023 ~ М-609/2023 от 02.10.2023

Дело № 2-694/2023

УИД 16RS0009-01-2023-000757-70

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2023 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан

под председательством судьи Саитова М.И.

при секретаре Сафиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к индивидуальному предпринимателю Мирасовой С.В. о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (далее Управление Роспотребнадзора по <адрес>) в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мирасовой С.В. о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров, в обоснование иска указав, что в отношении ИП Мирасовой С.В. на основании статьи 74 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила). При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований установлены факты повторной продажи у одного продавца по адресу: <адрес>, с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 31 минуту ИП Мирасова С.В. вывела из оборота товар (вода туалетная <данные изъяты> – 100 ml for men) с кодом идентификации , порядковый номер фискального документа. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 37 минут и ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут ИП Мирасова С.В. допустила повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации путем розничной продажи, адрес расчета: <адрес>, порядковый номер фискального документа 751 и 793 соответственно. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ /н. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ИП Мирасовой С.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. На основании изложенного, истец просит признать действия ИП Мирасовой С.В., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров, маркированных средствами идентификации в отношении неопределенного круга лиц, возложить на ИП Мирасову С.В. обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать ввод в оборот парфюмерную продукцию (духов, туалетной воды) с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации).

Представитель истца Управление Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ИП Мирасова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в порядке заочного судопроизводства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).

Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно пунктам 5, 16 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года №515 (далее Правила маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

По пункту 26 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Исходя из пункта 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации вывод товара из оборота - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Согласно пункту 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

В силу положений пункта 23 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 года N 1957 (далее - Правила) для регистрации парфюмерной продукции в информационной системе мониторинга участник оборота парфюмерной продукции вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения:

а) идентификационный номер налогоплательщика;

б) код товара (при наличии);

в) наименование парфюмерной продукции;

г) 4-значный код ТН ВЭД ЕАЭС (начиная с.. . - 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС);

д) товарный знак (при наличии);

е) страна производства парфюмерной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира;

ж) тип парфюмерной продукции;

з) заявленный объем парфюмерной продукции (л, мл);

и) тип упаковки (упаковок);

к) материал упаковки (упаковок);

л) номер технического регламента (стандарта);

м) фотоизображения парфюмерной продукции в разных ракурсах (вносятся по желанию).

При этом «код товара»- уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующим кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

В соответствии в пунктами 66, 66.1 Правил участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу парфюмерной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте парфюмерной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота парфюмерной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота парфюмерной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота парфюмерной продукции, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу маркированной парфюмерной продукции и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Кроме того, повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированными и не может находиться в обороте.

ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информация о возврате товара в информационную систему мониторинга.

Из материалов дела следует, что в отношении ИП Мирасовой С.В. на основании статьи 74 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года №515; пунктов 66, 66.1 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 года №1957.

При анализе информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, с использованием личного кабинета должностного лица по адресу https://gov.crpt.ru/ в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований установлены факты повторной продажи у одного продавца по адресу: <адрес>, с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 31 минуту ИП Мирасова С.В. вывела из оборота товар (вода туалетная <данные изъяты> – 100 ml for men) с кодом идентификации , порядковый номер фискального документа.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 37 минут и ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут ИП Мирасова С.В. допустила повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации путем розничной продажи.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ /н.

Вышеуказанные факты нарушают пункт 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ; пункты 66, 66.1 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ИП Мирасовой С.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения направлены по адресу регистрации ответчика. Согласно уведомлению о вручении почтовое отправление получено ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ИП Мирасова С.В. продолжает нарушать обязательные требования, предусмотренные пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года №515; пункты 66, 66.1 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 года №1957, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. Фактически, в действиях ИП Мирасовой С.В. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения.

Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров без их возврата в оборот, являются противоправными.

Поскольку действия ответчика по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, признаны противоправными, суд, разрешая вопрос о прекращении соответствующих действий, исходит из того, что отсутствие маркировки на каждом из товаров существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создает угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей в связи с чем, требования истца по выводу из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки, обязав прекратить противоправные действия, также подлежат удовлетворению, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что до настоящего времени ею пресечены и прекращены нарушения прав неопределенного круга лиц потребителей при продаже товаров без маркировки средствами идентификации.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 233 - 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

заочно решил:

исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к индивидуальному предпринимателю Мирасовой С.В. о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров, удовлетворить.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Мирасовой С.В. (ИНН ), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров, маркированных средствами идентификации в отношении неопределенного круга лиц.

Возложить на индивидуального предпринимателя Мирасову С.В. (ИНН ) обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать ввод в оборот парфюмерную продукцию (духов, туалетной воды) с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации).

Взыскать с индивидуального предпринимателя Мирасовой С.В. (ИНН ) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: М.И. Саитов.

2-694/2023 ~ М-609/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
Ответчики
ИП Мирасова Светлана Васильевна
Суд
Бавлинский городской суд Республики Татарстан
Судья
Саитов Марат Ибрагимович
Дело на странице суда
bavlinsky--tat.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.10.2023Передача материалов судье
02.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2023Подготовка дела (собеседование)
26.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
06.12.2023Дело оформлено
16.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее