Дело № 7/1-58/2021
РЕШЕНИЕ
04 марта 2021 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда Крук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Крупновой С.А. на постановление судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Крупновой С.А.,
установил:
постановлением судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 декабря 2020 года Крупнова С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Крупнова С.А. обратилась в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить.
В обоснование доводов жалобы указала, что распоряжение губернатора Амурской области от 27 января 2020 года № 10-р, о нарушении которого указано в протоколе об административном правонарушении, не оформлено в соответствии с правилами делопроизводства и не имеет юридической силы, поскольку губернатор относится к органам исполнительной власти и не имеет полномочий на издание приказов и введение на подведомственной территории правил во время эпидемии; положения п. 4.4 СП <дата>-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению; при привлечении её к административной ответственности допущены процессуальные нарушения, а именно: ей не были разъяснены права, административное расследование не проводилось, определение о его проведении не составлялось, не велась видеосъёмка, свидетелей не было, расписки свидетеля об ответственности за дачу ложных показаний в материалах дела нет, о судебном заседании её уведомили ненадлежащим образом – по телефону, с материалами дела её не ознакомили.
Письменных возражений на доводы жалобы не поступило.
Надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела Крупнова С.А., представитель МО МВД России «Белогорский» в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п. «а»); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (п. «у»); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» ст. 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пп. «а.1» ст. 10 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 19 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Часть 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила), граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «г» п. 4 Правил при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила «СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее - СП 3.1.3597-20).
В соответствии с п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются, наряду с прочим, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытьё рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток).
Из приведенных норм следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением губернатора Амурской области от 27 января 2020 года № 10-р с 8 часов 00 минут 27 января 2020 года на территории Амурской области введён режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которая может повлечь ущерб здоровью людей.
В соответствии с пп. 4 п. 7 указанного распоряжения (в редакции распоряжения от 30 октября 2020 № 259-р, действующей на момент события правонарушения) на всех лиц, проживающих и (или) временно находящихся на территории Амурской области возложена обязанность обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Как следует из материалов дела, 02 декабря 2020 года в 11 часов 00 минут в помещении магазина «Табачный дом», расположенном по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Денисенко, д. 2, Крупнова С.А. в нарушение пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, пп. 4 п. 7 распоряжения губернатора Амурской области от 27 января 2020 года № 10-р находилась без средств индивидуальной защиты (маски).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Крупновой С.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения Крупновой С.А. правонарушения и её вина подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 02 декабря 2020 года № АО 28125395 ПР (л.д. 2); объяснениями Крупновой С.А. от 02 декабря 2020 года (л.д. 3), свидетеля Ф.И.О.3 от 02 декабря 2020 года (л.д. 4); фотоматериалами (л.д. 7); рапортом сотрудника полиции от 02 декабря 2020 года (л.д. 8) и иными доказательствами, которым судьёй городского суда дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судьёй городского суда обстоятельств дела свидетельствуют о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, Крупнова С.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закреплённые в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административный материал оформлен должностным лицом МО МВД России «Белогорский» в пределах компетенции и в соответствии с действующим законодательством, процессуальных нарушений допущено не было.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нём отражены все необходимые данные для разрешения дела по существу. Событие административного правонарушения описано в протоколе об административном правонарушении должным образом в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы при составлении протокола об административном правонарушении Крупновой С.А. были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1 КоАП РФ, о чём свидетельствуют её подписи в соответствующих разделах протокола об административном правонарушении от 02 декабря 2020 года. Крупновой С.А. также была предоставлена возможность дать свои объяснения по выявленному факту нарушения, что подтверждается её записью в протоколе о согласии с ним и письменными объяснениями от 02 декабря 2020 года. Оснований ставить под сомнение подпись Крупновой С.А. в указанных документах не имеется, заявлений о подложности такой подписи Крупновой С.А. не заявлялось.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено Крупновой С.А. в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о рекомендательном характере п. 4.4 санитарно-эпидемиологические правил СП 3.1.3597-20 являются ошибочными и противоречат содержанию вышеуказанных норм права, из системного толкования которых следует, что введенные и действующие санитарные правила в режиме повышенной готовности являются обязательными для всех лиц.
Оснований ставить под сомнение юридическую силу распоряжения губернатора Амурской области от 27 января 2020 года № 10-р, как указывает заявитель жалобы, не имеется. Указанное распоряжение в установленном порядке незаконным не признано, полномочиями на его принятие губернатор Амурской области наделён согласно вышеприведённым положениям ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ.
Доводы жалобы Крупновой С.А. о нарушении порядка привлечения её к административной ответственности, выразившееся в не проведении административного расследования, не принятии соответствующего определения, отсутствии видеосъёмки правонарушения и свидетелей, являются несостоятельными, поскольку в силу ст. 28.7 КоАП РФ проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, не является обязательным, а ведение видеосъемки правонарушения и наличие свидетелей нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не предусмотрено в качестве обязательных доказательств по делу.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вопреки доводу жалобы, материалы дела содержат объяснения свидетеля Ф.И.О.3 (л.д. 4), которой разъяснены права и обязанности свидетеля, она была предупреждена об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, что подтверждается её подписями.
Довод Крупновой С.А. о ненадлежащем её уведомлении о рассмотрении дела посредством телефонограммы является несостоятельным, поскольку такой способ извещения прямо предусмотрен ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, согласно которой лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Оснований считать, что Крупнова С.А. была лишена возможности ознакомления с материалами настоящего дела об административном правонарушении, вопреки доводу жалобы, не усматривается. Материалы дела не содержат сведений об обращении Крупновой С.А. с соответствующим ходатайством к судье Белогорского городского суда.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьёй Белогорского городского суда Амурской области допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Белогорского городского суда Амурской области от 29 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Крупновой С.А. оставить без изменения, а её жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 54).
Судья Амурского
областного суда А.В. Крук