Судья: Акинцев В.А. дело № 33а-4439/2023
№ 2а-65/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.
судей Лёшиной Т.Е., Ромадановой И.А.
при помощнике судьи Пашкевич А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Давыдова С.В. на решение Красноярского районного суда Самарской области от 25 января 2023 года по административному делу № 2а-65/202 3 по административному исковому заявлению Давыдова С.В. к администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., пояснения представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Давыдов С.В. обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
В обосновании заявленных требований указал, что 09.09.2022 он подал заявление № ответчику о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка, площадью 163кв.м., расположенного по адресу: <адрес> государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории. Ответчик отказал в своем постановлении № от 06.10.2022 в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Основанием отказа являлись следующие причины – границы участка не согласованы со смежными землепользователями.
Полагает, что причина отказа незаконна, не имеет под собой оснований, поскольку, с его точки зрения, у ответчика отсутствует право не давать согласие на предоставление ему земельного участка, который с 1993 года находится во владении его и его родственников.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным постановление администрации с.п.Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области от 06.10.2022 № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов», обязать ответчика согласовать предоставление земельного участка
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 25 января 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Давыдова С.В. отказано (л.д. 82-85).
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности решение суда просит отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 91-94).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержатся в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Давыдов С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номеров №, площадью 1798 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 5-9).
Давыдов С.В. 09.09.2022 обратился к ответчику с заявление № о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка, площадью 163кв.м., расположенного по адресу: <адрес> государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории, акт согласования местоположения границ земельного участка (л.д. 27-29).
06.10.2022 Администрацией городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области вынесено постановление №641 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории», сославшись на основание, предусмотренное пп.2 п.8 ст.39.15, пп.1 ст.39.16 ЗК РФ, в связи с отсутствием согласования с органом местного самоуправления.
Не согласившись с данным решением, административный истец Давыдов С.В. Н. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что изложенные в обжалуемом распоряжении обстоятельства, послужившие основанием к отказу в предоставления земельного участка, проверялись судом, нашли своего подтверждения в материалах дела, истцом не доказано отсутствие споров о границах земельного участка с органам местного самоуправления. При этом, как установлено в решении от 27.09.2022, имеющем преюдициальное значение по настоящему делу, у Давыдова С.В. отсутствуют какие-либо законные основания претендовать на данный земельный участок.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормами Главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного кодекса.
Согласно пп.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В силу положений ст.9.1 Закона Самарской области №94-ГД от 11.03.2005 «О земле» гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.
Как следует из материалов административного дела, испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 163 кв.м. граничит по точкам н5 н4 с земельным участком административного истца, по остальным границам земельный участок относится к землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности,
Как следует из оспариваемого постановления, основанием к отказу явилось, по мнению администрации, не соблюдение требований п.4 ст. 39 Федерального Закона 221-ФЗ от 24.07.2021 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а именно отсутствие согласования органом местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Как следует из ст. 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (п. 1).
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (ч. 2 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности границы участка согласовываются со следующими лицами, которым принадлежат смежные земельные участки: собственниками; лицами, которым участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения; лицами, которым участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий); арендаторами, если участок находится в публичной собственности и передан в аренду на срок более 5 лет.
Кроме того, от имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (часть 4 статьи 39 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных выше требований законодательства администрация не относится к числу лиц, определенных ч.3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности.
Доводы суда первой инстанции о наличии спора о границах земельного участка со смежными землепользователями, что подтверждается решением Красноярского районного суда Самарской области по гражданскому делу № по иску администрации г.п.Новосемейкино к Давыдову С.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка, являющегося предметом спора по настоящему административному делу, не может быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку наличие спора о границах земельного участка не являлось предметом отказа, кроме того, предметом спора по гражданскому делу № являлось неправомерность использования земельного участка без наличия правовых оснований и освобождение его в связи с отсутствием правовых оснований, причем администрацией были предоставлены поворотные точки (координаты) фактических границ земельного участка площадью 163 кв.м., которые не оспаривались Давыдовым С.В., что свидетельствует об отсутствии спора по границам и согласовании границ данного земельного участка.
При таких обстоятельствах судебный акт суда первой инстанции нельзя признать законными и он подлежат отмене с принятием нового судебного акта, которым административные исковые требования Давыдова С.В. в части признания незаконным постановления Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 06.10.2022 № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории».
Судебная коллегия полагает, что правовые основания не удовлетворения требований в части обязания ответчика согласовать предоставление земельного участка отсутствуют.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принять органом при реализации его полномочий.
Таким образом, возложения на административного ответчика обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков согласно схеме расположения земельного участка, противоречит требованиям закона, регулирующим спорные отношения.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, полагает необходимым обязать администрацию городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения, обязав возобновить работу по рассмотрению заявления Давыдова С.В. от 09.09.2022 №.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 25 января 2023 года отменить, постановить по делу новый судебный акт, которым административные исковые требования Давыдова С.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 06.10.2022 № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории».
На Администрацию городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области возложить обязанность возобновить работу по рассмотрению заявления Давыдова С.В. от 09.09.2022г.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: