Производство № 2-24/2023
УИД 44RS0026-01-2022-001441-87
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2023 г. г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Гаевого Д.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудряшовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области к ООО «Санаторий Костромской» об обязании прекратить деятельность по ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства и сооружению дорог на земельном участке, взыскании суммы вреда, причиненного окружающей среде,
у с т а н о в и л:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее департамент) обратился в суд с требованиями к ООО «Санаторий Костромской», просил обязать ООО «Санаторий Костромской» прекратить деятельность по ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства и сооружению дорог на земельном участке с кадастровым номером 44:27:080607:154; взыскать с ООО «Санаторий Костромской» в свою пользу 1 328 896 руб.- сумму вреда, причиненного окружающей среде. Требования мотивированы тем, что Департаментом 19.08.2022 проведено обследование особо охраняемой территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской». Установлено, что на территории земельного участка осуществляется деятельность, при которой допускаются нарушения природоохранного законодательства. На земельном участке имеются навалы мусора в виде отходов от строительных и ремонтных работ, от сноса и разборки зданий несортированного, лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий. По территории земельного участка перемещается строительная техника (гусеничный экскаватор), на территории ведутся работы по сооружению дороги с использованием мусора от сноса и разборки зданий, лома кирпичной кладки. Вышеуказанная деятельность, осуществляемая на земельном участке, нарушает требования ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подп. 2, 3, 6 п. 11 Положения об ООПТ. Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу положений ст. 80 ФЗ Об охране окружающей среды является основанием для ограничения, приостановления или прекращения в судебном порядке соответствующей деятельности. Также в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды окружающей среде причинен вред, размер которого составляет 1 328 896 руб. Земельный участок предоставлен в аренду (пользование) ООО «Санаторий Костромской» Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы на основании договора аренды от 3 ноября 2020 года № Д0876 с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий и сооружений санатория, срок 49 лет.
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, сформулировав их следующим образом: обязать ООО «Санаторий Костромской» прекратить деятельность по ремонту, реконструкции, сносу объектов капитального строительства и сооружению дорог на земельном участке с кадастровым номером №; взыскать с ООО «Санаторий Костромской» в пользу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области 1 335 234,43 руб. суммы вреда, причиненного окружающей среде.
К участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы.
В суде представитель истца Департамента по доверенности Пророкова Е.Н. уточненные исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Ответчик ООО «Санаторий Костромской», надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд представителя не направил и не просил о рассмотрении дела без его участия. При данных обстоятельствах, с согласия истца дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Третье лицо Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы в суд представителя не направило. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Костромская область, г.Кострома, санаторий «Костромской», с разрешенным использованием: для эксплуатации зданий и сооружений санатория, площадью 41261 кв.м., на основании договора аренды земельного участка № Д0876 от 03.11.2020 предоставлен в аренду ООО «Санаторий Костромской» Управлением имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы на срок 49 лет. Факт передачи подтверждается актом от 03.11.2020.
На территории земельного участка действует особый правовой режим, связанный с его нахождением в границах особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской», организованной постановлением администрации Костромской области от 23.02.2013 № 23-а, которым также утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» (далее - Положение об ООПТ). Этот особый правовой режим установлен в целях сохранения территории для использования ее в рекреационных целях и обеспечения экологически благоприятной городской среды (п. 1 Положения об ООПТ). Одной из задач организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» является восстановление и поддержание в оптимальном состоянии озелененной территории (п. 2 Положения об ООПТ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Часть 2 статьи 51 указанного закона устанавливают запрещение на сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона Об отходах производства и потребления запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно подпунктам 2,3,6 пункта 11 Положения об ООПТ на особо охраняемой природной территории туристско- рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» запрещаются следующие виды деятельности: проезд и стоянка автотранспорта в не отведенных для этих целей местах; захоронение промышленных и бытовых отходов, засорение и захламление территории; строительство объектов, не относящихся к функционированию туристско- рекреационной местности.
В силу положений ст.ст. 40,42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственниках земельных участков и лицах, не являющихся собственниками земельных участков, лежит обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п.1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п.2).
Департаментом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Костромской области 19.08.2022 проведено обследование особо охраняемой территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской».
В этот же период в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории г.Костромы в части контроля за зелеными насаждениями Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Костромы проведено контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в пределах указанного земельного участка с кадастровым номером 44:080607:154.
По результатам обследования установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером № осуществляется деятельность, при которой допускаются нарушения природоохранного законодательства. На земельном участке имеются навалы мусора в виде отходов от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 01 72 4), мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код ФККО 8 12 901 01 72 4), лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФККО 8 12 201 01 20 5). По территории земельного участка перемещается строительная техника (гусеничный экскаватор), на территории ведутся работы по сооружению дороги с использованием мусора от сноса и разборки зданий несортированного (код ФККО 8 12 901 01 72 4), лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий (код ФККО 8 12 201 01 20 5). Данные обстоятельства подтверждаются документами Департамента: Актом выполнения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом № 085 от 19.08.2022 и Протоколом осмотра от 18.08.2022 с приложенной к нему фототаблицей (т. 1 л.д. 22-40), а также документами Управления архитектуры и градостроительства администрации города Костромы: Актом по результатам проведения контрольного мероприятия № 1 от 17.08.2022, Протоколом осмотра от 17.08.2022 (т.1 л.д. 41-65).
Вышеуказанная деятельность, осуществляемая на земельном участке, нарушает требования ч. 2 ст. 51, ч. 5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подп. 2, 3, 6 п. 11 Положения об ООПТ. Невыполнение требований природоохранного законодательства в силу положений ст. 80 ФЗ Об охране окружающей среды является основанием для ограничения, приостановления или прекращения в судебном порядке соответствующей деятельности.
В результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды окружающей среде причинен вред.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона об охране окружающей среды, статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно уточненному расчету, предоставленному истцом, размер вреда, причиненного действиями ООО «Санаторий Костромской» составил 1 335 234,43 руб.
Доводы ответчика о том, что им проведены работы по вывозу и размещению отходов 4-5 классов опасности, восстановлению грунта, высадке травосмеси, не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска. С целью проверки этих доводов истцом было осуществлено контрольное (надзорное) мероприятие 16 ноября 2022 г., в виде выездного обследования, в ходе которого осуществлены контрольные действия: осмотр особо охраняемой природной территории регионального значения туристско- рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» и инструментальное обследование земельного участка (кадастровый номер №) в месте причинения ущерба объектам особой охраны. По результатам установлено, что информация об устранении последствий причинения ущерба объектам особой охраны на территории ООПТ регионального значения ТРМ «Парк санатория «Костромской» в результате строительства технологической дороги, не подтвердилась. В Акте Департамента № 132 от 16.11.2022 выполнения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом отражено, что организацией ООО «Санаторий Костромской» на территории земельного участка (кадастровый номер №) не устранен вред, причиненный беспозвоночным животным и их местообитаниям, вследствие уничтожения и запечатывания грунта. Комплекс работ по удалению строительного мусора с площади 719 кв.м. не проведен, или проведен частично (т. 2 л.д. 1-3). В Протоколе осмотра от 16.11.2022 специалистами Департамента зафиксированы выявленные нарушения: на земельном участке (кадастровый номер №) имеются навалы мусора в виде лома кирпичной кладки. Обнаружены следы устранения последствий причинения ущерба объектам особой охраны на территории ООПТ регионального значения ТРМ «Парк санатория «Костромской» в результате строительства технологической дороги. Площадь, где была проложена технологическая дорога, подсыпана грунтом, засеяна травянистой растительностью. В ходе проведения инструментального обследования (выемки грунта) выявлено, что высота подсыпанного грунта составляет от 0,05 м до 0,2 м. Под поверхностным слоем поверхностного грунта располагается технологическая дорога, для строительства которой были использованы отходы производства и потребления в виде мусора от сноса и разборки зданий несортированный, лома кирпичной кладки от сноса и разборки зданий, чем нарушены требования ч. 5 ст. 12 Федерального закона Об отходах производства и потребления в части запрета захоронения отходов в границах населенных пунктов, рекреационных зон, а также требования пп. 3 п. 11 Положения об ООПТ регионального значения ТРМ «Парк санатория «Костромской» в части запрета засорения и захламления территории.
Указанные обстоятельства и рассчитанный истцом размер причиненного окружающей среде ущерба подтверждаются материалами дела, не опровергнуты стороной ответчика, в связи с чем, суд считает уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ города Кострома подлежит взысканию госпошлина с учетом удовлетворения, как имущественного требования, так и требования неимущественного характера, в сумме 20876 рублей 17 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 233 - 237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 41261 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░0876 ░░ 03.11.2020.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, 1 335 234 ░░░░░ 43 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 20876 ░░░░░░ 17 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.03.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░