66RS0051-01-2023-000430-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Серов 13 июня 2023г.
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Ведерниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-936/2023 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Ялчына Дениса Шевкетовича, 17.11.2007 года рождения к Администрации Серовского городского округа о компенсации морального вреда,
с участием старшего помощника Серовского городского прокурора - Поповой Н.В.,
несовершеннолетнего Ялчына Д.Ш., законного представителя истца - Калугиной О.В.
представителя ответчика Администрации Серовского городского округа и третьего лица отраслевого органа администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству» – Кригер Е.А., действующей на основании доверенностей от 01.02023г., сроком до 31.12.2023г., №31 от 21.12.20222г., сроком от 31.12.2023г.,
УСТАНОВИЛ:
Серовский городской прокурор обратился в Серовский районный суд <адрес> с исковым заявлением в интересах Ялчына Д.Ш. к Администрации Серовского городского округа о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что Серовской городской прокуратурой на основании обращения проведены надзорные мероприятия в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Серовского городского округа. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16.45 ч. у <адрес> в <адрес> на несовершеннолетнего Ялчына Дениса 2007 года рождения напала стая бездомных собак, одна из которых укусила его за левую ногу выше колена. В последствии несовершеннолетний был доставлен в травмпункт <адрес>, где ему оказана медицинская помощь и назначен курс антирабической терапии. Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории <адрес>, при осуществлении государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с животными без владельцев организуют проведение следующих мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев:
отлов животных без владельцев, их транспортировка, учет, пристройство, содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация, маркирование), возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
аренда, оборудование и содержание зданий, строений, сооружений для размещения приютов для животных в целях осуществления деятельности по содержанию животных без владельцев.
Переданное полномочие в Серовском городском округе реализуется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации Серовского городского округа от 30.03.2020 № 458 «Об утверждении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа». В соответствии с п. 4-6 Порядка главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа на осуществление государственного полномочия является отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству». Получателем средств бюджета Серовского городского округа на проведение мероприятий в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев является муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства». МКУ «УКС» заключает муниципальные контракты на проведение мероприятий в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев со специализированной организацией. МКУ «УКС» на выполнение мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа в 2022 году заключено несколько муниципальных контрактов с ООО «Стройтрест». ООО «Стройтрест» оказывает услуги по отлову животных без владельцев на территории Серовского городского округа в соответствии с техническим заданием к муниципальному контракту. В соответствии с п. 2.1. Технического задания отлов животных без владельцев осуществляется на основании заказ-наряда, выданного МКУ «УКС» в двухдневный срок со дня поступления обращения заявителя об отлове животных без владельцев. Заявку на отлов подают физические и юридические лица, в которой сообщают о нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток в МКУ «УКС». Просит взыскать с администрации Серовского городского округа в пользу несовершеннолетнего Ялчына Дениса Шевкетовича, 17.11.2007 года рождения компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей
Определением суда от 22.02.2023г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены МКУ «УКС», ООО «Стройтрест».
Определением суда от 28.03.2023г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству».
Старший помощник Серовского городского прокурора Попова Н.В. в судебном заседании предъявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в обоснование требований, поддержала. Факт и обстоятельства причинения физического и морального вреда ребенку подтвердила.
В судебном заседании истец несовершеннолетний Ялчын Д.Ш., пояснил, что 29.12.2022г в 16:40 шел на тренировку, около магазина «Апельсин» напала стая собак, одна собака укусила за ногу, порвала штаны. Далее он с мамой был доставлен в травмпункт, где ему осмотрели ногу и поставили вакцину.
В судебном заседании законный представитель истца Калугина О.В. пояснила, что 29.12.2022г в 16:40 сын шел на тренировку, около магазина «Апельсин» по <адрес> на него напала стая собак, одна собака укусила за ногу, порвала штаны. В последствии в этот же день, я была вынуждена доставить ребенка в травмпукт. В травмпункте сыну была оказана медицинская помощь и назначена вакцина против бешенства
Представитель ответчика администрации Серовского городского округа и третьего лица отраслевого органа администрации СГО «Комитет по ЭТСиЖКХ» Кригер Е.А. против исковых требований возражала. Суду пояснила, что во исполнение Закона Свердловской области от 03.12.2014 №110-ОЗ постановлением администрации Серовского городского округа от 30.03.2020 №458 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа. Согласно п. 5 Порядка главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа на осуществление государственного полномочия является отраслевой орган администрации Серовского городского округа «Комитет по ЭТС и ЖКХ». В силу пунктов 6,7 Порядка получателем средств бюджета Серовского городского округа на проведение мероприятий в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, является МКУ «УКС». Данное учреждение заключает муниципальные контракты на проведение мероприятий в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев со специализированной организацией в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, в пределах средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год в бюджете Серовского городского округа на соответствующие цели. В соответствии с п. 19 Порядка отлов и содержание животных без владельцев осуществляются исполнителем мероприятий в соответствии с муниципальным контрактом на основании заказ-наряда на выполнение работ по отлову животных без владельцев, выданного МКУ «УКС», на основании письменных и устных обращений физических и юридических лиц. 17.11.2022 между МКУ «УКС» и ООО «Стройтрест» был заключен муниципальный контракт №349, предметом которого является выполнение работ по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. В связи с указанным, считает, что надлежащим ответчиком в данном деле является ООО «Стройтрест», как лицо, ответственное за отлов животных без владельцев, поэтому, просит в иске к ООА СГО «Комитет по ЭТСиЖКХ» и администрации Серовского городского округа, отказать.
Представитель МКУ «УКС» в судебном заседании не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения. Отзыв по существу предъявленных требований в суд не представил.
Представитель ответчика ООО «Стройтрест» не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения. Отзыв по существу предъявленных требований в суд не представил.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, заслушав объяснения Серовского городского прокурора, истца, законного представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, оценив письменные доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению частично, пришел к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п.2 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага, в том числе жизнь и здоровье, защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного материального права и характера последствий нарушения.
В силу ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями ст.151, п.2 ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Калугина О.В. является матерью несовершеннолетнего Ялчына Дениса Шевкетовича, родившегося 17.11.2007г.
Как следует из справки ГАУЗ СО «Серовская городская больница» от 16.05.2023г., Карты обратившегося за антирабической помощью от 01.01.2023г., Ялчына Д.Ш. 17.11.2007 года рождения обратился в травмпункт ГАУЗ СО «Серовского городская больница» к врачу травматологу-ортопеду. Выставлен диагноз: н/3 левого бедра-оцарапывание размером 0,5х6,0 см. Собака неизвестна. Пациенту проведена первичная хирургическая обработка раны, назначен нурофен при боли, перевязки у детского хирурга в амбулаторных условиях, проведена антирабическая вакцинация.
Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, исходя из характера и степени физических и нравственных страданий несовершеннолетнего истца, конкретных обстоятельств, при которых были причинены повреждения, объем и характер причиненных истцу нравственных и физических страданий, а именно испуг, шоковое состояние, стресс при внезапном нападении на ребенка собаки, физическую боль от укуса, учитывая специфику и продолжительность лечения, в том числе от бешенства и болезненность проводимых медицинских процедур, период нахождения на лечении в праздник Новый год и новогодние каникулы, период последующего восстановления, индивидуальные особенности Ялчына Д.Ш., находящийся на день причинения вреда его здоровью в возрасте 15 лет, наличие у ребенка психологической травмы, боязнь собак, которая сохраняется по настоящее время, тяжесть полученных травм, повлекших вред его здоровью, отсутствие доказательств наличия грубой неосторожности в действиях несовершеннолетнего, с учетом требований разумности и справедливости, исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере 15 000 рублей, так как именно данная сумма компенсации будет соразмерной обстоятельствам дела и степени физических и нравственных страданий несовершеннолетнего истца, индивидуальных особенностей его личности.
Каких либо оснований для снижения компенсации морального вреда судом не установлено, так как вины, в том числе в форме умысла или грубой неосторожности, в поведении истца не установлено.
При этом, суд считает, что обязанность по компенсации морального вреда подлежит возмещению администрацией Серовского городского округа в связи со следующим.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 14.05.1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также ст.ст. 3, 4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п.9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года N 54, регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
Подп. 49 п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
В силу п.1 ст.1 Закона Свердловской области от 03.12.2014 N 110-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении государственного полномочия в сфере организации мероприятий по обращению с животными без владельцев организуют, в том числе, проведение таких мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев как отлов животных без владельцев, их транспортировка, учет, пристройство, содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация, маркирование), возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания.
Как указано в п. 1 ст. 2 Закона от 03.12.2014 N 110-ОЗ видами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органы местного самоуправления которых наделяются государственным полномочием в сфере организации мероприятий по обращению с животными без владельцев, являются: городские округа.
Согласно подп. 2 п.2 ст.3 Закона N 110-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по регулированию численности безнадзорных собак в пределах их компетенции обязаны организовывать проведение мероприятий, указанных в ст.1 настоящего Закона, в соответствии с установленным Правительством Свердловской области порядком организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.
Таким образом, муниципальные образования Свердловской области, в том числе Серовский городской округ, наделены государственным полномочием по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак.
Постановлением администрации Серовского городского округа от 30.03.2020 №458 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа (далее – Порядок).
В силу п. 4 Порядка государственное полномочие в сфере организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев в Серовском городском округе осуществляет администрация Серовского городского округа.
Главным распорядителем средств бюджета Серовского городского округа на осуществление государственного полномочия является отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по энергетике, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству" (п. 5 Порядка).
Получателем средств бюджета Серовского городского округа на проведение мероприятий в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев является муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" (п.6 Порядка).
МКУ "УКС" заключает муниципальные контракты на проведение мероприятий в сфере осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев со специализированной организацией в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пределах средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год в бюджете Серовского городского округа на соответствующие цели.
17.11.2022 между МКУ «УКС» (заказчик) и ООО «Стройтрест» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Серовского городского округа, указанные в техническом задании, а заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, определенных контрактом.
Объём работ определяется на основании заявок заказчика. Работы предоставляются по цене за единицу, указанную в контракте, до достижения максимального значения цены контракта, либо прекращения его срока исполнения.
Согласно п. 1.4 Технического задания (приложение № к муниципальному контракту) организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляется на основании заказ-наряда на проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев, выданного МКУ «УКС» по утвержденной форме на основании письменных и устных обращений физических и юридических лиц.
Из вышеуказанного следует, что полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак входят в компетенцию муниципального образования в лице администрации Серовского городского округа.
Между тем, данным ответчиком обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории муниципального образования, в должной мере не исполнялась, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации Серовского городского округа и нападением 29.12.2022 на несовершеннолетнего Ялчына Д.Ш. безнадзорной собаки.
Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации Серовского городского округа в причинении вреда истцу, ответчиком не представлено.
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему истцу, на МКУ "УКС" возложена быть не может, поскольку данное Учреждение выполняет функции лишь муниципального заказчика на выполнение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, но не наделено функцией осуществления государственных полномочий в соответствующей сфере.
ООО «Стройтрест», также не может быть надлежащим ответчиком по делу, поскольку является лишь исполнителем услуги и осуществляет свою функцию на основании заказ-наряда на проведение мероприятий по обращению с животными без владельцев, выданного МКУ «УКС» по утвержденной форме.
Доказательства того, что вследствие ненадлежащего исполнения ООО «Стройтрест» своих обязательств по муниципальному контракту был причинен ущерб здоровью несовершеннолетнему Ялчыну Д.Ш., в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, суд считает, что ответственность за вред, причиненный несовершеннолетнему истцу, должен нести ответчик – администрацию Серовского городского округа.
Расходы по оплате государственной пошлины, от которой истец при подаче иска был освобожден, на ответчика – администрацию Серовского городского округа возложены быть не могут в силу пп.19 п. 1 ст. 333.36 налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах Ялчына Дениса Шевкетовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации Серовского городского округа о компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Серовского городского округа (№) в пользу несовершеннолетнего Ялчына Дениса Шевкетовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований- отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 20.06.2023г.
Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова