Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4324/2023 ~ М-1617/2023 от 21.03.2023

Дело № 2-4324/2023

УИД 59RS0007-01-2023-001964-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 года                                                                         г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,

с участием представителя ответчика Семичевой В.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 ФИО5 к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным и возложении обязанности.

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратилась в суд с иском, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, однако ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что у истца не хватает страхового стажа и ИПК. Ответчиком не учтено, что до переезда в Российскую Федерацию истец являлась получателем пенсии по старости в <адрес>, где выплата пенсии ей после переезда была прекращена, следовательно, ответчик должен был назначить ей пенсию на тех же условиях, что она была назначена в Казахстане. На основании изложенного, просит признать незаконным решение Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика назначить пенсию.

Истец, его представитель в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, ранее участвовали в судебном заседании, на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании высказалась против удовлетворения исковых требований, просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992).

С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, участником которого является также Республика Казахстан, в соответствии с которым назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

В соответствии со статьей 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

Согласно статье 12 Соглашения назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

- за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 определяется утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 года № 122.

Названным порядком предусмотрено, что указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

В силу положений частей 1 - 3 статьи 35 названного Федерального закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

С учетом приведенных норм права, исходя из заявленных истцом требований и возражений ответчика, юридически значимыми обстоятельствами являются:

- возраст, по достижении которого у истца возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года;

- необходимые условия для назначения истцу страховой пенсии по старости (продолжительность страхового стажа, величина индивидуального пенсионного коэффициента);

- соблюдены ли истцом необходимые условия для назначения страховой пенсии по старости, имеется ли у нее страховой стаж необходимой продолжительности и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ по состоянию на 31 декабря 2018 года;

- подтвержден ли истцом факт работы в порядке, предусмотренном Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения (статья 7).

В соответствии с Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 06.07.1992 «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств», вступившим в силу для Российской Федерации с 23.10.1992, Экономический суд осуществляет толкование положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.

В решении № 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26 марта 2008 г. о толковании применения положений статьи 7 Соглашения указано, что в качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в статье 7 Соглашения закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.

Экономический Суд СНГ отметил, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств - участников Соглашения имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства - участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются.

Анализируя содержание части 1 статьи 7 Соглашения Экономический Суд СНГ пришел к выводу о том, что: статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства; условия назначения пенсии не пересматриваются; выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства.

Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении № 01-1/1-09 от 28.09.2009, сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства или продолжение выплаты пенсии государством, ее назначившим, норма статьи 7 Соглашения связывает с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.

Анализ пенсионного законодательства государств - участников Соглашения от 13.03.1992 свидетельствует о том, что право на пенсию определенного вида имеют граждане при наличии всех предусмотренных законом для данного вида пенсии условий, совокупность которых является правовым основанием назначения пенсии.

С учетом изложенного Экономический Суд Содружества Независимых Государств, осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина «пенсия того же вида», полагает, что пенсия может быть отнесена к «пенсии того же вида», если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.

При этом Экономический Суд Содружества Независимых Государств отметил, что, несмотря на имеющуюся схожесть в названии пенсии, основания (условия) ее назначения по законодательству государств-участников могут быть различны.

Учитывая изложенное, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к выводу, что право гражданина на выплату пенсии, которую он получал в одном государстве - участнике Соглашения, сохраняется при его переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник только в том случае, когда законодательство государства нового места жительства предусматривает такие же основания (условия) назначения данной пенсии.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Из приведенных нормативных положений и судебных актов по их толкованию следует, что при применении статьи 7 Соглашения суду необходимо установить получал ли истец на территории Республики Казахстан пенсию того же вида по сравнению с той, на которую претендует в Российской Федерации, применительно не только к наименованию пенсии, но и к условиям для ее назначения, установленные законодательством государства, производящего выплату пенсии. При отсутствии полного совпадения условий назначения пенсии оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданка <адрес>, обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Закона № 400-ФЗ (л.д. 130-137), представив вид на жительство (л.д. 16,138), свидетельство о рождении ФИО1 и свидетельство о браке с ФИО8 с присвоением жене фамилии ФИО11 (л.д. 17, 94), указав, что подлинника трудовой книжки на руках не имеет, утрачен ею.

Ответчиком ранее (ДД.ММ.ГГГГ) был сделан запрос об истребовании пенсионного дела истца и сведений о прекращении выплаты в уполномоченный орган <адрес>,

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был направлен формуляр-запрос, на который поступил ответ о непредставлении сведений в силу того, что ФИО9 не является трудящейся.

В распоряжении ответчика на момент рассмотрения заявления истца имелось пенсионное дело истца (л.д. 69-120), направленное из <адрес> с указанием, что в связи с выездом пенсионера в Российскую Федерацию выплата пенсии в <адрес> прекращена (л.д. 18-19).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у истца необходимого стажа и ИПК (л.д. 13). В решении указано, что имеющиеся в распоряжении ответчика архивные справки не имеют указания на имя, отчество и дату рождения истца, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Также истцу было отказано в назначении социальной пенсии по старости, так как не истец не проживает на территории Российской Федерации необходимое по продолжительности время (л.д. 144).

Так как такого полного совпадения условий назначения пенсии, назначенной в <адрес>, и страховой пенсии по старости согласно законодательству Российской Федерации судом не установлено, оценку пенсионных прав истца следует производить на основании законодательства Российской Федерации.

При определении права на страховую пенсию по старости в 2021 году для застрахованных лиц, достигших возраста 61.5 и 56,5 лет (соответственно, мужчины и женщины) требуемая продолжительность страхового стажа составляет 12 лет, величина ИПК – 21 независимо от года назначения пенсии.

Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила ), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Согласно пункту 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

Согласно статье 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствие с частью 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как установлено судом и не отрицается сторонами, подлинник трудовой книжки истцом утрачен, имеется только копия, не заверенная надлежащим образом( л.д. 32-34), в связи с чем, сведений из такой копии не могут быть приняты судом во внимание.

Истец на момент подачи заявления возраста 56,5 лет достигла, равно как и возраста 60 лет.

Весь стаж работы истца приобретен до вступления в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, следовательно, пенсия ей должна быть назначена и выплачиваться в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.

На формуляр-запрос ответчика (л.д. 141-142) АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан ответил отказом в предоставлении сведений (л.д. 143).

В связи с этим, сведения о трудовой деятельности истца могут быть подтверждены только в соответствие положениям пункта 11 Правил , согласно которым при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При этом в расчет стажа могут быть приняты периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, так уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Казахстана в настоящем случае не подтверждена справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В материалах пенсионного дела, направленного по запросу ответчика из <адрес>, имеется ряд архивных справок, подтверждающих периоды работы истца в различных организациях на территории Казахской ССР (в составе ССР) и Республики Казахстан.

Так Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ Государственный архив <адрес> указал, что в документах архивного фонда Карагандинского завода отопительного оборудования имеются сведения о приеме ФИО1 <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, а также личная карточка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., со сведениями о приеме на работу с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> указан приказ; а также сведения об увольнении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82).

Архивной справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в документах <данные изъяты> имеются: приказ от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении <данные изъяты> ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ; приказ от ДД.ММ.ГГГГ о переводе ФИО1 <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ; приказ об увольнении с работы ФИО1 в связи с сокращением штатов с ДД.ММ.ГГГГ. Представлена справка о переименованиях (л.д. 83).

Также в пенсионном деле имеется справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , выданная ФИО2 ФИО5 в том, что она действительно работала в институте «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (пр. 88-7 от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 78-к от ДД.ММ.ГГГГ), в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (пр. 191-к от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (пр. 45-к от ДД.ММ.ГГГГ). Представлены сведения о переименованиях и реорганизациях (л.д. 84).

Суд считает возможным установить принадлежность данных архивных справок истцу, так как они находятся в пенсионном деле истца, сомнений не вызывают, согласуются между собой и с другими документами истца (свидетельством о рождении, свидетельством о браке), в них не указано, что в организациях, выдавших архивные справки, или организациях, в отношении которых выданы архивные справки, имелись другие работники с такими данными.

Также ответом на запрос ответчика Филиалом Некоммерческого акционерного общества «Правительство для граждан» по <адрес>» подтверждено включение следующих периодов работы истца в стаж истца для назначения пенсии (л.д. 125):

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> <данные изъяты>

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>

В связи с изложенным, суд считает подлежащим включению в страховой стаж истца указанных периодов общей продолжительностью <данные изъяты> и определение права на пенсию исходя из указанной продолжительности страхового стажа. То есть, стаж истца является достаточным для назначения пенсии (требуется <данные изъяты>).

По требованию суда ответчиком произведен расчет ИПК истца, рассчитанный исходя из указанных периодов работы (л.д. 161-162), ИПК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> что является достаточным для назначения пенсии.

Периоды работы истца после ДД.ММ.ГГГГ могут быть учтены для расчета размера пенсии при условии предоставления справки компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, условия для назначения страховой пенсии по старости по состоянию на дату подачи истцом заявления о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) имелись.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -I, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, при обращении граждан; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Так как ответчиком не было разъяснено истцу о необходимости представления дополнительных документов в подтверждение страхового стажа, не были разъяснены недостатки представленных документов, оценка имеющихся документов была произведена не полно, суд приходит к выводу о неисполнении ответчиком обязанности по разъяснению, какие документы он должен представить дополнительно, истцу не было предоставлено возможности предоставить недостающие документы.

При этом судом учитывается, что все представленные в суд дополнительные сведения, могли быть представлены истцом при разъяснении ответчиком истцу такой необходимости, в том числе и о необходимости разъяснения установления принадлежности архивных справок.

В связи с изложенным, суд усматривает основания для признания незаконным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности на ответчика назначить пенсию ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требования подлежат удовлетворению.

Истицей уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> рублей как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 8), исковые требования удовлетворены, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 ФИО5, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС , к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии ФИО2 ФИО5.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю назначить пенсию ФИО2 ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу ФИО2 ФИО5 понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 августа 2023 года.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

2-4324/2023 ~ М-1617/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Раскопина Вера Геннадьевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Семичева Людмила Фаимовна
Адвокат Кнауб Татьяна Павловна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2023Передача материалов судье
27.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.05.2023Предварительное судебное заседание
31.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.07.2023Предварительное судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее