Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-43/2024 (2-2238/2023;) ~ М-1609/2023 от 30.06.2023

Дело № 2-43/2024

УИД № 01RS0006-01-2023-001976-51

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

28 февраля 2024 года                                                                   а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Тимошенко О.Н.,

при секретаре Батове Р.Р.,

с участием истца Яцко И.А.,

представителя истца Горваль Н.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Шадже Р.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яцко Ирины Александровны к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» о признании права собственности на возведенную пристройку и о сохранении квартиры в реконструированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

Яцко И.А. обратилась в суд с иском к администрации                                    МО «Тахатмукайский район» о признании права собственности на возведенную пристройку и о сохранении квартиры в реконструированном состоянии, в обоснование иска указав, что Яцко И.А. является собственником земельного участка и квартиры на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Объект). Земельный участок с кадастровым номером площадью 854 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок принадлежит Яцко И.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права регистрационной записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с уточнением фактического местоположения границ и площади земельного участка, исправления реестровой ошибки, а также осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, Яцко И.А. вынуждена обратиться в суд. На основании решения Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости сведения о фактическом местоположении границ и площади земельного участка, изготовлен межевой план и осуществлена государственная регистрация кадастрового учета. Квартира с кадастровым номером , принадлежит Яцко И.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права регистрационной записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и при покупке составляла 27,3 кв.м. с местоположением объекта недвижимости: <адрес>. При покупке выше указанного объекта, бывший собственник Оганова Н.Н. передала мне документы, а именно: технический паспорт жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ составленный отделением ТИ по <адрес>, разрешение на строительство индивидуального жилого дома, выданное администрацией МО Тахтамукайское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ, а также определение Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о реальном разделе домовладения и земельного участка в соответствии с идеальными долями. Согласно определения суда, индивидуальный жилой дом был разделен в соответствии с идеальными долями сторон на <адрес>. Так как у истца имелось разрешение на строительство индивидуального жилого дома, выданное администрацией                                 МО Тахтамукайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, то сразу после приобретения объекта, в связи с необходимостью дальнейшей нормальной эксплуатации, связанной с проживанием, она устранила ряд дефектов здания, а также осуществила пристройку помещения. Таким образом, это получилась квартира со следующими характеристиками: год постройки индивидуального жилого дома —2009 год, год реконструкции квартиры — 2021 год, общая площадь — 117,8 кв.м., фундамент — бетонно/ленточный, материал стен — блочно-кирпичный, число этажей надземной части: 2. В данном помещении имеются все необходимые коммуникации: свет, вода, газ, септик. В целях легализации произведенной реконструкции и дальнейшего ввода объекта в эксплуатацию истец заказала и получила Технический план помещения на объект жилищного строительства (квартиру) в 2022 году, заключила договор об осуществлении технологического подключения к электрическим сетям и газоснабжению. В июле 2022 года истец обратилась в администрацию                МО «Тахтамукайский район» по вопросу выдачи уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ администрацию МО «Тахтамукайский район» оставила уведомление без удовлетворения, так как это является процедурой реконструкции многоквартирного жилого дома, а в соответствии с положениями Закона Республики Адыгея № 490 от 21.12.2021г. «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея» полномочия по данному вопросу с ДД.ММ.ГГГГ переданы в Комитет РА по архитектуре и градостроительству. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Регламентом о предоставлении муниципальных услуг истец обратилась в Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству заявление о выдаче разрешения на ввод объекта (квартиры) в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком Комитетом Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству был выдан отказ в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на ввод объекта: «Реконструкция квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>» в эксплуатацию. Указанный отказ был мотивирован тем, что в соответствии с ч.6 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, отсутствуют документы, указанные в ч. 3 и ч. 4 ст. 55 данного Кодекса. Согласно Правил землепользования и застройки МО Тахтамукайского сельского поселения, земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, находится в зоне Ж-1Б (зона застройки индивидуальными жилыми домами 1-3 этажа с приусадебными земельными участками) основным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства является, в том числе в строительство отдельно стоящего индивидуального жилого дома и объектов вспомогательного назначения, таких как гаражи, летние кухни и т.п. Истец полагает, что сохранение самовольной пристройки помещения не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что подтверждается экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ строительно-технической экспертизы. Выводы эксперта подтверждены ссылками на строительные нормы и правила, а также санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. При этом, вышеуказанное домовладение является единственным жильем для истца и ее несовершеннолетней дочери. На основании изложенного просит признать реконструкцию <адрес>, расположенную в многоквартирном жилом доме, находящеюся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, соответствующей требованиям закона; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о площади <адрес>, многоквартирного жилого дома, 2009 года постройки находящеюся по адресу: Российская Федерация, <адрес>. указать общей площадью 117,8 кв.м., в том числе жилой площадью 76,28 кв.м.; признать за Яцко Ириной Александровной право собственности на <адрес>, состоящую из трех жилых комнат, общей площадью 117,8 кв.м., в том числе жилой площадью 76,28 кв.м., расположенную в кирпичном многоквартирном жилом доме, 2009 года постройки, находящеюся по адресу: Российская Федерация, <адрес>, а также отразить при вынесении решения право (Яцко Ирины Александровны) о государственной регистрации права на реконструированную <адрес>, состоящую из трех жилых комнат, общей площадью 117,8 кв.м., в том числе жилой площадью 76,28 кв.м., расположенную в кирпичном многоквартирном жилом дома, 2009 года постройки, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с указанием в решении, что оно является основанием для постановки на государственный кадастровый учет в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» <адрес>, состоящей из трех жилых комнат, общей площадью 117,8 кв.м., в том числе жилой площадью 76,28 кв.м., расположенной в кирпичном многоквартирном жилом доме 2009 года постройки, по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Определением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 04.09.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству по Республике Адыгея.

В судебном заседании истец Яцко И.А. и ее представитель Горваль Н.Г. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Шадже Р.Н. при разрешении исковых требований полагался на усмотрение суда.

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству по Республике Адыгея, будучи надлежащим образом уведомленный о дате и времени проведения судебного заседания не явился, уважительность причин не явки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Так, в силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

При этом ст. 219 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (п.2 ст.51 Кодекса). Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с п. 4 ст. 51 Кодекса наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция представляет изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

При этом реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

Обязанность согласовать реконструкцию объекта капитального строительства со всеми его правообладателями предусмотрена пунктом 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Фасад многоквартирного дома, как ограждающая несущая конструкция, обслуживающая более одного помещения в доме, в силу статьи 290 Гражданского кодекса РФ, статьи 36 Жилищного кодекса РФ относится к общей долевой собственности собственников многоквартирного дома.

Множественность субъектов права собственности на одно и то же имущество предполагает необходимость согласования их воли по осуществлению правомочий в отношении него, что предусмотрено статьями 246 (пунктом 1) и 247 (пунктом 1) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома отнесено в силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ установлено, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Из положений приведенных выше правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи следует, что сохранение самовольно возведенного объекта недвижимости и возможность признания на него права собственности возможно в случае, если единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство, при этом сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Президиум Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утв. ДД.ММ.ГГГГ) указал, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе только при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.

При этом к существенным нарушениям строительных норм и правил подлежат отнесению такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.

В судебном заседании установлено, что Яцко И.А. является собственником земельного участка и квартиры на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 854 кв.м, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — для ведения личного подсобного хозяйства. Данный земельный участок принадлежит Яцко И.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права регистрационной записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с уточнением фактического местоположения границ и площади земельного участка, исправления реестровой ошибки, а также осуществления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, Яцко И.А. вынуждена обратиться в суд.

На основании решения Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения в сведения единого государственного реестра недвижимости сведения о фактическом местоположении границ и площади земельного участка, изготовлен межевой план и осуществлена государственная регистрация кадастрового учета.

Квартира с кадастровым номером , принадлежит Яцко И.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права регистрационной записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и при покупке составляла 27,3 кв.м. с местоположением объекта недвижимости: <адрес>.

Как следует из пояснений истца и искового заявления, при покупке выше указанного объекта, бывший собственник Оганова Н.Н. передала ей документы, а именно: технический паспорт жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ составленный Отделением ТИ по <адрес>, разрешение на строительство индивидуального жилого дома, выданное администрацией МО Тахтамукайское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ, а также определение Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о реальном разделе домовладения и земельного участка в соответствии с идеальными долями. Согласно определения суда, индивидуальный жилой дом был разделен в соответствии с идеальными долями сторон на <адрес>. Так как у истца имелось разрешение на строительство индивидуального жилого дома, выданное администрацией МО Тахтамукайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, то сразу после приобретения объекта, в связи с необходимостью дальнейшей нормальной эксплуатации, связанной с проживанием, истец устранила ряд дефектов здания, а также осуществила пристройку помещения. Таким образом, это получилась квартира со следующими характеристиками: год постройки индивидуального жилого дома —2009 год, год реконструкции квартиры — 2021 год, общая площадь — 117,8 кв.м., фундамент — бетонно/ленточный, материал стен — блочно-кирпичный, число этажей надземной части: 2.

В целях легализации произведенной реконструкции и дальнейшего ввода объекта в эксплуатацию истец заказала и получила технический план помещения на объект жилищного строительства (квартиру) в 2022 году, заключила договор об осуществлении технологического подключения к электрическим сетям и газоснабжению.

В июле 2022 года истец обратилась в администрацию МО «Тахтамукайский район» по вопросу выдачи уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

20.07.2022 года администрация МО «Тахтамукайский район» оставила уведомление без удовлетворения, так как это является процедурой реконструкции многоквартирного жилого дома, а в соответствии с положениями Закона Республики Адыгея № 490 от 21.12.2021г. «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея» полномочия по данному вопросу с 01.01.2022 года переданы в Комитет РА по архитектуре и градостроительству.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Регламентом о предоставлении муниципальных услуг истец обратилась в Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству заявление о выдаче разрешения на ввод объекта (квартиры) в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству был выдан отказ в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на ввод объекта: «Реконструкция квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>» в эксплуатацию. Указанный отказ был мотивирован тем, что в соответствии с ч.6 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, отсутствуют документы, указанные в ч. 3 и ч. 4 ст. 55 данного Кодекса.

Согласно Правил землепользования и застройки МО Тахтамукайского сельского поселения, земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, находится в зоне Ж-1Б (зона застройки индивидуальными жилыми домами 1-3 этажа с приусадебными земельными участками) основным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства является, в том числе в строительство отдельно стоящего индивидуального жилого дома и объектов вспомогательного назначения, таких как гаражи, летние кухни и т.п.

Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ сохранение самовольной пристройки помещения не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Определением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза строения, производство которой поручено ООО «Малком».

Согласно выводам заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ реконструкция жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, имеет признаки строительства капитального характера. Объект исследования, расположенный по адресу: <адрес>, градостроительным требованиям, строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, правилам землепользования и застройки МО «Тахтамукайское ельское поселение» соответствует. Объект исследования, расположенный по адресу: <адрес>, требованиям надежности, безопасности соответствует. Не создает помехи третьим лицам и не угрожает жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, следовательно бремя доказывая соответствия самовольно возведенного объекта требованиям действующего законодательства несет истец.

Оценив заключение судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ООО «Малком» по правилам ст.67 ГПК РФ, суд, находит его достоверным и допустимым доказательством по делу, поскольку учитывает, что эксперт, проводивший исследование, обладает специальными познаниями, при проведении экспертизы использовал нормативное и методическое обеспечение, применяемое в таких видах исследований.

В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 (ред. от 12.12.2023) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Заключение ООО «Малком» от ДД.ММ.ГГГГ содержит достаточные и однозначные выводы об отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью граждан, а также о пожарной и строительной безопасности реконструированного объекта.

Также суд принимает во внимание, что самовольно возведенная постройка находится на земельном участке, используемом истцом, сведений о нахождении в границах красных линий также не имеется, строение расположено в границах отведенного земельного участка и не ущемляет права и интересы третьих лиц. Все собственники помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выразили согласие на легализацию самовольной постройки Яцко И.А., что соответствует положениям статей 40 и 44 Жилищного кодекса РФ.

Каких-либо нарушений строительных норм и правил, либо неустранимых нарушений, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц, при реконструкции жилого дома допущено не было.

Истец предпринимала меры к легализации постройки, что подтверждается отказом Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству в выдаче акта ввода объекта в эксплуатацию указанной квартиры.

При рассмотрении указанного гражданского дела не установлено наличие нарушений прав ответчиков и третьих лиц, а равно и угрозы жизни и здоровью людей, при том, что квартира реконструирована при наличии проектной документации, а собственником предпринимались меры для получения разрешения на строительство (реконструкцию) спорной постройки.    Спорная постройка возведена в границах отведенного истцу земельного участка, соответствует необходимым требованиям противопожарной безопасности, строительным, градостроительных нормам и правилам, соответствует виду общественно-жилой зоны застройки, а также виду разрешенного использования земельного участка, конструкции здания многоквартирного жилого дома и квартиры в целом находятся в технически исправном состоянии.

Поскольку, истцом были приняты все легальные действия для получения разрешения на реконструкцию квартиры, но в установленном законом порядке оформить право на реконструированную квартиру он лишен возможности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании права собственности на реконструированное жилое помещение.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Яцко Ирины Александровны к администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» о признании права собственности на возведенную пристройку и о сохранении квартиры в реконструированном состоянии, удовлетворить.

Признать за Яцко Ириной Александровной право собственности на реконструированный объект недвижимости и сохранить в реконструированном состоянии – <адрес>, расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 117,8 кв.м., в том числе жилой площадью 76,28 кв.м., состоящую из трех жилых комнат.

Настоящее решение является основанием для регистрации за Яцко Ириной Александровной права собственности на указанное недвижимое имущество в реконструированном виде в части изменения площади жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: Российская Федерация, <адрес>, а также в части изменения площади многоквартирного жилого дома в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и постановки на кадастровый учет.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республике Адыгея через Тахтамукайский районный Республики Адыгея в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                              О.Н. Тимошенко

2-43/2024 (2-2238/2023;) ~ М-1609/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Яцко И.А.
Ответчики
Администрация МО "Тахтамукайский район"
Другие
Комитет по архитектуре и градостроительству Республики Адыгея
ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Горваль Наталья Григорьевна
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Тимошенко Ольга Николаевна
Дело на странице суда
tahtamukaysky--adg.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
05.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Подготовка дела (собеседование)
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
22.01.2024Производство по делу возобновлено
12.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее